Желаем всем наград!
Желаем всем побед!
Пускай сияет всем
Олимпиады свет!
Тип урока урок-игра, обобщение изученного материала.
Цели:
Учебная:
- обобщение изученного материала,
- практическая работа с картой.
Развивающая: развитие умений и навыков в решении практический заданий.
Воспитательная:
- воспитание интереса к изучению предмета,
- воспитание любви к родине и ее традициям,
- воспитание взаимовыручки среди детей.
Оборудование, используемое на уроке: интерактивная доска, физическая карта России, компьютерная презентация, раздаточный материал (карточки).
План урока
Организационный момент
- знакомство с темой урока, целями и планом.
Актуализация знаний
- разгадать кроссворд, чтобы понять, куда мы стремимся в нашем путешествии,
- постановка проблемы “Знают взрослые и дети: нужен мир на всей планете!”
Практическая работа
- определение географических координат на 1 и 4 этапах.
Домашнее задание.
- на этапе “Возвращение домой” дети записывают домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
- Доброе утро, ребята! Садитесь. Я рада нашей встрече с вами. Давайте проверим вашу готовность к уроку.
(Дети проверяют принадлежности: учебник, тетрадь, атлас, контурные карты, ручка, карандаш, дневник).
- Начинаем наш урок, на котором нас ждет множество сюрпризов.
- Ребята, прежде, чем отправиться в наше путешествие, скажите мне, пожалуйста, какое грядет историческое событие, связанное с нашей страной Россией?
(дети отвечают)
- Верно! Наш урок с вами особенный. Чтобы понять, куда мы сегодня отправимся, я предлагаю разгадать кроссворд. Вперед! Удач вам на пути!
1 этап. “Угадай” (разгадать кроссворд)
“Определи название города, координаты которого…” и впиши его название по горизонтали в пустые ячейки, не закрашенные красным цветом
57° с.ш, 28° в.д. Псков
51° с.ш., 39° в.д. Воронеж
52° с.ш., 113° в.д Чита
69°с.ш., 88° в.д. Норильск
П | С | К | О | В | ||||
В | О | Р | О | Н | Е | Ж | ||
Ч | И | Т | А | |||||
Н | О | Р | И | Л | Ь | С | К |
- Прочтите название города в желтом столбце. (дети отвечают)
- Определите координаты города Сочи. (44° с.ш., 40° в.д.) (дети работают с атласами, определяют координаты)
- Города, координаты которых мы определяли, нанесите на контурную карту
- Что связано с названием этого города? (дети отвечают)
- Верно это место проведения XXII зимних Олимпийских игр, которые будут проводиться в нашей стране. Куда съедутся спортсмены со всех стран мира. Исторически сложилось, что на время проведения Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны, заключалось перемирие. Проведение Олимпийских игр – важное событие для страны, в которой они проводятся и для всего мира в целом.
- Проблема, которую мы сегодня ставим “Знают взрослые и дети: нужен мир на всей планете!”
- Теперь мы с вами точно знаем, куда отправились в путешествие. А путешествуя, постараемся решить и нашу проблему. А чтобы на нашем пути не встречались никакие трудности, мы с вами должны их разрешить сейчас.
2 этап. “Третий лишний” (вычеркнуть лишнее слово)
Относительная Приблизительная Абсолютная |
Линейный Численный Цифровой |
Заяц Волк Медведь |
Параллель Меридиан Полюс |
Восток Юг Экватор |
Марс Земля Луна |
- Ребята в каждой группе слов найдите лишнее. Помните, что наш урок сегодня особенный, предолимпийский. В своих карточках вычеркните лишнее слово. Посмотрите на экран. Сверьте, правильно ли вы выполнили задание. Оцените свою работу.
На экране слова, которые вы должны вычеркнуть. Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.
Третьими лишними являются следующие слова в группах:
- Приблизительная
- Цифровой
- Волк
- Полюс
- Экватор
- Луна
Обосновываются группы слов детьми.
- Это высоты, которые бывают только относительными и абсолютными.
- Речь идет о видах масштаба.
- Наш урок олимпийской тематики, поэтому лишнее слово волк, т.к. он не является символом Олимпиады.
- Условные линии параллелей и меридианов помогают определить географические координаты.
- Восток и юг – направление сторон горизонта.
- Марс и Земля – планеты.
Оценка
- “5” ставится, если работа выполнена безошибочно
- “4” - если допущены 1, 2 ошибки
- “3” - если допущены 3 ошибки.
- Все ли у нас отправятся в наше дальнейшее путешествие?
(Дети озвучивают свои оценки.)
- Молодцы, что вы все справились с заданием и поэтому мы все вместе продолжаем наше путешествие. Но вначале надо физически окрепнуть.
3 этап. “Одна страна. Одна команда” физкультминутка
(http://zanimatika.narod.ru/ZOJ_2014_stihi.htm)
На зарядку становись!
Мы выходим на зарядку.
Эй, проснись!
Все по росту, по порядку,
Становись!Руки вверх поднимем выше,
Станем на носочки,
Вдох глубокий. Мы, как мыши,
На болотной кочке.Выдыхаем при наклоне.
Мы уж не на кочке,
А как - будто на газоне —
Ищем там цветочки.Упражнение второе,
Девочки, мальчишки!
Взялись за руки по двое,
Скачем, как зайчишки.А теперь, как самолёт,
Полетаем сами.
Крылья в сторону! В полёт –
Над рекой, лесами!Вправо, влево ветер гнёт
Липы, ели, клёны.
Дети, буря к нам идёт!
Делаем наклоны.На ветвях висят мартышки.
Мы на шведской стенке.
Ноги подняли, детишки,
Выпрямив коленки.Скачут ловко кенгуру
Длинными прыжками.
А продолжить их игру
Мы сумеем сами.
Медленно ползёт улитка,
Подняла вверх рожки.
Мы резвы, бодры и прытки.
Мчимся по дорожке!Подрастём, побьём рекорды,
Нам оркестр сыграет туш.
Баянист, возьми аккорды,
Мы идём всей группой в душ.
(В. Черняева)
- Молодцы! Настоящие олимпийцы! А теперь на следующем этапе нашим попутчиком станет олимпийский огонь.
4 этап. “Огонь – путешественник” (определение координат)
География путешествия олимпийского огня велика. Это многие города России, он поднимался в космос, опускался на морские глубины. Мы отправляемся с вами в путь вместе с ним. Давайте определим координаты некоторых городов, в которых он побывал. Вначале находим эти города на карте и вспоминаем наше правило.
ТО, ЧТО НАЗЫВАЕМ – ПОКАЗЫВАЕМ НА КАРТЕ. ТО, ЧТО ПОКАЗЫВАЕМ НА КАРТЕ – НАЗЫВАЕМ.
1 вариант | 2 вариант | ||
Калуга | 54° с.ш.,37° в.д. | Курск | 52° с.ш., 36° в.д. |
Рязань | 54° с.ш., 40° в.д. | Белгород | 51° с.ш., 36° в.д. |
Кострома | 58° с.ш.,41° в.д. | Воронеж | 52° с.ш., 39° в.д. |
Ярославль | 57° с.ш., 40° в.д. | Волгоград | 48° с.ш., 45° в.д. |
(дети определяют координаты городов)
- А теперь проверьте работу своего соседа по парте. Сверяют с ответами на экране.
Дети оценивают работы друг друга.
Критерии оценок
- “5” - 4 верных ответа
- “4” - 3 верных ответа
- “3” - 2 верных ответа
- Все ли смогли преодолеть этот этап?
Подводятся итоги всех этапов. Определяются победители, которые награждаются “олимпийскими медалями”.
- Замечательно, что каждый из вас стал сегодня участником эстафеты Олимпийского огня, пройдя по всем ее этапам. Каждый участник нашего сегодняшнего урока получает билет на Олимпиаду в Сочи.
- Ребята, а теперь давайте возвратимся к нашей проблеме. Когда на планете будет мир и мирное небо над головами?
(дети отвечают)
- Верно, все должны быть дружны. А может ли страна победить, если внутри ее возникают разногласия?
(дети отвечают)
- Совершенно верно. И на Олимпиаде невозможно будет побеждать, если в команде не будет согласованности.
Вывод
- Решение нашей проблемы – это мир на планете, который определяется согласованностью, взаимопониманием и дружбой. Соперничество на Земле должно быть лишь спортивным.
- Решение этой проблемы хорошо представлено в стихотворении, которое прочтут ребята вашего класса.
“Эстафета Олимпийского огня”
(http://zanimatika.narod.ru/ZOJ_2014_stihi.htm)
Это праздник, это радость –
Эстафета всей страны!
И конечно, счастья сладость,
Оттого, что вместе мы.Все увидят регионы
Факел дружбы и побед,
Все получат чемпионы
Для души заветный свет!Факел даже побывает
На Байкале, под водой,
Полюс Северный познает
Как горяч огонь живой.Космос примет ЭСТАФЕТУ
Мира, спорта и добра!
Всем пора беречь ПЛАНЕТУ
Под названием ЗЕМЛЯ!!!Мы – мальчишки и девчата
Будем крепнуть, подрастать…
Наш черёд придет, когда то
Эстафету перенять.
(Елена Инкона)
- Спасибо! Я думаю, что каждый из вас для себя возьмет из нашего урока, что-то полезное. Вы всегда будете дружить, и помогать друг другу. На этом наше путешествие подходит к концу. Огонь отправляется дальше по стране, а нам пора возвращаться домой. Подведение итогов, оценка работы учащихся.
5 этап. “Возвращение домой” (домашнее задание)
Нанесите на контурную карту города, координаты которых мы определяли на 4 этапе “Огонь – путешественник”.
Проследить за следующими городами, куда отправится Олимпийский огонь. Нанести эти города на контурную карту и определить их координаты.
6 этап. Рефлексия.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением олимпийского огня и цветные карандаши. Если вам понравился наш сегодняшний урок, и вы его оцениваете на “5”, то закрасьте, пожалуйста, пламя огня красным цветом. Если урок достоин оценки “4” - зеленым, “3” - синим цветом. Спасибо вам за ваш труд на уроке. Молодцы! Урок окончен.