Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Выбор за вами: курение или здоровье!"

Разделы: Химия, Биология


Цель урока: способствовать формированию здорового образа жизни учащихся, привлечь внимание к проблеме табакокурения и поиску путей её решения.

Задачи урока:

  • Образовательная: Обобщить и закрепить знания учащихся систем органов, о функциях основных физиологических систем и органов, их образующих, функционирование аппаратов организма как единое целое.
  • Развивающая: Формировать умения: самостоятельно работать с раздаточным материалом, логически мыслить и оформить результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.
  • Воспитательная: Учить “предвидеть” возможные последствия влияния вредных привычек на организм, содействовать профилактике утомляемости.

Эпиграф урока:

“Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации”.
О.де Бальзак

Ход урока

Презентация

Учитель биологии:

У древних было божество, как нельзя лучше подходящее для символа противоречий, определенных нашей темой. Это – Янус двуликий. Одно лицо – темное – обращено в прошлое (там много печального), другое – светлое – смотрит в будущее. Наша задача сегодняшнего урока – составить свое мнение о проблеме курения, решить – темная или светлая это сторона жизни человека. В ходе урока мы должны с Вами:

  1. Изучить состав табака и табачного дыма;
  2. Выяснить механизм и результаты воздействие веществ табака на организм человека;
  3. Исследовать причины распространения табакокурения.

Учитель химии: Наверное, Вы не раз слышали от взрослых – о вреде курения. И не раз убеждались, что некоторые взрослые подвержены этим вредным привычкам. Нельзя же говорить одно, а делать другое! Да нельзя. Мы хорошо понимаем, что Вы, ребята, сами хотите разобраться в сложных противоречиях жизни, научиться критически, относиться к словам и делам людей. Отсюда и стремление на собственном опыте проверить правильность утверждений о вреде сигареты. Только одна затяжка табачным дымом – попробую, что будет.

С незапамятных времен идет слава о табаке, который покорил человечество. Каковы же корни табака? Обратимся к истории табакокурения.

Ученик: Из истории табакокурения.

До конца XV века табак, вероятно, был известен только коренным жителям Американского континента. Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно и раньше, североамериканские индейцы уже использовали это растение. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические и целебные свойства.

Слово табак, вероятно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 г. С экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки словом “tobaco” местные жители называли большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Впоследствии испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу, и, несмотря на запреты инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. В России это растение появилось в начале XVII века. До Петра I курение на Руси не одобрялось. При царе Алексее Михайловиче за курение наказывали битьем палками, а торговцам табаком вырывали ноздрю. Широкое распространение и одобрение курения табака получило при Петре I, который поощрял его как признак европейского стиля жизни. Курение стало приобретать широкие масштабы с появлением табачной промышленности, начавшей производить папиросы и сигареты. Но по настоящему массовым оно стало после первой мировой войны, поскольку сигареты входили в ежедневный солдатский паек, и многие приобщились к курению.

Учитель химии: А теперь давайте посмотрим, как же происходит процесс курения?

Опыт “Курящая кукла”

К резиновой груше присоединяется одноразовая система для внутривенного переливания растворов, в которую вставляется кусочек ваты. С другой стороны с помощью мундштука к системе присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и помощью резиновой груши выкуривается. От куклы валит дым. Цвет ваты изменяется. Она поглощает табачный деготь и становится желтой. Вата вынимается из трубки, делится пополам и помещается в стаканы с водой и 96% этанолом. Растворители желтеют, получается вытяжка табачного дегтя. В водную вытяжку добавляют раствор перманганата калия, он обесцвечивается, что говорит о наличии непредельных соединений, весьма агрессивных в химическом отношении, они могут вызывать в организме нежелательные реакции, встраиваться в обмен веществ клеток. В спиртовую вытяжку добавляют хлорид железа (III), смесь приобретает черно-фиолетовую окраску, что говорит о наличии фенола и его производных, эти соединения являются канцерогенами.

Учитель биологии:

Какова химическая структура табачных листьев и что именно особенно сильно влияет на организм?

Табачный дым представляет своеобразную физико-химическую систему, проведя анализ табачного дыма, химики установили, что в нем содержится 91 органическое вещество. Причем концентрация большинства из них в табачном дыме выше, чем предельно допустимая концентрация этих соединений в воздухе. Установлено, что в процессе термического разложения никотина и других веществ, содержащихся в табаке, образуется от 900 до 1200 твердых и газообразных соединений.

Во время курения происходит сухая перегонка табака, выделяющая большое количество токсических веществ, прежде всего никотиновую кислоту, бензидин, азот, водород, аргон, угарный газ, метан и цианистый водород.

Учитель химии:

Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К сожалению, это не так.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит русская поговорка. Уведенное собственными газами и постигнутое на опыте убеждает человека больше чем сказанное и услышанное. Действительно ли это так?

И наша задача сегодня, опытным путем обнаружить вещества, содержащиеся в табаке и табачном дыме.

Готовим растворы:

  1. Оторвать фильтр от сигареты после «курения» и поместить в небольшую колбу с 20 мл дистиллированной воды. Колбу закрыть пробкой и встряхнуть несколько раз.
  2. Развернуть сигарету и высыпать табак в пробирку. Добавить 4-5 мл 96 % этилового спирта. Довести до кипения. Остудить и профильтровать.

Полученные растворы использовать для последующих опытов. (Приложение 2)

Проведем опыт 1. Определение реакции среды полученных растворов.

В приготовленные растворы в 1 и 2 пробирки внести универсальную индикаторную бумагу и исследовать реакцию среды полученных растворов.

Ученик:

Выводы: универсальная индикаторная бумага изменила окраску на красный, что показывает, кислую реакцию среды.

Учитель химии:

При тлении табака выделяются различные газы, такие как: оксид углерода (IV), оксид серы (IV) и оксид азота (IV) и при взаимодействии их с водой образуются кислоты.

Запишите уравнения реакций этих кислотных оксидов с водой.

Ученики:

CO2 + H2O = H2CO3;

SO2 + H2O = H2SO3;

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

Учитель химии: Выполним следующий опыт №2 на обнаружение фенолов.

Реакция с FeCl3.

В двух пробирках налиты по 1 мл растворов, к данным растворам добавьте 2-3 капли 5%-ного раствора FeCl3.

Вы видите, что жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.

Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, например фенол — фиолетовую, пирокатехин — зеленую, а гидрохинон - зеленую, переходящую в желтую:

Проведем опыт 3.

Обнаружение восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет.

Реакция с KMnO4.

В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролеин.

Их мы обнаруживали следующим образом: в две пробирки наливаем по 1 мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавляли в пробирки несколько капель 5%-ного раствора KMnO4. Раствор при этом обесцвечивается и выпадает бурый осадок MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:

MnO4‾ + 2H2O + 3ē → MnO2↓ + 4OH‾

Количество вредных веществ, оставшихся на фильтре после курения, больше, чем в табачном дыме, прошедшем через фильтр, так как окраска комплексов железа на фильтре более интенсивна, чем в растворе, через который пропущен табачный дым. Такой же вывод можно сделать и по массе осадка MnO2. В улавливании вредных веществ сигаретный фильтр играет значительную роль.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод?

Ученик:

В ходе проведенных опытов мы видим, что изменяется окраска растворов, а значит это доказывает присутствие различных веществ в табачном дыме. При помощи химических экспериментов мы доказали наличие вредных веществ в табачном дыме и фильтре сигарет.

Учитель химии: В результате исследования мы обнаружили, что в табаке и табачном дыме содержатся кислоты, фенолы и восстановители, такие как: бензальдегид, формальдегид, акролеин.

Учитель биологии:

Опасным веществом, которое входит в состав табака является никотин. Никотин – один из сильнейших растительных ядов, он составляет основную часть табачного дыма. Содержание никотина в листьях табака составляет 1-9%.

В нем он присутствует в виде солей с органическими кислотами. Никотин блокирует наиболее важные жизненные процессы: дыхание, кровообращение. Никотин относится к классу алколоидов. Отличительная черта алколоидов – привыкание к ним организма. Ядовитость никотина чрезвычайно велика: несколько милиграмм его вызывают тяжелое отравление сопровождающееся болью, рвотой, помрачнением сознания.

Так в чем же проявляется пагубное влияние различных компонентов табачного дыма на организм человека с медицинской точки зрения.

На пачке сигарет написано: КУРЕНИЕ УБИВАЕТ!

Но всякий ли курильщик представляет реальную опасность от выкуренной сигареты? Вот некоторые нарушения жизнедеятельности в организме человека, возникающие под влиянием веществ табачного дыма (таблица 1) . Приложение 1.

Учитель биологии:

Итак, курение табака отрицательно влияет на все физиологические системы организма. Нарушение функций этих систем, вызванные курением, тем значительнее, чем меньше возраст и длительнее стаж курения.

Курение – это преступление против собственного организма! И не только. Ужасно, когда преступление совершается против ещё не родившегося человека!

Учитель химии: Ну, каковы же причины распространения табакокурения, давайте, вместе с Вами их определим.

Ученики:

В результате анализа многочисленных данных исследований этой проблемы были выделены следующие причины распространения табакокурения.

  1. Скрытая и явная пропаганда табакокурения, реклама табачной индустрией (герои фильмов, знаменитые люди курят или пытаются бросить курить);
  2. Иллюзия приобретения социального статуса (создаётся впечатление, что курить – это круто, что курение облегчает сближение и общение);
  3. Физиологическая зависимость от никотина (возникает зависимость от никотина, сопоставимая с героиновой, отсутствие никотина вызывает ломку, трудно бросить курить);
  4. Психологическая зависимость (курение становиться привычкой, которая помогает сосредоточиться и расслабиться);
  5. Недостаточно полная информация или её отсутствие о вредных последствиях табакокурения (большинство начинают курить в детском или подростковом возрасте, не имея представления о страшных последствиях «безобидной» шалости).

Учитель биологии:

Таким образом, мы пришли к пониманию того, что курение – это медленная смерть, посредством которой осуществляется незаметное на первый взгляд, но неустанное истребление человечества. И причина этого сам человек, его ложные представления, иллюзорные взгляды, неоправданные амбиции и много других нравственных недостатков и пороков. «Человек часто сам себе злейший враг» изрёк мудрый философ в далёкие времена, но за давностью лет фраза не утратила значение и актуальность. Табакокурение превратилось в самоуничтожение человечества, это глобальная проблема, а не только личное дело курящего человека.

Медленная смерть от болезней, вызванных табакокурением – это, предумышленное убийство, которое осуществляет общество по отношению к отдельному человеку. Каково же наказание? Наказание – саморазрушение, нравственная деградация общества.

Отказ от курения, избавление от вредной привычки – победа каждого человека над своей слабостью и предотвращение распространения табакокурения в мире.

Рефлексия.

Учитель химии:

Запомните: «Курение – медленное самоубийство». И как жаль, что из-за какой-то трёхрублёвой сигареты не удаётся реализовать, раскрыть свои возможности, достигнуть чего-то! И неужели весь смысл жизни заключается в сигарете. Стоит ли тогда вообще жить! Поэтому выбор за вами: курение или здоровье! 
– Я прошу, чтобы вы сделали свой выбор и зафиксировали свой ответ поднятием белых или черных сигналов.

Если ты:

– против здорового внешнего вида;
– против активной жизни;
– против хорошего самочувствия;
– против крепкого здоровья своих детей;
– будешь продолжать курить,

то подними черную карточку.

Если ты:

– за хорошее самочувствие;
– за прекрасное настроение;
– за красивый внешний вид;
– за уверенность в завтрашнем дне;
– за здоровье твоих будущих детей,

то подними белую карточку.

Итог урока:

Учитель биологии:

– Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор. Скажите, о своих чувствах, мыслях по поводу происходящего здесь.
Если Вы все учли, все уяснили, то сделайте усилия и решите никогда не прикасаться к сигарете. Выдержите – значит научитесь владеть собой.

Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!

Приложения.