Время реализации урока: 45 минут
Класс: 9
Тип урока – урок обобщения.
Вид урока: комбинированный
Структура урока – традиционная с элементами проблемной технологии.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа за компьютером
Методы: словесные, наглядные, практические
Цели урока:
Предметные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о понятии исполнитель, СКИ
- Отработать навыки составления и выполнения простых программ в программной среде КуМир
- Обеспечить усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций
Метапредметные:
- Развивать логическое и алгоритмическое мышление
- Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
- В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки Универсальные Учебные Действия:
Личностные:
- Воспитание ответственности за выполняемую работу
- Воспитывать умение слушать других и принимать совместное решение
Оборудование урока: Компьютерный класс с установленной на каждом компьютере учащегося программой КуМир, мультимедийный проектор, интерактивная доска,.
Дидактическое обеспечение урока: Карточки с заданием, презентация для интерактивной доски, папка с заданием на рабочем столе компьютеров для работы обучающихся, ссылка на ментальную карту,
Список литературы:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. – 295 с. : илл.
Интернет – ресурсы
- Ментальная карта. URL: http://sorvin.ru/=43w
- Материалы для видеофильма. URL:
- http://sorvin.ru/=43x
- http://sorvin.ru/=43y
- http://sorvin.ru/=43z
- http://sorvin.ru/=440
- http://sorvin.ru/=441
- http://sorvin.ru/=442
План урока
- Организационный момент.– 1 мин.
- Актуализация опорных знаний –10 мин.
- Учебный фильм – 5 мин.
- Распределение на группы и инструктаж – 5 мин
- Практическая работа –12 мин.
- Физкультминутка – 1 мин
- Промежуточные итоги. 5 мин
- Презентация решения задачи.– 6 мин.
- Подведение итога, рефлексия. – 5 мин.
Ход урока
1 . Организационный момент
Приветствует учеников, проверяет присутствующих.
2. Актуализация опорных знаний.
Посмотрите, пжл, на доску и скажите, как вы думаете, в какой программной среде мы будем работать?
Какие исполнители будут нам помогать?
Подсказка спрятана на слайде 3, инструмент ластик позволит отобразить информацию
Скажите, пжл, о чем нужно помнить, составляя программу для любого исполнителя?
Напомните мне, какая Система Команд у каждого из перечисленных исполнителей?
А есть ли у данных исполнителей применение в жизни?
Потребуются ли вам навыки составления программ для исполнителей??
Существуют такие профессии, в которых необходимы умения составлять программы для исполнителей.
3. Учебный видеофильм
Как вы поняли из фильма, на май месяц этого года в нашем регионе планируется запуск горно-обогатительного комбината. Для работы на ГОКе требуются высококвалифицированные специалисты по следующим специальностям: горнопроходчик, изыскатель, обогатитель.
4. Распределение на группы и инструктаж
Давайте посмотрим примеры задач, которые решают данные специалисты.
Задача. Проложить маршрут движения самоходных машин внутри горы для бурения шахты.
Т.о. человек может не подвергать свою жизнь опасности, а написать программу самоходной машине.
ЗадачаПроложить дорогу для вывоза апатитонефелиновой руды, не затрагивая Природной зоны «Хибины».
Маркшейдеры установили контрольные точки, через которые пройдет дорога, задача изыскателей привязать этот проект к рельефу местности.
Задача. Смонтировать дробильно – сортировочный комплекс. На схеме обозначены соответственно: дробление, флотация, фильтрация и сушка – все этапы получения апатитонефелинового концентрата. Задача обогатителя создать автомат, на котором будут последовательно выполняться все обозначенные операции.
Вы уже в 9 классе. Пришло время задуматься о выборе будущей профессии. Предлагаю вам попробовать свои силы в одной из профессий. Для этого необходимо разбиться на три бригады, назначить бригадира.
* На столе при входе в класс, учащимся предлагалось выбрать бейдж (картинки разные, но различия сразу не видны, так как бейджи выполнены в едином стиле). [Приложение1]
Распределяют обязанности в группе:
- выбирают бригадира
- назначают ответственных за публикацию результатов решения задачи в сети
- назначают ответственных за проведение защиты проекта, заполнить и сдать табели учета рабочего времени своей бригады. [Приложение2]
5. Практическая работа
За 12-15 минут нужно решить задачу, приготовиться к ее защите по следующим вопросам:
- какого исполнителя необходимо использовать при решении,
- перечислите СКИ,
- основные алгоритмические структуры, которые применяли при решении.
Ответы на вопросы оформить в картах памяти (ссылка указана в путевом листе и лежит в электронном варианте на компьютерах учащихся), перечислить основные этапы и необходимые умения для решения.
6. Физкультминутка
Внимание, внимание, говорит цеховой врач.… Всем бригадирам срочно провести у своих подчиненных производственную гимнастику. Комплекс упражнений вы найдете на стенде в уголке здоровья. Спасибо.
7. Промежуточные итоги.
Публикуют ментальную карту
Публикуют результаты решения задачи в сети
Готовятся к презентации решения задачи
Обсуждают, готовятся к выступлению и продумывают возможные вопросы и ответы
8. Презентация решения задачи
Презентуют работу в группе
Оценивают работы каждого члена команды
9. Подведение итога, рефлексия
Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Мы с Вами узнали новую информацию о молодом перспективном предприятии и даже попробовали свои силы в некоторых специальностях, где могут применяться исполнители. Я желаю вам выбрать достойную профессию и быть востребованными на нашей Кольской земле!
Приложение 6 (видеофайл удален ввиду превышающих допустимые пределы размеров и дублирования приложением 7)