Учебник Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой
Цели:
- Углубить представления учащихся об односоставных предложениях;
- Учить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений;
- Формирование понятий об определенно – личном предложении;
- Формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний на практике.
Наглядность и Оборудование:
- Таблица «Односоставные предложения»;
- Презентация;
- Интерактивная доска.
Ход урока
I. Повторение.
1. Актуализация знаний о синтаксических синонимах.
1) Повторение темы «Образование действительных и страдательных причастий»
Задание: сократите часть предложения за счет использования синтаксических синонимов. (напр: мальчик, который красит забор – красящий забор мальчик) (слайд 2 )
2) Анализ пар предложений. Обобщение знаний о синтаксической синонимии. (слайд 3 , часть 1)
– проанализируйте пары предложений. Что в них общего и чем они различаются? Можно ли назвать эти пары синтаксическими синонимами?
– в каждом предложении найдите сказуемое, укажите его грамматические признаки.
(слайд 3, часть 2)
– являются ли эти пары предложений синтаксическими синонимами? Чем выражены в них сказуемые?
Чтобы правильно ответить на последние вопросы, давайте обратимся к «Советам помощника» (слайд 4 )
Вывод:
– использование синтаксической синонимии – один из приемов сжатия текста;
– предложения, содержащиеся во второй части упражнения – двусоставные неполные.
II. Подготовительный этап.
1. Повторение по контрольным вопросам:
– По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?
– Какие предложения называются двусоставными/ односоставными?
– какие предложения называются неполными?
2. Заполнение таблицы:
III. Новый материал.
1. Проблемная ситуация (слайд 5)
– Найдите определенно-личные предложения.
– Что нужно знать для того, чтобы выполнить это задание?
(Какое предложение называется определенно-личным.
Чем выражено сказуемое в этом предложении)
2. Анализ предложений: (слайд 6)
– Найти грамматическую основу. Чем выражено сказуемое?
– Важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет) Почему? (Окончание глагола указывает на лицо и число)
– Глаголом какого наклонения может быть выражено сказуемое? (повелительного, изъявительного)
– Где чаще всего используются определенно-личные предложения? (художественный, публицистический, разговорный стиль)
3. Знакомство с материалом учебника (с. 92 $22)
4. Составление опорной схемы. (слайд 7)
Предложения определённо-личные.
сказуемое-глагол в форме
- 1-го лица ед. и мн. ч.
- 2-го лица ед. и мн. ч.
Изъявительного или повелительного наклонения
(можно подставить местоимения я, ты, мы ,вы)
5. Первичное закрепление
Упр 145 (устно)
IV. Применение полученных знаний.
– Нахождение в тексте определенно-личных предложений (упр. 143)
– Упражнение в различении односоставных и двусоставных предложений (упр. 144)
V. Контроль за усвоением новой темы.
(слайды 8-10)
VI. Итог.
VII. Домашнее задание.
$ 22, упр. 146, 141(зад.3)