Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Звук [л]"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях;
  • продолжать совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение звука Л;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • развивать фонематический слух и формировать навыки аккустического различения звуков;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, словесно-логическое мышление;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоциональную сферу(навык самоконтроля,усидчивости).

образовательные:

  • актуализировать и обогатить словарный запас;
  • закрепить обобщающие понятия(овощи, фрукты, животные, транспорт, посуда и др.);
  • совершенствовать навыки правильного грамматического оформления речи;
  • совешенствовать слоговую структуру речи;
  • совершенствовать навыки связной речи.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
  • соблюдать правильную посадку детей;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: игрушка-лошадка, предметные картинки слов со звуком Л, карточки- “домики” со схемами, обозначающими место звука Л в словах, презентация дидактической игры “4-й лишний”, экран, карточки-схемы для лексико-грамматических упражнений, мяч, картонные модели холодильников, набор игрушек-продуктов, корзинка, открытки-сюрпризы для каждого ребёнка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Проходите.(Стульчики детей стоят полукругом,под каждым из них лошадки, которых дети делали самостоятельно и с родителями заранее.)

- Пройдите к стульчикам и сядьте. Но будьте очень внимательны, место каждого из вас там , где стоит ваша лошадка. (Дети находят и занимают свои места)

- Все вы вместе с родителями и самостоятельно сделали таких замечательных лошадок. А почему мы все их делаем сейчас? (Потому что наступает год Лошади)

- Давайте устроим выставку лошадок прямо у нас в группе.

2. Сообщение темы и целей занятия.

- А у меня тоже есть лошадка. (Логопед достаёт игрушку-лошадку). Её зовут Клава. Давайте с ней познакомимся.

(Дети знакомятся с “гостьей”, выделяют изучаемые звуки)

- Сегодня на занятии мы с вами будем играть с лошадкой Клавой, она приготовила для нас интересные задания и много сюрпризов.

3. Основная часть занятия.

1. “Звуковая разминка”

а) восприятие звука Л в начале слова

- Посмотрите на картинки, которые принесла нам Клава и внимательно послушайте, как я по несколько раз произнесу их названия. Если картинка будет названа верно, поднимините руки вверх, скажите да. Если неверно, отрицательно покачайте головой и скажите нет.

(Логопед показывает картинки: лампа, лук.)

- Это вампа?

- Это лямпа?

- Это уампа?

- Это гампа?

- Это лампа?

- Это йампа? И т.д.

б) восприятие звука Л в потоке прочих звуков

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Л.

(Логопед, закрыв рот экраном , проговаривает разные звуки).

2. Упражнение “Запомни,повтори”

- Лошадка Клава, ребята, всегда весёлая и очень любит напевать свою любимую песенку. Давайте и мы с вами напоём её:

Ла-ла-ла-ла - Клава села у стола.

Лу-лу-лу-лу - Клаву отведу к столу.

Ло-ло-ло-ло - Клаве у стола светло.

Лы-лы-лы-лы - вместе встанем за столы.

3. Игра “Заселим домики” (на определение места звука Л в словах)

- Лошадка Клава хочет познакомить нас со словами, которые она знает со звуком Л, а вы, ребята, определите, где находится звук Л в её словах( в начале, середине, конце слова). И правильно расположите картинки в домике. Будьте очень внимательны!

(Дети делятся на 2 группы, каждая из которых работает за своим столом)

4. Динамическая пауза “1-2-5-9” ( игра с мячом)

- А теперь давайте поиграем с мячом и посчитаем предметы, которые были нарисованы на картинках, с которыми мы сейчас работали.

(Дети встают в круг на ковре. Логопед показывает картинку,а затем поочереди бросает им мяч,называя числительное, а дети согласуют его с существительным. Например:

1 лопата, 2 лопаты, 5 лопат, 9 лопат и т.п.)

5. Игра “ 4-й лишний”

- И снова сюрприз от лошадки Клавы! Внимание на экран!

(Логопед демонстрирует презентацию игры “4-й лишний”. Дети выделяют лишнее понятие, объясняют свой выбор.)

- А теперь давайте поиграем с этим лишним словом!( Выполняются упражнения: “Назови ласково”, “Один-много”, “Нет чего?” с опорой на карточки-схемы).

6. Физкультминутка.

Дети вместе с логопедом выполняют упражнение для кистей и пальцев рук , “Стол”, “Стул”, “Кулак-кольцо”.

7. Игра “Угостим лошадку”

- Ребята, наша Клава уже проголодалась. Давайте покормим её. Но, знайте, она ест только те продукты, в названии которых есть звук Л. Придумайте такие лакомства для Клавы.

(Дети называют придуманные ими названия продуктов со звуком Л.. Логопед в виде подсказки использует корзинку с игрушечными фруктами, овощами и др.)

- Какие вы молодцы! Клава теперь сыта. А вот продукты у нас ещё остались. Давайте, чтобы они не испортились, уберём их в холодильники.

(На столе у логопеда ставятся 3 холодильника)

- Сосчитайте количество слогов в названии продуктов, подберите для каждого свой холодильник.

(Дети кладут игрушки-продукты в “холодильники”, определяя количество слогов в словах.)

4. Подведение итогов занятия. Дифференцированная оценка деятельности детей.

- Ребята, мы с вами сегодня провели наше занятие с лошадкой Клавой, играли с ней, выполняли разные её задания и даже угостили Клаву разными вкусностями. Она вам всем очень благодарна за это. И хочет сделать вам последний сюрприз.

(Логопед достаёт из мешочка лошадки открытки каждому ребёнку).