Наши гости из АБВГДейки

Разделы: Коррекционная педагогика


Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках.

Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. “Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс”, - писал известный ученый-методист А.В.Текучев.

Я хочу поделиться своим некоторым накопленным опытом работы по успешному усвоению учащимися правописания словарных слов.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим значением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их “переносить” на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Тема: «Наши гости из АБВГДейки»

Цель: Закрепление написания словарных слов с учащимся второго класса, имеющего особые образовательные потребности.

Задачи:

  1. Повторение словарных слов.
  2. Работа со словарем, в тетради.
  3. Уточнение написания слов в тексте.

Предварительная работа: Значение понятия «Словарные слова», знакомство со словарем, работа со словарем, работа по закреплению знаний со словарными словами на карточках.

Оборудование: компьютер, проектор, словарь, индивидуальный раздаточный материал (карточки), тетрадь, ручка, карандаш.

Ход занятия

Организационный момент (1 слайд)

Педагог: Перед тобой картинка. Герои, какой телепрограммы сейчас перед тобой.

Ребенок: Это детская программа АБВГДейка.

Педагог: Правильно, а ты знаешь, чем занимаются герои этой программы.

Ребенок: Они изучают буквы, цифры, слова и смотрят мультфильмы.

Педагог: Да ты прав в этой программе Клепа, Санек и Макаронка знакомятся с правилами русского языка (буквами, словами, правилами написания слов). Вот и сегодня они хотели бы вместе с тобой узнать о написании словарных слов.

Педагог: Давай предложим им задания, которые помогут им запомнить, где и как нужно писать словарные слова.

Ребенок: Хорошо.

Основная часть занятия.

Педагог: Вот наше первое задание. У тебя на столе лежит конверт, открой его и прочитай, что необходимо сделать. (Ребенку предлагается карточка с текстом, в котором допущены ошибки, ребенок исправляет, выделяя каким либо цветом). Приложение 1.

Педагог: Хорошо, молодец ты выполнил задание, давай проверим, как справились наши герои (2 слайд). (На слайде представлен вариант ответа Клепы).

Педагог: Найди ошибку у Клепы.

Педагог: Хорошо ты молодец нашел ошибку. Посмотри и сравни, что должно получиться у тебя на карточке. (3 Слайд). (На слайде представлен правильный вариант текста).

Педагог: (4 Слайд). Посмотри Макаронка сделала вот такой кораблик, а ты сможешь сделать у себя на столе такой же. (Ребенку предлагается набор геометрического материала).

Педагог: Вот тебе еще один конверт, в нем опять для тебя задание. Открой тетрадь и запиши слова с этой карточки, вставляя пропущенные буквы. Приложение 2.

Педагог: Ну, вот ты выполнил задание, молодец. А давай посмотрим, как это же задание выполнил Санек. (Дается карточка со словами, где вставлены буквы).

Педагог: Да ты постарался, выполнил все задания, я хочу тебе предложить немного отдохнуть. (5 Слайд) Посмотри на картинке и найди в них отличие.

Педагог: Молодец ты нашел все отличия. Клепа написал нам письмо, ты бы не хотел его прочитать, мне в слух.

Ребенок: Зачитывает письмо. Приложение 3.

Педагог: Ты заметил, что не все слова Клепа написал правильно.

Ребенок: Да я думаю, что он допустил ошибки в трех словах.

Педагог: А как нам проверить, правильно ли эти слова написаны.

Ребенок: Нужно посмотреть в словаре.

Педагог: Да ты прав давай посмотрим в словарик и найдем эти слова. Исправь в письме у Клепы все, слова которые он написал не верно.

Педагог: Открой свою тетрадь, там у тебя написаны слова, и я тоже написала такие же слова, проверь себя по слайду, исправь, если допустил ошибки. (6 Слайд).

Педагог: Макаронка загадала тебе загадку: «Слева бантик, справа бантик, у Красотки платье фантик, пренарядная Кокетка, шоколадная (Конфетка).

Итог занятия. Педагог: Мы сегодня на занятии очень много работали со словами, давай вспомним, как называются эти слова, где эти слова у нас живут.

Ребенок: Эти слова называются, словарными словами, они живут в словаре, мы должны помнить, как они пишутся.

Педагог: Тебе понравилось наше сегодняшнее занятие.

Ребенок: Да.

Педагог: Я думаю, что герои АБВГДейки тоже запомнили, что такое словарные слова, как они пишутся и где они живут.

Презентация