Цели урока:систематизировать знания, умения и навыки по теме «Логарифмическая и показательная функции».
Задачи: повторить и закрепить основные методы решения различных видов логарифмических и показательных уравнений и неравенств, продолжить работу по развитию мышления, речи, четкости изложения мыслей; развивать способность работать с различными источниками информации, умения работать в команде.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, вспомним тему, которую изучаем.
- Записать свойства показательной функции, свойства степеней с одинаковыми основаниями, решение показательных уравнений и неравенств.
- Записать свойства логарифмической функции, определение и свойства логарифмов, связь показательной и логарифмической функций. (Обучающиеся записывают свойства на доске по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл).
Эпиграф:
Потому-то, словно пена,
Опадают наши рифмы.
И величие степенно
Отступает в логарифмы.
Борис Слуцкий
Что мы хотим узнать еще о логарифмах? О показательной функции? Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: «Логарифмическая и показательная функции», применение свойств этих функций к решению показательных и логарифмических уравнений и неравенств, применение знаний жизни, т.е. мы хотим узнать «Зачем мы изучаем показательную и логарифмическую функции?», «Зачем в школе изучают логарифмы?».
Урок-игру проведем как соревнование команд. На протяжении всего урока команды будут получать баллы, и в конце урока мы назовем команду–победителя соревнований и лучшего знатока логарифмической и показательной функции.
II. Устный счет.
Решите уравнения или неравенства. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)
Вопросы для 1 команды | Вопросы для 2 команды |
Решите уравнение: | |
4х=16 | 6х=36 |
(1/3)х=(1/81) | 8х=(1/2) |
log3x=4 | 74-x=1 |
82-x=1 | log4x=3 |
Ответы: 2; 4; 81; 2. | Ответы: 2; 4; -1/3; 64. |
Решите неравенство: | |
1) 3х>9 | 3) 4х<(1/2) |
2) (1/2)х>(1/8) | 4) 5х<125 |
5) (1/3)x-1<(1/9) |
Решив неравенства и расшифровав запись, мы узнаем имя математика, работавшего по данной теме.
x>1 | x<3 | x<1/2 | x>2 | x<1 | x<-1/2 | x<2 | x>3 |
э | е | о | н | л | п | й | р |
Ответ: Непер. Чем знаменит ученый? Поэтому сейчас я предлагаю обратиться к истории логарифмов, идея которых возникла ещё в древности.
Сообщения: «Из истории логарифмов» (Приложение 1) и «О происхождении терминов и обозначений».
Вывод: Более трёхсот лет прошло с того дня, как в 1614 году были опубликованы первые логарифмические таблицы. Значение логарифмов трудно переоценить. Они нужны инженеру и астроному, штурману и артиллеристу, всем, кому приходится вести громоздкие вычисления. Раньше для этого использовали логарифмическую линейку. (Показать линейку). Правда, надо сказать, что в наш век – век компьютеризации - таблицы логарифмов отодвинуты на задний план.
III. Работа с учебником.
(у доски – решают по 1обучающемуся, команда проверяет решение).
№ 488(а, в), № 507(а) – 1 команде; № 488(б, г), №507(в) – 2 команде.
IV. Графический диктант.
(8 баллoв). Согласны - Λ, не согласны - _ .
- Функцию вида у=ах, где а>0 и а≠1, называют показательной функцией.
- Областью определения логарифмической функции является вся числовая прямая.
- Областью значений показательной функции является промежуток (0;+∞).
- Логарифмическая функция при а>1 является убывающей.
- Функцию вида у =logах называют логарифмической функцией.
- Областью определения показательной функции является вся числовая прямая.
- Областью значений логарифмической функции является промежуток (-∞;+∞).
- Показательная функция при 0<а<1 является возрастающей.
(Самопроверка). Ответ:Λ_Λ_ _ Λ Λ_
V. «Найди ошибку».
(Софизм. 1/4 > 1/8; (½)2 > (½)3 ; lg (½)2 > lg (½)3 ; 2* lg (½) > 3* lg (½) ; 2 >3.)
VI. «Заморочки».
- Решите уравнение (2 балла): (3х²-81)∙√1-х=0;
- Решите неравенство (2 балла): (4х-7)/(16х-32)>0;
- Решите уравнение (4 балла): 4sinx+21+sixх-8=0
(Задания решают на закрытых досках по 1 человеку от команды).
Проверка решения: Произведение двух выражений равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом не теряет смысла. 3х²-81=0, 3х²=34, х²=4, х=2 или х=-2. При х=2 подкоренное выражение отрицательно, значит, число 2 не является корнем исходного уравнения.
√1-х=0 при х=1.Это число является корнем исходного уравнения, так как выражение 3х²-81имеет смысл при любом х. Ответ: -2; 1.
Решение неравенства: Применим метод интервалов. 4х-7=0 при х=1¾. 16х-32=0, 24x=25, 4х=5, х=1¼. Ответ: (-∞;1¼)υ(1¾,+∞).
Решение уравнения: 4sinx+21+sinx-8=0
22sinx+2∙2sinx-8=0, пусть 2sinx =t, t>0.
t²+2t-8=0, t1=-4, t2=2. t1=-4 не удовлетворяет условию t>0.
Вернемся к переменной х, получаем 2sinx =2, sinx=1, х = , n€Z
Ответ: , n€Z
VII. Применение показательной и логарифмической функций.
(Выступление от каждой команды по 1 человеку).
VIII. По сборнику заданий для подготовки к ЕГЭ предлагается тестовая работа.
Работа выполняется под копирку, что позволяет быстро проверить правильность выполнения теста и выявить пробелы.
IX. Подведение итогов урока.
Зачем мы изучаем в школе логарифмы? Где используются логарифмическая и показательная функции? Вывод:
Логарифмы - это всё!
Музыка и звуки.
И без них никак нельзя
Обойтись науке!
Подсчитайте общее количество баллов.
Поставьте отметку согласно шкале перевода баллов в отметку:
26-30 баллов «5»
20-25 баллов «4»
12-19 баллов «3»
Меньше 12 баллов «2».
X. Домашнее задание.
В дополнительной литературе с помощью ресурсов Интернет найти области применения логарифмической функции и подготовить краткое сообщение или презентацию.
Показ презентации «Логарифмическая спираль» (2).
Литература:
- Показательная и логарифмическая функция ppt4web.ru/matematika/pokazatelnaja-i-logarifmicheskaja-funkcija.html
- ЛОГАРИФМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Степанова Ольга Алексеевна nsportal.ru/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/logarifmy-v-nashey-zhizni