Класс: 6.
Цель: Сформировать представление детей о сущности труда, творческой деятельности и процессе творчества.
Планируемые результаты:
Образовательные:
- Закрепить понятие труда , как жизненной необходимости человеку.
- Закрепить знания о ремесле, творчестве, мастерстве.
Развивающие:
- развитие навыков анализа и сравнения;
- развитие логического и образного мышления;
- формирование умения делать и обосновывать логические выводы;
- формирование навыков самостоятельного поиска информации;
- совершенствование умения учащихся обобщать материалы источников, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
Воспитательные:
- формирование у учащихся отношения к труду, как к одной из важнейших ценностей человека;
- воспитание уважительного отношения к труду человека
- формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.
Оборудование урока:
Образовательные электронные ресурсы:
- презентация «Труд и творчество»;
- Интернет-ресурсы: материалы сайтов «Фестиваль «Открытый урок», «Компьютер на уроках истории, обществознания и права»;
Мультимедийный проектор;
Трудовой кодекс РФ;
Раздаточный материал:
- белые фигуры в форме листа и ватман для упражнения «Коллаж».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Учеников в классе: 26.
Используемые учебники и учебные пособия:
- Учебник "Обществознание" под редакцией Боголюбова для 6 класса;
- Рабочая тетрадь по обществознанию для 6 класса.
Используемая методическая литература: Пособие для учителя по обществознанию под редакцией Боголюбова.
Краткое описание: Комбинированный урок с использованием интерактивной доски и творческой групповой работы, фронтальная беседа, работа с раздаточным материалом.
План урока:
- Отличие труда человека от животного.
- Понятие мастерства, ремесла в жизни человека и общества
- Может ли человек научиться работать творчески?
- Творческие профессии.
- Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Рабочие пометки |
I. Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности класса к уроку. |
|
II. Опрос домашнего задания |
– Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте вспомнить, что такое труд в жизни человека? В каком кодексе мы можем узнать о труде? Ответы учеников. – Трудовой кодекс РФ. |
Слаид 2 |
III. Изучение новой темы |
Вводная беседа. – Ребята, начать урок я бы хотела со слов:
– Как вы думаете, можем мы по эпиграфу назвать тему урока? Ответы учеников: труд, любовь, творчество и т.д. Тема нашего урока: "Труд и творчество". 1. Отличие труда человека от животного. – Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Ответы учеников. – Давайте прочитаем первый раздел в параграфе № 13 «Что такое творчество» и распределим в схеме, отличие труда животного от труда человека и сделаем вывод, чем они отличаются. Итак, животные все эти умения получают им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. 2. Понятие мастерства, ремесла в жизни человека и общества. Слово учителя. Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить изделия. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд человека или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д. В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
и многие другие. – Вспомните из курса Древней истории 5 класса, каких людей назвали ремесленниками? – Важен ли был труд ремесленника для развития общества и жизни людей? Ремесленник – лицо, обладающее определёнными навыками, производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы — конечные продукты труда, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов. Задание 1. (с использованием интерактивной доски): Как связаны по смыслу и происхождению слова: Творчество, творить, творец, творение? Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. – А вы ребята были на выставках творческих работ в музеях? Что вам запомнилось, что заставило задуматься, а может кто-то сам захотел попробовать что– то сделать своими руками? Ответы учеников. Задание 2: (с использованием интерактивной доски): Какие слова лишние в перечне и почему? Труд, ремесло, творчество, фантазия, образец, кустарь. – Знаете ли вы кто такой мастер, ремесленник? – Чем отличается труд ремесленника от труда на заводах и фабриках? Почему очень ценными считаются изделия сделанные в ручную? Мастер – человек, достигший высокого мастерства в своём деле. Задание 3. – Рассмотреть иллюстрации на стр. 136. Как ты думаешь, какие предметы сделал мастер, а какие ремесленник? – Рассмотреть изображения церквей, икон, репродукций картин на стр. 138-140, 142 учебника. Можно ли назвать эти произведения шедеврами, творениями мастеров? 3. Может ли человек научиться работать творчески? Люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, стараются не только создавать нужные вещи для жизни, но и что бы они были красивыми, привлекали внимание, эксклюзивными. – Как вы думаете, почему? Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации. – Каким образом человек может самореализоваться в работе? Проявив фантазию, выдумку, воображение – проявив творческие способности. 4. Творческие профессии. – Вы можете назвать творческие профессии? Ответы учеников: писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. – Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер вкладывает свою душу в творение. Хотя творчество можно проявить в любом занятии. |
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 |
VI. Подведение итогов темы |
Задание 4. Давайте с вами составим синквеин со словом творчество. |
|
VII. Рефлексия |
Групповая творческая работа. Ученикам даётся листочки. Закончим мы с вами урок рефлексией – сделаем творческую работу – коллаж "Дерево пожеланий". Напишем пожелания на будущее себе, или классу на листиках и приклеим на рисунок с деревом, желающие могут раскрасить свои листочки еще и в разные цвета. |
|
VIII. Подведение итогов урока |
Выставление оценок за урок. Домашнее задание: параграф 13, задание 2-3 стр.143 |
Слайд 9 |