Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле как основных этических понятиях.
Задачи:
- воспитание стремление к совершению добрых поступков;
- совершенствование навыков культуры общения;
- развитие коммуникативных способностей детей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, картинки с изображением Кая и Герды из сказки Г.-Х. Андерсена "Снежная королева", чистые листы для самостоятельной работы, цветные карандаши,"Словарь русского языка" С.И. Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент.
В жизни по-разному можно жить -
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям...
(Сергей Островой).
Учитель: Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Создание проблемной ситуации. (На столах у детей картинки с изображением Кая и Герды из сказки Г.-Х. Андерсена "Снежная королева").
Учитель: И взрослые, и дети очень любят сказки. А о чём же рассказывают сказки? Обо всём на свете. Но, наверное, ядро каждой сказки - борьба добра со злом, а в конце - победа добра и справедливости, то, что так необходимо всем людям.
-Посмотрите внимательно на картинки и скажите, героев какой сказки вы видите? ("Снежная королева").
-Что вы можете сказать о Кае и Герде? Какие они? (Добрые).
-Вспомните эту сказку и скажите, что произошло с Каем? (Ответы детей). Куда отправилась Герда? Что пришлось ей преодолеть на своём пути? Где Герда нашла Кая? Могла ли она поступить иначе? Какой была Снежная королева? (Злой).
- Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? ( О добре и зле).
3. Изучение новых понятий.
-Ребята, как вы думаете, что такое добро? (Ответы детей).
-А что такое зло? (Ответы детей).
-Послушайте, какое толкование этим понятиям даётся в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова.
"Добро - всё положительное, хорошее, полезное".
"Зло - нечто дурное, вредное. Беда, несчастье, неприятность".
Учитель: Добро - это нравственная
ценность, которая относится к человеческой
деятельности, образец поступков людей и
отношений между ними.
Зло - противоположность добра, это то, что мораль
стремится устранить и исправить.
Учитель. Какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей).
Попробуйте изобразить на бумаге с помощью цветных карандашей добро и зло так, как представляете вы сами. (Самостоятельная работа детей).
Учитель: Добрый человек - это человек, который делает людям приятно, помогает им без выгоды для себя. Он чувствует себя очень хорошо и радостно. Не зря говорится в пословице: "Сделай добро, и оно обязательно к тебе вернётся".
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
- Доброта, милосердие, радость и переживание задругих создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим - это тоже доброта.
Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее? (Ответы детей.)
- Конечно же, это добрые, тёплые слова.
- Какие? ("Добрый день", "Всего доброго", "Будьте добры" и др.)
4. Формирование умений и навыков.
Работа в парах.
-Давайте поможем Герде быстрее отогреть сердце Кая. Возьмите листочки и напишите на них добрые слова.
Физкультминутка.
- Доброе утро, солнце! (Дети поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (Аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают).
Работа с пословицами.
- Доброта - это самое ценное нравственное
качество русского народа. Большое количество
пословиц и поговорок о доброте создала русская
народная мудрость.
- Какие пословицы о доброте знаете вы? (Ответы
детей).
* Добро поощряй, а зло порицай.
*Доброго чти, а злого не жалей.
*Доброе братство лучше богатства.
*Добро сеять - добро и пожинать.
*Добро творить - себя веселить.
- Послушайте старинную притчу.
"Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".
- Научиться быть добрым сложно. Добро и зло
всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка,
поэтому важно осознавать свои действия и их
результаты.
Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает
зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.
5. Работа с учебником.
-Откройте учебник и найдите в тексте, какие поступки человека относятся к добрым, а какие к злым. ( Дети работают с текстом и отвечают на вопросы.)
Самостоятельная работа "Почему важно бороться со злом?"
Учитель: Доброта... Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Давайте делать добрые дела!
6. Рефлексия.
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ(а)...
БЫЛО ИНТЕРЕСНО...
Я ПОНЯЛ(а), ЧТО...
МЕНЯ УДИВИЛО...
МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ...
Я ПОПРОБУЮ...
Учитель:Вы всегда должны помнить, что доброе и отзывчивое сердце, готовность прийти на помощь друг другу помогут преодолеть все трудности и даже победить Снежную королеву.
-Пусть же доброта греет вас и не покидает никогда!
Спасибо за внимание!