4 класс. Программа «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин
Цели:
- сформировать представление о Петре I – первом императоре; познакомить учащихся с преобразованиями Петра I; формировать у учащихся образное представление о России начала XVIII века;
- развивать умения работать с текстом; выделять главную мысль; делать выводы и обосновывать их развивать познавательную активность учащихся.
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства гражданственности, патриотизма на примере жизни деятельности Петра I; прививать интерес к истории родного государства и малой Родине.
Оборудование: музыкальное оформление, портрет Петра I; фотографии Санкт-Петербурга; историческая карта; карточки; презентация слайдов.
Ход урока
I. Организация класса.
– Здравствуйте, дорогие ребята.
– Здравствуйте, уважаемые гости.
– Мы рады видеть вас на уроке. Надеюсь, что у всех хорошее настроение.
Перед вами, ребята, два цветочка – красный и белый.
Красный цвет – цвет радости, белый цвет – цвет печали.
В конце урока вы посадите два дерева – дерево радости и дерево печали.
Вы оцените своё настроение от урока и украсите одно из деревьев.
II. Проверка домашнего задания.
- На карточках соединить стрелками. При каком князе были построены стены Кремля: деревянные, белокаменные, кирпичные? (Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III) (Приложение №1)
- Чем знамениты города Золотого кольца? (работа по карте) (Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир.Строительство городов, монастырей, дворцов, церквей, соборов)
III. Мотивация.
– Ребята, послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Этот поэт посвятил много произведений Великому человеку Петру I
То академик, то герой,
То мореплаватель,
То плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
– Сегодня мы узнаем, как был основан в начале XVIII века новый город – Санкт-Петербург и конечно же о его создателе.
IV. Изучение нового материала.
1) Знакомство с личностью Петра и его делах.
Рассказ учителя. Петр Алексеевич (1672 – 1725гг)
30 мая 1672 года у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны родился сын – царевич Петр. Родители души в нем не чаяли, не могли нарадоваться на своего младшего сыночка. Рос мальчик на редкость крепким и здоровым, очень подвижным. Он любил игрушки, особенно лук со стрелами, узорчатый щит, сабельку и маленьких солдатиков.
Когда пошёл ему восьмой год, он начал учебу.
Весной 1682 года Петр был провозглашен царем, но правили тогда за него другие. Он с матерью переселился в село Преображенское. Здесь учеба вскоре прекратилась. И зажил царь привольной жизнью. В то время был обычай (правило) приставлять к царевичам из знатных семей сверстников для игр и потехи.
Образовался целый «потешный полк», который назвали «Петровым». Одев солдат в темно-зеленую форму, Петр приказал иноземному офицеру обучать их военному делу. И сам начал службу простым барабанщиком.Однажды Петр, забравшись в сарай, обнаружил в дальнем углу большую лодку. Он узнал, что это английский бот, который может плавать под парусом даже против ветра.
По его приказу среди иностранцев, живших в Москве, нашли опытного моряка, который починил бот. При помощи «потешных ребяток» спустили бот на воду реки Яузы. Когда бот поплыл резво как по ветру, так и против, не было конца восторгам Петра.
2) Как же был создан первый русский флот?
Ботик, который построил Петр I, сохранился до наших дней. Он находится в музее.
Русские мастера обладали немалым опытом кораблестроения. Однако Петр решил поучиться и в европейских странах. Он сам провел многие дни на верфях Голландии и Англии, стремясь постичь секреты мастеров. (Верфь – место постройки и ремонта судов)
Был издан царский указ о возведении корабельной верфи на Азовском море.
3) Град Петра.
а) Решил Петр I заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные. Частыми были наводнения. Но решение царя было непреклонным. «Государев указ вышел. Спешно строиться будем»– так го-
ворили в народе. На работы сгоняли ежегодно более 40 тысяч человек со всей России. Осушали болота, рыли каналы, делали насыпи, мостили топкие улицы.
б) Работа по картине «Постройка Петербурга при Петре I»
– Что вы видите на картине?
– Какое настроение вызывает картина?
– Какие чувства вас охватили?
в) Строился город долго – ведь техники-то не было, почти все делалось вручную.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...
г) Для обороны города строители заложили на Заячьем острове весной 1703 года крепость, назвав её Санкт-Петербургом, что означает город святого Петра. Отсюда начинался новый город.
Видеоролик №1
4) В 1710 году на берегу Невы для музея редких вещей построили специальное здание. Первый музей России – Кунсткамера – в переводе – «кабинет редкостей».
В него поместили собранные самим Петром и приобретенные за границей оружие, посуду, инструменты, чучела редких птиц и зверей. Музей все время пополнялся. Разрешил Петр «в оную Кунсткамеру впредь всякого желающего впускать и водить, показывая и изъясняя вещи».
– Когда строили Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город, а жить в нем будем мы». Но история доказала, что это не так.
5) Видеоролик №2
Знаменитый Полтавский бой принес новую славу Петру и России. Карл XII не выдержал натиска русских воинов.
Длилась война более 20 лет, а в историю вошла под названием «Северной».
В народе жива поговорка: «Бит, как швед под Полтавой». Это значит, разбит наголову.
В 1721 году шведы запросили мира, наша страна получила, наконец, выход к Балтийскому морю.
Физминутка
Волны плещут в океане
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,–
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок
Продолжаем наш урок.
6) Новый календарь.
В России был год 7207 (от сотворения мира)
А в Европе – 1699 (от Рождества Христова)
20 декабря 1699 года он издал указ: «В знак ...доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве ... друг друга поздравлять с новым годом; между тем по большим улицам...поставить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых...кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 по 7 января костры и смоляные бочки...»
Так в России пришел Новый год – 1700, за которым начинался новый век – XVIII, так появился новый календарь.
7) Первая русская печатная газета.
В XVII веке специально для царя и его ближайших придворных делали переводы зарубежных газет. Газету стали печатать в типографии. Назвали «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах», или просто «Ведомости».
8) Почему Петра I прозвали Великим.
В русской истории Пётр I был самым необычным царём: любознательный, энергичный, трудолюбивый. Руки его были вечно в работе, с них никогда не сходили мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Но особенно любил Петр морское дело.
Петр I любил говорить : «Я царь, а у меня мозоли на руках».
9) «Я ученик и нуждаюсь в учителях», – вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.
Доброе дело сделал Петр I – он велел заменить старославянскую сложную азбуку на более простую, чтобы чтение и письмо стали более доступными всем желающим знать грамоту.
10) Петр заботился о нравах и поведении молодых дворян и купцов. Для них он приказал перевести с немецкого языка книгу – «Юности честное зерцало», где давались наставления, как надо себя вести в обществе.
– Прежде всего, дети должны отца и мать уважать и относить к ним с великим почтением. Все приказы родителей выполнять.
V. Работа с печатной тетрадью.
Прочитайте стихотворение в рабочей тетради стр.24 №24
... И думал он:
В Европу прорубит окно...» А. Пушкин
Словарная работа:
Сановник (устар.) крупный влиятельный чиновник, занимающий высокое положение. Царский сановник.
«Окно в Европу» (сценка показана детьми) (Приложение №3)
– В 1721 году Сенат (орган управления страной) за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул (звание) Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.
- – Кого победила Российская армия? Какого «надменного соседа»? (Шведов)
- – С каким историческим деятелем России связано название города? (Петр I)
- – Почему этот город назвали «Окном» в Европу? (Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой)
- – Как называли Петра I? Поясни почему. (Царь-плотник)
VI. Закрепление изученного.
«Много потрудился Петр великий для славы России»
– Какие дела Петра I вы бы назвали великими?
Чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете с учебником, на карточках указаны страницы учебника. Прочитайте указанные страницы, выберите ответы-предложения, которые относятся к делам Петра.
Дела Петра можно назвать реформы.
Устав работы в группе.
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай.
Работа по учебнику в группах.
1-я «Армия и флот» стр.72–73 (учебник)
Вывод: Россия стала морской державой.
2-я «Государство» стр. 74 (учебник)
Вывод: Россия из боярской страны превратилась в европейское государство, с которым стали считаться уважать, торговать, заключать мир. Это помогло стране становиться крепким государством – Империей.
3-я «Культура» стр. 75-76 (учебник)
Вывод: люди стали образованнее, стали ездить за границу, складывались новые традиции. Всё помогало движению России вперед. Образование школ – развитие науки, наука – новые изобретения – развитие предприятий.
Разгадаем кроссворд
- Как называлась первая русская газета. (Ведомости)
- Орган управления страной, введённый Петром I. (Сенат)
- При Петре был построен русский... (флот)
- В ходе Северной войны со шведами при Петре появилась русская (армия)
- Навигацкие, инженерные, «цифирные» ... (школы)
- Область, которой управлял губернатор. (губерния)
- Кунсткамера – это первый русский .... (музей)
– Какое слово получилось по вертикали «Великий»
– Кого мы называем таким именем?
– А почему?
Тест. (Приложение №4)
Проверка: ответы на экране
Мы справились с тестом.
Город Санкт-Петербург, является памятником Петру Великому, его делам, свершениям. Оценивая деятельность Петра Великого, русская императрица, Екатерина II, повелела установить Петру I памятник, человеку основавшему город на европейский лад. Этот памятник мы знаем под названием «Медный всадник».
И мне хотелось бы закончить, словами А.С. Пушкина:
«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия»
– Почему российские императоры не жалели средств на его украшения? (новая столица)
– Что имел в виду А.С.Пушкин, который писал о Петре I: «на троне вечный был работник»?
VII. Итог.
С именем Петра I Великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это были настоящие преобразования во всех областях: науке, технике, экономике. Россия, наконец-то, воспряла ото сна и на весь мир властью заявила о себе. Спасибо вам за то, что многие из вас проявили себя знающими, пытливыми, находчивыми.
– Давайте украсим наши деревья.
Если вам было интересно на уроке, вы многое узнали, у вас радостное настроение, то украсьте «дерево радости» красными цветами; – а если вам было не интересно говорить о прошлом нашей страны, вам было скучно, у вас изменилось настроение, в худшую сторону – то вы украсьте «дерево печали».
VIII. Домашнее задание и выставление оценок.
– С помощью рисунков рассказать о наиболее важных делах Петра Великого стр. 72–77. Подобрать стихи, рассказы о делах царя. Ответить на вопросы в рабочей тетради с.24 №25