Цель: развитие умения видеть проблему и находить необходимые способы действия.
Задачи:
образовательные:
- формировать умения создания собственных творческих замыслов и доводить их до воплощения в творческий продукт;
- овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
- формировать умения защиты исследовательской работы.
развивающие:
- развивать умения слушать вопросы и отвечать на них;
- развивать способность к самообразованию и саморазвитию.
воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, любовь к родной земле, природе.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, документ-камера, индивидуальные карточки, презентация исследовательской работы ученика, презентация-сопровождение к уроку учителя.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Тут гипотезы, проекты,
Разногласия и споры.
Что же это за урок?
Я – исследователь! (Слайд 1)
Защита исследовательской работы
Учитель: В роли исследователя выступает Катя Лукиных и представляет свою исследовательскую работу «Плесень». Перед выступлением вспомним правила-рекомендации защиты проектов. (Слайд 2)
Защита исследовательской работы:
а) автореферат, презентация;
б) ответы на вопросы одноклассников.
Изучение темы
Учитель: Выбрали вы тему своего проекта или исследовательской работы?
Ученики: (Ответы детей).
Учитель: Отчего зависит выбор темы? (Слайд 3)
Ученики: Увлечения. Поиск предложенной темы. Возникновение проблемы.
Учитель: Какой подход к выбору темы, по вашему мнению, самый сложный?
Ученики: (Ответы детей).
Учитель: Проведем голосование.
Результаты голосовании: увлечения - 6 человек, поиск - 4 человека, проблема – 18 человек.
Учитель: Как вы думаете, какой подход мы сегодня будем изучать?
Ученики: Определяют проблему для выбора своего проекта. (Слайд 1)
Учитель: Что такое проблема?
Ученики: Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
Учитель: Какие проблемы вы исследовали в домашнем задании?
Ученики: (Обсуждение исследования проблем при выполнении домашнего задания). Мальчики – почему попугаи умеют разговаривать? (Слайд 4). Девочки – почему цветы имеют яркую окраску? (Слайд 5).
Вывод мальчиков: благодаря особому строению органов речи, хорошему слуху и памяти.
Вывод девочек: окраска и запах служат растениям для привлечения насекомых.
Учитель: Молодцы, ваши ответы были нестандартные и оригинальные. Как и где можно увидеть проблему?
Ученики: (Ответы детей).
Учитель: Вы правильно перечислили способы определения проблем. Как вы думаете какой способ самый сложный? (Слайд 6).
Ученики: (Ответы детей).
Учитель: Проведем голосование. Кто за способ – определение проблемы путем анализа действительности? (18 человек). Кто за способ - определение проблемы при изучении предметов? (8 человек). Кому удобнее взять готовую проблему? (2 человека).
Учитель: Посмотрите на фотографию (Слайд 7). Как вы думаете, к какому способу определения проблемы относится эта фотография?
Ученики: Анализ действительности.
Учитель: Какую проблему можно поставить?
Ученики: (Ответы детей).
Учитель: Восемь из вас решили, что сложно находить проблему при изучении предметов. Выполните задание на карточке.
Ученики: Работа в парах (соединяют стрелками левый и правый столбики).
Учитель: Какая проблема возникла при выполнении задания? Что у вас получилось.
Ученики: Это фразеологизмы. Мы некоторые фразеологизмы соединили неверно.
Учитель: Что такое фразеологизм.
Ученики: (Ответы детей). (Слайд) 8.
Учитель. Проверим правильность выполнения работы на карточках.
Ученики. ( Соединяют части фразеологизмов на интерактивной доске).
Учитель. Объясните значение фразеологизмов. (Слайд 9).
Учитель: Почему, при выполнении работы возникли трудности? Ведь мы фразеологизмы изучаем на уроках русского языка.
Ученики: Трудно запомнить, забываются. Значит нужен способ, чтобы лучше запомнить фразеологизмы.
Учитель: Кто считает, что необходимо найти дополнительный способ запоминания фразеологизмов? Проведем голосование (22 человека). Кто придерживается мнения, что достаточно изучения фразеологизмов на уроках русского языка? (6 человек) Кому фразеологизмы не нужны и не интересны? (0 человек) (Слайд 10).
Учитель: Предлагаем тем, кто ограничивается уроком русского языка найти в дополнительной литературе фразеологизмы, которые мы не изучали. Те, кто хотят найти способ запоминания фразеологизмов, предложите решения создавшейся проблемы.
Ученики: Учить и запоминать каждый день. Создать красочный словарь (Слайд 11).
Учитель: Но словари фразеологизмов уже есть (показ страницы из «Школьного фразеологического словаря с помощью документ-камеры).
Ученики: Когда выполняешь сам, лучше запоминается. Каждый создает страничку словаря.
Учитель: Что должно быть на странице словаря?
Ученики: Фразеологизм, его объяснение и иллюстрация (Слайд 12). .
Учитель: Желаю успехов в создании словаря класса.
Рефлексивная деятельность
Учитель: Положите в карман Почемучки цветные круги: желтый – занятие познавательное и интересное; зеленый – познавательное, но испытывали трудности; красный – не заинтересовало.
Учебные и методические пособия
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещние, 2003. – 383с.
- Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ. – 117 с.: илл. – (Юным умникам м умницам. Учусь создавать проект.).