Средства обучения: мультимедийная установка, мультимедийное издание “Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс”; настенные карты, атласы, учебник, тетради
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты обучения | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Организационный | Приветствует учащихся, создавая эмоционально-положительный и одновременно рабочий настрой на урок. | Подготовка к уроку, настраиваются на работу и успех в учебной деятельности. | Подготовить к уроку атлас, учебник, рабочую тетрадь, пенал. | Смогут быстро и полноценно подготовиться к любому уроку | Эмоционально настроиться на работу |
Подготовка к основному этапу урока. Задачи обучения: 1. Перечислять части гидросферы; 2. Классифицировать “Воды суши”; 3. Приводить примеры поверхностных вод. |
Учитель сообщает тему урока и
основываясь на опорных знаниях учащихся по теме:
“Гидросфера и ее части” и используя слайд № 1,
вместе с учениками ставит задачи на данный урок. Слайд №1 “Состав гидросферы Земли” |
Учащиеся отвечают на вопросы о частях гидросферы. | 1.Выделять главные признаки понятия “поверхностные воды” как части гидросферы 2.Выделять части гидросферы | 1.Разделять объекты на части по их особенностям (информационно-логические) 2. Работать в соответствии с поставленными задачами (регулятивные) |
Стимулировать желание расширить свой кругозор |
Актуализация знаний. Целеполагание и мотивирование | На предыдущих уроках мы изучили тему “Мировой океан” и перешли к “Водам суши”. Вспомните: | Используя схему “Состав гидросферы”, учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | |||
Задачи обучения: Выявить известные учащимся особенности реки Яуза и сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения темы. |
- На какие группы подразделяются
воды суши? Что включает понятие “Поверхностные
воды”? -Какая река протекает рядом с нашей школой? -А кто из вас может рассказать о Яузе, откуда она начинается и куда впадает, замерзает ли зимой и можно ли купаться в ней летом, есть ли в Яузе рыба, чистая вода в реке, сильное ли течение и т.д. Совместная работа с учителем позволяет сформулировать вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым дальнейшие задачи. |
Учащиеся охотно откликаются на предложение рассказать о Яузе. (Река протекает рядом со школой) Делают они это ярко и точно, однако не на все вопросы знают ответы. |
1. Иметь представление и высказываться о реке и ее особенностях | 1.Самостоятельно определять
задачи в учебе и познавательной деятельности. 2.Планировать достижение целей и задач (регулятивные) 3.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы (ком- муникативные) |
1.Умение вести диалог |
Этап изучения и первичного закрепления новых знаний | Учитель демонстрирует на доске план изучения данной темы и предлагает учащимся назвать основные понятия, которые в ходе урока будут совместно с учителем разбираться. | Учащиеся открывают учебники, в тетрадь записывают тему урока и по плану знакомятся с основными понятиями темы: река, долина реки, пойма, русло, исток, устье, притоки, речная система | 1. Перечислять не менее трех
отличий рек от других водотоков 2. Распознавать части речной долины и реки. 3. Приводить примеры различных истоков рек и их устьев. |
1.Работать в соответствии с
предложенным планом (регулятивные) 2.Выделять главное (информационно-логические) 3.Сравнивать ,выделяя черты сходств и различий (информационно-логические) |
1.Представлять информацию в устной форме |
Задачи обучения: 1.Перечислить не менее трех отличий рек от других водотоков 2. Распознавать части речной долины и реки. 3.Приводить примеры различных истоков рек и их устьев. |
Понятие “река” Действительно, реки всем и хорошо известны. Давайте вспомним, чем река отличается от других водотоков – ручьев после сильного дождя или таяния снега? Слайд № 2 “Всем знакомая река” |
Ребята выделяют существенные
признаки реки, самостоятельно подходя к
определению понятия “река”. Понятие записывают в тетрадь. |
|||
Части речной долины. Далее учитель предлагает учащимся вспомнить берега Яузы, рассмотреть фото и рисунок в учебнике и назвать части речной долины. Части реки. Учитель обращается к житейскому опыту учащихся, чтобы придать знаниям практический характер - Кто из вас видел в природе исток реки? ручья? Как он выглядит? Где находится? А как запомнить, что исток реки – это ее начало? |
Учащиеся рассказывают о долине Яузы
и с помощью учебника называют части речной
долины. Учащиеся рассказывают о том, что они видели и предлагают свои варианты, как запомнить, что исток-начало реки. Определение записывают в тетрадь. |
||||
Учебные действия по применению нового изучения. | Исток - место, откуда река истекает
- это однокоренные слова. Итак, что же может быть началом реки, ее возможным истоком? Слайды помогут вам ответить на вопрос. |
Учащиеся отвечают на вопрос, затем вычерчивают схематичный рисунок в тетради и самостоятельно делают вывод о возможных истоках рек. | 1.Называть и показывать на карте
истоки и устья крупнейших рек. 2.Уметь определять правые и левые притоки рек. 3. Перечислять не менее трех отличий понятия “Речная система” |
1.Сверять свои действия с задачами
и исправлять ошибки (регулятивные) 2. Выделять главное (информационно-логические) 3. Переводить информацию из одного вида в другой (из карты в текст) (информационно-логические) |
1.Представлять информацию в устной и письменной форме |
Задачи обучения: 1Найти, назвать и показать на карте истоки и устья крупнейших рек. 2.Уметь определять правые и левые притоки рек. 3. Перечислять не менее трех отличий понятия “Речная система” |
Слайд №3 “Родник – начало Волги”) Слайд №4 “Реки Кавказа начинаются с горных ручьев, которые вытекают из-под ледников” Слайд №5 “Амур образуется при слиянии двух рек” Давайте сделаем схематичный рисунок в тетради Аналогично проводится работа по определению понятия “устье”. |
Ученики сами формулируют определение устья и записывают в тетрадь. |
|||
Дельта реки. Часто река при впадении разделяется на рукава и образует дельту. Ребята, кто из вас видел дельту реки, может быть из окна самолета? Слайды 6. “Дельта Волги. Снимок из космоса” |
Ответы учащихся. |
||||
Практическая работа №1. Учитель предлагает учащимся поработать с картами атласа и определить истоки и устья крупнейших рек, обращая внимание на то, как нужно показывать реку. Притоки. Ребята, кто из вас знает, притоком какой реки является Яуза? А каким притоком-правым или левым? Как определить? Видеоролик “Схема реки” |
Учащиеся работают с картами и дают ответы.
Учащиеся пытаются ответить, затем просматривают видеоролик “Схема реки” и вновь дают уже более полные ответы. |
||||
Практическая работа №2 Учитель предлагает учащимся поработать с картами атласа и определить, каким притоком Енисея является Ангара, какими притоками Волги являются Ока и Кама, Иртыш для Оби? Итак, мы рассмотрели все части, составляющие реку и, подошли к новому понятию - речная система. Попытайтесь сами сформулировать определение |
Учащиеся определяют и дают ответы.
Учащиеся самостоятельно формулируют понятие речная система и записывают в тетрадь. |
||||
Этап осмысления закрепления новых
знаний Задачи обучения: 1.Выявить уровень усвоения учащимися пройденного материала и скорректировать цели и задачи следующего урока. |
Подводя итоги урока, давайте
вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока,
с какими понятиями познакомились и к каким
результатам пришли? По ответам учащихся можно сделать соответствующий вывод и спланировать этап коррекции знаний на следующем уроке. |
Ученики называют цели урока и дают краткие определения следующих понятий: река, долина реки, пойма, русло, исток, устье, притоки, речная система. Оценивают себя. | 1.Выделять существенные признаки понятий: река, долина реки, пойма, русло, исток, устье, притоки, речная система. | 1.Сверять результаты обучения с
задачами (регулятивные) 2.Применять полученные знания в новых ситуациях (познавательные) |
1. Оценивать себя и других (коммуника-тивные) |
Подведение итогов Задачи обучения: 1.Сделать соответствующий вывод |
Обсуждение необходимости приобретения знаний и умений на уроке. Оценка учителем. Домашнее задание. | Демонстрация знаний. |