Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: фронтальная, бригадная, индивидуальная.
Цели урока:
- Познакомить с основными наборами посуды и столовыми приборами, с правилами сервировки стола к завтраку;
- Формировать навыки по сервировки стола к завтраку;
- Воспитывать аккуратность и прививать эстетический вкус.
Программно-дидактические материалы: ПК, проектор, экран, презентация
ХОД УРОКА
I. Организация урока
Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочего места.
II. Повторение пройденного материала
На прошлых уроках вы познакомились, какие нужно употреблять продукты в пищу. Способы хранения продуктов и их приготовление.
Вопросы для повторения:
- Какие горячие блюда употребляют на завтрак?
- Какие горячие напитки вы знаете?
- Какие виды бутербродов вам известны?
- Какие еще продукты можно употреблять в сыром виде?
III. Изучение нового материала
Сегодня на занятии мы рассмотрим способы сервировки стола для завтрака отдельной семьи. Вопрос: Что такое сервировка? (Дети высказывают свои суждения о сервировке). Учитель обобщает высказывание, и дает определение Сервировки. Рассматривание понятия «Сервировка стола» его происхождение, демонстрируется через презентацию. (Слайды 2-6)
Учитель: Предварительная сервировка создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами, в зависимости от ассортимента блюд.
Самостоятельная работа:
Сейчас вы выберите основные наборы посуды и столовые приборы, которые можно использовать для завтрака. Выпишите их в рабочую тетрадь. (Слайд 7)
Учитель: Количество приборов посуды зависит от числа присутствующих и количества подаваемых блюд. Расставлять приборы надо так, чтобы сидящие за одним столом не мешали друг другу, расстояние между стульями не менее 30 см.
На презентации учитель показывает и рассказывает последовательность предварительной сервировки стола к завтраку. Стол рекомендуется застелить скатертью, на которую кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. На стол - под скатерть, для смягчения звуков посуды и приборов, кладут фланель. На салфетку ставят закусочную тарелку. Справа и слева от тарелки размещают закусочные приборы. Вилку располагают слева от тарелки, зубцами вверх, нож – справа, лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа от ножа или перед тарелкой. Справа, перед ножом, ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, ручка повернута в правую сторону. Общее блюдо с гастрономическими продуктами ставят в центр стола с прибором для раскладывания, каждый берёт то, что хочет и кладет себе на тарелку. Если на стол ставиться масленка, то ложится нож, которым каждый отрезает кусочек масла и кладет себе на тарелку. Намазывает масло на булку своим ножом, лежащим справа от тарелки. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину стола вместе с ложечкой для раскладывания. Чай, кофе подают без сахара, каждый добавляет его по вкусу. Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Они должны быть чистыми, накрахмаленными. Если завтрак воскресный или праздничный, то стол можно украсит красиво сложенными салфетками. Демонстрация способов оформления стола салфетками. (Слайды 8-10)
IV. Практическая работа (Слайд 11)
Задание 1 (закрепление изученного материала в бригадах)
Каждая бригада выполняет практическое задание. В задании дано меню для завтрака. Согласно этому меню бригады отбирают все необходимые для выполнения задания приборы и предметы. Сервируют стол к завтраку.
Задание 2 (индивидуальная работа)
Научиться красиво, складывать салфетки используя подручный материал. Учитель контролирует работу учащихся.
V. Анализ и оценка урока
Анализируя урок, учитель задает вопросы:
- Что нового для себя учащиеся узнали на уроке?
- Какие способы сложение салфеток вам понравились?
- Будете ли вы сервировать стол к завтраку в повседневной жизни?
Учитель анализирует и сравнивает результаты работ бригад, делает необходимые рекомендации, оценивает практическую работу.
VI. Домашнее задание
Выполнить творческий проект на тему: «Сервировка стола к празднику на 8 персон»