Программа элективного курса "Нормы языка как составляющая культуры речи"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Культура отдельного человека заключается не только в знании искусства (литературы, живописи, музыки и т.д.), умении вести себя в обществе, в его действиях и поступках, но и в знании языков, и прежде всего своего родного языка, умении пользоваться им при общении с другими людьми.

Культура речи – часть общей культуры человека.

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. На колебания и сложность норм русского литературного языка сетует стар и млад. Впрочем, образованная часть общества никогда не была безразличной к своему языку. Почти всегда находились сторонники языкового обновления, даже реформ языка, а с другой стороны, пуристы – ревнители чистоты и правильности старых, традиционных речевых навыков.

Читая периодику, слушая теле- и радиопередачи, все больше убеждаешься в том, что речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый элемент образованности, интеллектуальности и что, наоборот, к большому огорчению, «языковая малограмотность» («признак низкой культуры», как писал Максим Горький), незнание норм языка становится явлением теперь уже не редким в нашем обществе.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Знание речевых норм необходимо любому человек.

Актуальность программы

Нормы языка – это составляющая культуры речи. Нет необходимости доказывать, как велика роль школы в повышении культуры речи, в усвоении норм литературного языка. Школа – основной канал сознательного воздействия на речевую практику подрастающего поколения. Именно в стенах школы исправляются и шлифуются языковые навыки, здесь формируется правильная литературная речь. Слушая современных подростков, молодых людей, порой с трудом понимаешь, о чем они говорят, так засорена их речь словами – «паразитами», так режет слух речь неправильная, не основанная на нормах языка. Именно потому считаю данную программу актуальной. На уроках русского языка мы, конечно же, рассматриваем нормы языка, но из-за нехватки времени не всегда удается проработать каждую норму. На ЕГЭ по русскому языку учащиеся также сталкиваются с нормами языка: они представлены в шести видах заданий: А2, А3, А4, А5, А6, А28.

Методологические положения программы:

  • учить учащихся анализировать, классифицировать, исследовать;
  • использование метода анализа (анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности употребления).

Цель программы:

  • углубление знаний учащихся о нормах языка;
  • формирование умения соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка;
  • подготовка к ЕГЭ.

Задачи:

  • учить учащихся анализировать, классифицировать, исследовать языковые факты;
  • развитие умения оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
  • развитие умения осуществлять речевой самоконтроль;
  • научить говорить и писать правильно на основе анализа распространённых ошибок;
  • развитие умения применять (соблюдать) нормы языка в речевой практике, как в письменной, так в устной;
  • развитие умения работать с различными словарями;
  • углубить представление учащихся о системе языка;
  • повышение уровня образованности учащихся.

Ожидаемые результаты обучения:

Критерием успешности работы элективного курса можно считать выполненное на «хорошо» итоговое тестирование по теме курса в формате ЕГЭ.

После изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • орфоэпические нормы;
  • лексические нормы;
  • морфологические нормы;
  • синтаксические нормы (грамматические);
  • понятие «культура речи»;
  • понятие «нормы речи».

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка;
  • оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм литературного языка;
  • оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм литературного языка;
  • оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм литературного языка;
  • соблюдать основные нормы языка в письменной и устной речи;
  • уметь выполнять задания ЕГЭ А2, А3, А4, А5, А6, А28.

Основой данной программы является учебный материал по русскому языку 5-9 классы.

Учащиеся могут выбирать задания зачётной работы в соответствии с уровнем усвоения.

Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:

  • в начале каждого занятия проводится зачёт по ранее изученной теме;
  • дополнительные баллы ставятся за активное участие в каждом занятии;
  • выполнение на оценку «хорошо» и «отлично» итоговой контрольной работы.

Динамика роста знаний и умений учащихся фиксируется с помощью тестирования на первом и последнем занятиях.

Используются такие формы занятий, как лекция, беседа, исследование, лабораторная

работа, коллоквиум, семинар, практикум, тестирование (на усмотрение учителя).

Курс обеспечен учебными и дидактическими материалами. В кабинете русского языка

№ 1 имеются в достаточном количестве (5-6 экземпляров, при необходимости можно сканировать - копировать) брошюры по теме курса. Также имеется много дидактического материала (упражнений и тестов тренировочного и контрольного характеров) по нормам языка.

Программа предназначена для учащихся 10-11 классов

Краткое описание структуры программы:

Программа состоит из трёх разделов и рассчитана на 17 часов.

Раздел 1. Введение в курс. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. (1 час)

Раздел 2. Нормы русского литературного языка. (13 часов)

Раздел 3. Итоговая контрольная работа. (3 часа)

Описание разделов программы

Раздел 1. Введение в курс. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. (1 час).

Цель: дать понятие речевой культуры.

Задачи раздела:

  • познакомить учащихся с основами курса, программой курса, видами их деятельности;
  • сформировать понятие «речевая культура»;

Ученики должны знать: понятие «культура речи».

Проводится небольшое тестирование с целью пронаблюдать в дальнейшем динамику роста знаний и умений учащихся по теме «Нормы речи».

Раздел 2. Нормы русского литературного языка. (13 часов).

Цель: углубление знаний учащихся о нормах языка, подготовка к ЕГЭ.

Задачи раздела:

  • учить учащихся анализировать, классифицировать, исследовать языковые факты;
  • развитие умения оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
  • развитие умения осуществлять речевой самоконтроль;
  • научить говорить и писать правильно на основе анализа распространённых ошибок;
  • развитие умения работать со словарями;
  • повышение уровня образованности учащихся.

Ученики должны

знать:

  • понятие «нормы речи»;
  • орфоэпические нормы;
  • акцентологические нормы;
  • лексические нормы;
  • морфологические нормы;
  • синтаксические нормы (грамматические)

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм русского литературного языка;
  • соблюдать основные нормы языка в письменной и устной речи;
  • уметь выполнять задания ЕГЭ А2, А3, А4, А5, А6, А28.

Используются такие формы занятий, как лекция, беседа, исследование, лабораторная работа, коллоквиум, семинар, практикум, тестирование (на усмотрение учителя)

Раздел 3. (3 часа) Итоговая контрольная работа (2 часа). Подведение итогов курса. Рефлексия. (1 час).

Цель: Проверить знания и умения учащихся. Подвести итоги работы элективного курса.

Примерный учебно-тематический план

№ занятия  Тема занятия Количество часов
1 Введение в курс. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. 1 час
2, 3 Орфоэпические нормы языка. 2 часа
4, 5 Акцентологический минимум. 2 часа
6, 7, 8 Лексические нормы языка. 3 часа
9, 10, 11 Морфологические нормы языка. 3 часа
12, 13, 14 Синтаксические нормы языка. 3 часа
15, 16 Итоговая контрольная работа по теме курса. 2 часа
17 Рефлексия. Подведение итогов работы. 1 час

Приложения: (Некоторые материалы для учителя)

Литература, использованная для составления программы:

  1. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М.: Издательство «Флинта», 2000.
  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Ипполитова Н.А, Князева О.Ю, Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2007.
  4. Калинин А.В. Культура русского слова. – М.: Изд-во Московского университета, 1984.
  5. Крылова Р.В. Словарь ударений русского языка: Для учащихся сред. и ст. шк. возраста. – Мн.: Нар. Асвета, 1989.
  6. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Курс лекций. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  7. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум – справочник для 10-11 классов. – 2 –е изд., М.; Издательство «Флинта», 2000.
  9. Сборник упражнений по стилистике и культуре речи. Составители: Моисеева В.А., Дубынина Р.Я. – Братск, 2002.

Литература, необходимая для освоения программы:

  1. Андреева С.В. Грамматические нормы современного русского языка. – Русский язык, № 10, 2006.
  2. Бабенкова Л.А. Синтаксические нормы осложненного предложения. – Русский язык, № 5, 2010.
  3. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М.: Издательство «Флинта», 2000. – 80 с.
  4. Грамматические нормы современного русского языка. – «Русский язык», № 10, 2006.
  5. Дидактический материал (распечатки тестов, упражнений, заданий различного вида), имеющийся в кабинете № 1 в папке «Культура речи. Нормы языка. Стилистика».
  6. Жуковская Е.В. Стилистика. – Русский язык, № 8, 2006.
  7. Ипполитова Н.А, Князева О.Ю, Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2007.
  8. Кушнарева Н.С. О грамматических ошибках при построении СПП. – Русский язык, № 5, 2010.
  9. Нарушевич А.Г. Тесты по лексике и фразеологии. – Русский язык, № 18, 2007.
  10. Орфоэпические нормы. ЕГЭ – 2010. – Русский язык, № 10, 2010.
  11. Руденко И.А. Учимся говорить правильно. – Русский язык, № 24, 2007.
  12. Сычева Е.А. Контрольная работа по стилистике. – Русский язык, № 14, 2007.
  13. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Список слов с ударением. – Русский язык, № 2, 3, 2009.
  14. Чикунова И.В. Ударение и грамматические нормы. – Русский язык, № 20, 2006.
  15. Юминова Е.В. Ищем и исправляем ошибки. Система упражнений. – Русский язык, № 24, 2008, № 2, 2009.
  16. Юминова Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения. – Русский язык, № 7, 2010.
  17. Юминова Е.В. Орфоэпическая разминка для старшеклассников. – Русский язык, № 5, 2007.
  18. Юминова Е. В. Маленькие тесты по орфоэпии. – Русский язык, № 16, 2009.
  19. Юминова Е.В. Соблюдайте грамматические нормы! – Русский язык, №21, 2007
  20. Юминова Е.В. Система работы с паронимами. – Русский язык, № 20, 2007.