Цели:
- автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях;
- продолжать совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение звука Л;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- развивать фонематический слух и формировать навыки аккустического различения звуков;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, словесно-логическое мышление;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоциональную сферу(навык самоконтроля,усидчивости).
образовательные:
- актуализировать и обогатить словарный запас;
- закрепить обобщающие понятия(овощи, фрукты, животные, транспорт, посуда и др.);
- совершенствовать навыки правильного грамматического оформления речи;
- совешенствовать слоговую структуру речи;
- совершенствовать навыки связной речи.
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку детей;
- чередовать статические и динамические задания;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование: игрушка-лошадка, предметные картинки слов со звуком Л, карточки- “домики” со схемами, обозначающими место звука Л в словах, презентация дидактической игры “4-й лишний”, экран, карточки-схемы для лексико-грамматических упражнений, мяч, картонные модели холодильников, набор игрушек-продуктов, корзинка, открытки-сюрпризы для каждого ребёнка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Проходите.(Стульчики детей стоят полукругом,под каждым из них лошадки, которых дети делали самостоятельно и с родителями заранее.)
- Пройдите к стульчикам и сядьте. Но будьте очень внимательны, место каждого из вас там , где стоит ваша лошадка. (Дети находят и занимают свои места)
- Все вы вместе с родителями и самостоятельно сделали таких замечательных лошадок. А почему мы все их делаем сейчас? (Потому что наступает год Лошади)
- Давайте устроим выставку лошадок прямо у нас в группе.
2. Сообщение темы и целей занятия.
- А у меня тоже есть лошадка. (Логопед достаёт игрушку-лошадку). Её зовут Клава. Давайте с ней познакомимся.
(Дети знакомятся с “гостьей”, выделяют изучаемые звуки)
- Сегодня на занятии мы с вами будем играть с лошадкой Клавой, она приготовила для нас интересные задания и много сюрпризов.
3. Основная часть занятия.
1. “Звуковая разминка”
а) восприятие звука Л в начале слова
- Посмотрите на картинки, которые принесла нам Клава и внимательно послушайте, как я по несколько раз произнесу их названия. Если картинка будет названа верно, поднимините руки вверх, скажите да. Если неверно, отрицательно покачайте головой и скажите нет.
(Логопед показывает картинки: лампа, лук.)
- Это вампа?
- Это лямпа?
- Это уампа?
- Это гампа?
- Это лампа?
- Это йампа? И т.д.
б) восприятие звука Л в потоке прочих звуков
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Л.
(Логопед, закрыв рот экраном , проговаривает разные звуки).
2. Упражнение “Запомни,повтори”
- Лошадка Клава, ребята, всегда весёлая и очень любит напевать свою любимую песенку. Давайте и мы с вами напоём её:
Ла-ла-ла-ла - Клава села у стола.
Лу-лу-лу-лу - Клаву отведу к столу.
Ло-ло-ло-ло - Клаве у стола светло.
Лы-лы-лы-лы - вместе встанем за столы.
3. Игра “Заселим домики” (на определение места звука Л в словах)
- Лошадка Клава хочет познакомить нас со словами, которые она знает со звуком Л, а вы, ребята, определите, где находится звук Л в её словах( в начале, середине, конце слова). И правильно расположите картинки в домике. Будьте очень внимательны!
(Дети делятся на 2 группы, каждая из которых работает за своим столом)
4. Динамическая пауза “1-2-5-9” ( игра с мячом)
- А теперь давайте поиграем с мячом и посчитаем предметы, которые были нарисованы на картинках, с которыми мы сейчас работали.
(Дети встают в круг на ковре. Логопед показывает картинку,а затем поочереди бросает им мяч,называя числительное, а дети согласуют его с существительным. Например:
1 лопата, 2 лопаты, 5 лопат, 9 лопат и т.п.)
5. Игра “ 4-й лишний”
- И снова сюрприз от лошадки Клавы! Внимание на экран!
(Логопед демонстрирует презентацию игры “4-й лишний”. Дети выделяют лишнее понятие, объясняют свой выбор.)
- А теперь давайте поиграем с этим лишним словом!( Выполняются упражнения: “Назови ласково”, “Один-много”, “Нет чего?” с опорой на карточки-схемы).
6. Физкультминутка.
Дети вместе с логопедом выполняют упражнение для кистей и пальцев рук , “Стол”, “Стул”, “Кулак-кольцо”.
7. Игра “Угостим лошадку”
- Ребята, наша Клава уже проголодалась. Давайте покормим её. Но, знайте, она ест только те продукты, в названии которых есть звук Л. Придумайте такие лакомства для Клавы.
(Дети называют придуманные ими названия продуктов со звуком Л.. Логопед в виде подсказки использует корзинку с игрушечными фруктами, овощами и др.)
- Какие вы молодцы! Клава теперь сыта. А вот продукты у нас ещё остались. Давайте, чтобы они не испортились, уберём их в холодильники.
(На столе у логопеда ставятся 3 холодильника)
- Сосчитайте количество слогов в названии продуктов, подберите для каждого свой холодильник.
(Дети кладут игрушки-продукты в “холодильники”, определяя количество слогов в словах.)
4. Подведение итогов занятия. Дифференцированная оценка деятельности детей.
- Ребята, мы с вами сегодня провели наше занятие с лошадкой Клавой, играли с ней, выполняли разные её задания и даже угостили Клаву разными вкусностями. Она вам всем очень благодарна за это. И хочет сделать вам последний сюрприз.
(Логопед достаёт из мешочка лошадки открытки каждому ребёнку).