Цель: способствовать развитию фонематического восприятия путём дифференцирования твёрдых и мягких согласных звуков (перед гласными буквами) на материале лексической темы "Продукты".
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки, правильно обозначать их на письме гласными буквами.
- Закреплять умение анализировать звуковой состав слова.
- Пополнять и обобщать знания детей о продуктах, активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать формированию межполушарных связей путём упражнений "Ленивая восьмёрка".
- Коррекция зрительной памяти на основе выполнения упражнений в запоминании и воспроизведении изображений.
- Коррекция мышления на основе упражнений в классификации путём выделения 4-лишнего.
- Коррекция мышления путём деления целого на части..
Воспитательные:
- Воспитание учебной мотивации, аккуратности, организованности.
- Вызвать интерес к профессии повара.
Оборудование: карточки с названиями продуктов (по 4 на каждого ученика), плакатик с зашифрованной темой "Продукты", плакатик с парными гласными, карточки со звуковыми схемами, карточки 4-лишний, изображения "Волшебников Дели, Давай" (из материалов Сыровой "ТРИЗ"), "Кулинарная книга" - составлена детьми и воспитателем в группе продлённого дня.
Ход занятия
I. Организационный момент. Дети входят. Логопед предлагает обратить внимание на доску.
- Наша доска сегодня превратилась в "магазин" с разными "отделами."
- Назовите их. На доске оформлены четыре "отдела": "Молоко", "Мясо", "Рыба", "Хлеб"У вас на столах карточки с названиями продуктов. Возьмите их и разложите по "отделам",затем садитесь на места.
- Упражнение "Ленивая восьмёрка" одновременно правой и левой рукой (в воздухе).
- "Ленивая восьмёрка" на альбомном листе правой рукой крупно.
II. Сообщение логопедической и лексической темы занятия.
- Прочитайте тему сегодняшнего занятия "Твёрдые и мягкие ____ звуки". Какое слово пропущено? Почему вы решили, что пропущено слово "согласные"? Правильно, твёрдыми и мягкими бывают только согласные звуки.
- О твёрдых и мягких согласных мы будем говорить вместе с другой темой, которая зашифрована (по первым звукам предложенных картинок "Продукты".) Расшифруйте и назовите её. Запомните, какими картинками она была зашифрована.
Дети называют вторую тему занятия.
III. Работа по теме занятия.
1. Вношу изображение "Волшебника Дели"
-Как зовут нашего знакомого? Как он работает? (делит целое на части)
Вношу плакатик с парными гласными.
-Как поработал волшебник над гласными звукам и буквами?
.- Посмотрите на плакатик и скажите - почему буквы АОУЫЭ написаны на синем фоне, а буквы ЯЁЮИЕ на зелёном фоне? Правильно, буквы АОУЫЭ пишутся после твёрдых согласных, а буквы ЯЁЮЕИ пишутся после мягких согласных. (Плакатик убираю)
.- Напишите в правом верхнем углу листочка гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных, а в левом верхнем углу - гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных.
2. - Волшебник Дели может разделить на части всё ,что захочет. Продукты он тоже разделил на две группы по способу их происхождения.
. - На какие две группы делятся все продукты? (Ответы детей) Правильно, все продукты делятся на продукты растительного и животного происхождения .
- Запишите в левой части "ленивой восьмёрки" продукты животного происхождения, а в правой - растительного. Диктую: крупа, яйцо, крахмал, мёд, кофе, рыба, сахар, овощи, мясо, фрукты, масло, чай соль дрожжи специи, орехи.
- А куда мы запишем сгущённое молоко? Из чего оно состоит?(Ответы детей)
-Оказывается, продукты умеют дружить, если их соединять, то получаются различные вкусные блюда. Какой волшебник нам будет помогать соединять продукты?
- Волшебник Давай. ( вношу изображение "волшебника Давай"). Давайте соединим молоко, крупу, масло. Какое блюдо получилось? (каша). А теперь - картофель, молоко, масло? (пюре).
-Что надо соединить, чтобы получить тесто? (муку, молоко, сахар, масло, соль ,дрожжи)
-Какие блюда получатся из теста и мяса? (пельмени, беляши, чебуреки )
-Какое блюдо получится из булки, масла, колбасы? (бутерброд)
- Из каких продуктов состоит ваш любимый бутерброд?(ответы детей).
- Кто занимается приготовлением различных блюд? (повара)
3.. Выходят два поварёнка Тим и Том в голубом и зелёном колпаках, читают стихи:
Я мягкий, нежный, милый Тим.
Я строгий рослый Том.
В зелёном я люблю ходить
Я- только в голубом.
Мы о согласных день:.
И ночь:..
Заботимся вдвоём.
За мягких отвечаю я,
За твёрдых братец Том.
- Мы принесли вам на занятие "Скатерть-самобранку", потому что у вас в "магазине" много разных продуктов. Мы хотим их разделить: Тому все продукты, которые начинаются на твёрдый согласный звук,а Тиму на мягкий.( Поварята оформляют доску в виде скатерти - прикрепляют бумажную бахрому синего и зелёного цвета по краю доски).
- Берите в "магазине" продукты и думайте, кому поставите карточки Тиму или Тому. (Дети выходят и раскладывают карточки на разные половинки "скатерти".)
-Поварята, проверьте, пожалуйста, нет ли ошибок?
4. - А что вы приготовили для детей?
Тим и Том читают стихотворение
В устной речи звуки дружат.
Человеку верно служат.
Звук за звуком будет слово-
Угощение готово!
- Мы хотели угостить всех ребят разными напитками, но пока шли растеряли звуки и не можем их назвать.
- Дети вам помогут.
Поварята раздают учащимся карточки с картинками и звуковыми схемами, в которых пропущены некоторые согласные звуки. Дети вставляют нужный звук, называют напиток и ставят на доску Тиму или Тому
5. - Дети, а вы знаете, что в некоторых продуктах очень много витаминов? Про какие продукты я хочу сказать? ( фрукты и овощи) Сейчас мы поиграем.
Раздаю детям карточки с названиями фруктов и овощей.( 4- лишний)
- Одно слово к трём другим не подходит, зачеркните лишнее, обратите внимание на первый согласный звук после этого напишите, как можно назвать всё вместе одним словом.
6. - Ответьте, пожалуйста , сколько раз в день люди принимают пищу? Когда бывает обед, ужин , завтрак, полдник? Сколько частей в обеде?
- Давайте попросим Тима и Тома заняться своими обязанностями. Пусть они приготовят для нас обед, только обед у нас будет особенный: у Тима названия всех блюд должны начинаться на мягкий согласный звук, а у Тома на твёрдый согласный звук, а мы им поможем.
Делю учащихся на две команды. Дети работают вместе с поварятами, отбирают и записывают на альбомных листах меню своего обеда, вывешивают на доску. (Подходящие названия блюд находят в "Кулинарной книге" )
- Прочитайте нам меню обеда. Дети зачитывают, например:
Обед Тима Обед Тома
Винегрет Салат овощной
Щи Солянка
Вермишель, тефтели Макароны, котлета
Кисель, пирог. Компот, вафли
IV. Итог занятия.
-О чем мы говорили на занятии? Ответы детей (о продуктах, о твёрдых и мягких согласных звуках)
-Какие сказочные помощники участвовали? (волшебники Дели и Давай)
- Что больше всего понравилось в занятии?
- Вспомните, какими картинками было зашифровано слово "Продукты".
Поварята угощают детей и уходят.