Внеурочная деятельность по курсу "Я – исследователь". Тема: "Определение проблемы и выбор собственного исследования"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие умения видеть проблему и находить необходимые способы действия.

Задачи:          

образовательные:

  • формировать умения создания собственных творческих замыслов и доводить их до воплощения в творческий продукт;
  • овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
  • формировать умения защиты исследовательской работы.

развивающие:

  • развивать умения слушать вопросы и отвечать на них;
  • развивать способность к самообразованию и саморазвитию.

воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру, любовь к родной земле, природе.

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, документ-камера, индивидуальные карточки, презентация исследовательской работы ученика, презентация-сопровождение к уроку учителя.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Тут гипотезы, проекты,

Разногласия и споры.

Что же это за урок?

Я – исследователь! (Слайд 1)

Защита исследовательской работы

Учитель: В роли исследователя выступает Катя Лукиных и представляет свою исследовательскую работу «Плесень». Перед выступлением вспомним правила-рекомендации защиты проектов. (Слайд 2)

Защита исследовательской работы:

а) автореферат, презентация;

б) ответы на вопросы одноклассников.

Изучение темы

Учитель: Выбрали вы тему своего проекта или исследовательской работы?

Ученики: (Ответы детей).

Учитель: Отчего зависит выбор темы? (Слайд 3)

Ученики: Увлечения. Поиск предложенной темы. Возникновение проблемы.

Учитель: Какой подход к выбору темы, по вашему мнению, самый сложный?

Ученики: (Ответы детей).

Учитель: Проведем голосование.

Результаты голосовании: увлечения - 6 человек, поиск - 4 человека, проблема – 18 человек.

Учитель: Как вы думаете, какой подход мы сегодня будем изучать?

Ученики: Определяют проблему для выбора своего проекта. (Слайд 1)

Учитель: Что такое проблема?

Ученики: Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Учитель: Какие проблемы вы исследовали в домашнем задании?

Ученики: (Обсуждение исследования проблем при выполнении домашнего задания). Мальчики – почему попугаи умеют разговаривать? (Слайд 4). Девочки – почему цветы имеют яркую окраску? (Слайд 5).

Вывод мальчиков: благодаря особому строению органов речи, хорошему слуху и памяти.

Вывод девочек: окраска и запах служат растениям для привлечения насекомых.

Учитель: Молодцы, ваши ответы были нестандартные и оригинальные. Как и где можно увидеть проблему?

Ученики: (Ответы детей).

Учитель: Вы правильно перечислили способы определения проблем. Как вы думаете какой способ самый сложный? (Слайд 6).

Ученики: (Ответы детей).

Учитель: Проведем голосование. Кто за способ – определение проблемы путем анализа действительности? (18 человек). Кто за способ - определение проблемы при изучении предметов? (8 человек). Кому удобнее взять готовую проблему? (2 человека).

Учитель: Посмотрите на фотографию (Слайд 7). Как вы думаете, к какому способу определения проблемы относится эта фотография?

Ученики: Анализ действительности.

Учитель: Какую проблему можно поставить?

Ученики: (Ответы детей).

Учитель: Восемь из вас решили, что сложно находить проблему при изучении предметов. Выполните задание на карточке.

Ученики: Работа в парах (соединяют стрелками левый и правый столбики).

Учитель: Какая проблема возникла при выполнении задания? Что у вас получилось.

Ученики: Это фразеологизмы. Мы некоторые фразеологизмы соединили неверно.

Учитель: Что такое фразеологизм.

Ученики: (Ответы детей). (Слайд) 8.

Учитель. Проверим правильность выполнения работы на карточках.

Ученики. ( Соединяют части фразеологизмов на интерактивной доске).

Учитель. Объясните значение фразеологизмов. (Слайд 9).

Учитель: Почему, при выполнении работы возникли трудности? Ведь мы фразеологизмы изучаем на уроках русского языка.

Ученики: Трудно запомнить, забываются. Значит нужен способ, чтобы лучше запомнить фразеологизмы.

Учитель: Кто считает, что необходимо найти дополнительный способ запоминания фразеологизмов? Проведем голосование (22 человека). Кто придерживается мнения, что достаточно изучения фразеологизмов на уроках русского языка? (6 человек) Кому фразеологизмы не нужны и не интересны? (0 человек) (Слайд 10).

Учитель: Предлагаем тем, кто ограничивается уроком русского языка найти в дополнительной литературе фразеологизмы, которые мы не изучали. Те, кто хотят найти способ запоминания фразеологизмов, предложите решения создавшейся проблемы.

Ученики: Учить и запоминать каждый день. Создать красочный словарь (Слайд 11).

Учитель: Но словари фразеологизмов уже есть (показ страницы из «Школьного фразеологического словаря с помощью документ-камеры).

Ученики: Когда выполняешь сам, лучше запоминается. Каждый создает страничку словаря.

Учитель: Что должно быть на странице словаря?

Ученики: Фразеологизм, его объяснение и иллюстрация (Слайд 12). .

Учитель: Желаю успехов в создании словаря класса.

Рефлексивная деятельность

Учитель: Положите в карман Почемучки цветные круги: желтый – занятие познавательное и интересное; зеленый – познавательное, но испытывали трудности; красный – не заинтересовало.

Учебные и методические пособия

  1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещние, 2003. – 383с.
  2. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
  4. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ. – 117 с.: илл. – (Юным умникам м умницам. Учусь создавать проект.).

Презентация