Урок географии по теме "Реки". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Средства обучения: мультимедийная установка, мультимедийное издание “Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс”; настенные карты, атласы, учебник, тетради

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты обучения
Предметные Метапредметные Личностные
Организационный Приветствует учащихся, создавая эмоционально-положительный и одновременно рабочий настрой на урок. Подготовка к уроку, настраиваются на работу и успех в учебной деятельности. Подготовить к уроку атлас, учебник, рабочую тетрадь, пенал. Смогут быстро и полноценно подготовиться к любому уроку Эмоционально настроиться на работу
Подготовка к основному этапу урока.

Задачи обучения:

1. Перечислять части гидросферы;

2. Классифицировать “Воды суши”;

3. Приводить примеры поверхностных вод.

Учитель сообщает тему урока и основываясь на опорных знаниях учащихся по теме: “Гидросфера и ее части” и используя слайд № 1, вместе с учениками ставит задачи на данный урок.

Слайд №1

“Состав гидросферы Земли”

Учащиеся отвечают на вопросы о частях гидросферы. 1.Выделять главные признаки понятия “поверхностные воды” как части гидросферы 2.Выделять части гидросферы 1.Разделять объекты на части по их

особенностям (информационно-логические)

2. Работать в соответствии с поставленными задачами (регулятивные)

Стимулировать желание расширить свой кругозор
Актуализация знаний. Целеполагание и мотивирование На предыдущих уроках мы изучили тему “Мировой океан” и перешли к “Водам суши”. Вспомните: Используя схему “Состав гидросферы”, учащиеся отвечают на поставленные вопросы.      
Задачи обучения:

Выявить известные учащимся особенности реки Яуза и сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения темы.

- На какие группы подразделяются воды суши? Что включает понятие “Поверхностные воды”?

-Какая река протекает рядом с нашей школой?

-А кто из вас может рассказать о Яузе, откуда она начинается и куда впадает, замерзает ли зимой и можно ли купаться в ней летом, есть ли в Яузе рыба, чистая вода в реке, сильное ли течение и т.д. Совместная работа с учителем позволяет сформулировать вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым дальнейшие задачи.

 

 

 

Учащиеся охотно откликаются на предложение рассказать о Яузе. (Река протекает рядом со школой) Делают они это ярко и точно, однако не на все вопросы знают ответы.

1. Иметь представление и высказываться о реке и ее особенностях 1.Самостоятельно определять задачи в учебе и познавательной деятельности.

2.Планировать достижение целей и задач (регулятивные)

3.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы (ком-

муникативные)

1.Умение вести диалог
Этап изучения и первичного закрепления новых знаний Учитель демонстрирует на доске план изучения данной темы и предлагает учащимся назвать основные понятия, которые в ходе урока будут совместно с учителем разбираться. Учащиеся открывают учебники, в тетрадь записывают тему урока и по плану знакомятся с основными понятиями темы: река, долина реки, пойма, русло, исток, устье, притоки, речная система 1. Перечислять не менее трех отличий рек от других водотоков

2. Распознавать части речной долины и реки.

3. Приводить примеры различных истоков рек и их устьев.

1.Работать в соответствии с предложенным планом (регулятивные)

2.Выделять главное (информационно-логические)

3.Сравнивать ,выделяя черты сходств и различий (информационно-логические)

1.Представлять информацию в устной форме
Задачи обучения:

1.Перечислить не менее трех отличий рек от других водотоков

2. Распознавать части речной долины и реки.

3.Приводить примеры различных истоков рек и их устьев.

Понятие “река”

Действительно, реки всем и хорошо известны. Давайте вспомним, чем река отличается от других водотоков – ручьев после сильного дождя или таяния снега?

Слайд № 2 “Всем знакомая река”

Ребята выделяют существенные признаки реки, самостоятельно подходя к определению понятия “река”.

Понятие записывают в тетрадь.

     
Части речной долины.

Далее учитель предлагает учащимся вспомнить берега Яузы, рассмотреть фото и рисунок в учебнике и назвать части речной долины.

Части реки.

Учитель обращается к житейскому опыту учащихся, чтобы придать знаниям практический характер

- Кто из вас видел в природе исток реки? ручья? Как он выглядит? Где находится? А как запомнить, что исток реки – это ее начало?

Учащиеся рассказывают о долине Яузы и с помощью учебника называют части речной долины.

Учащиеся рассказывают о том, что они видели и предлагают свои варианты, как запомнить, что исток-начало реки.

Определение записывают в тетрадь.

Учебные действия по применению нового изучения. Исток -  место, откуда река истекает - это однокоренные слова.

Итак, что же может быть началом реки, ее возможным истоком? Слайды помогут вам ответить на вопрос.

Учащиеся отвечают на вопрос, затем вычерчивают схематичный рисунок в тетради и самостоятельно делают вывод о возможных истоках рек. 1.Называть и показывать на карте истоки и устья крупнейших рек.

2.Уметь определять правые и левые притоки рек.

3. Перечислять не менее трех отличий понятия “Речная система”

1.Сверять свои действия с задачами и исправлять ошибки (регулятивные)

2. Выделять главное (информационно-логические)

3. Переводить информацию из одного вида в другой (из карты в текст) (информационно-логические)

1.Представлять информацию в устной и письменной форме
Задачи обучения:

1Найти, назвать и показать на карте истоки и устья крупнейших рек.

2.Уметь определять правые и левые притоки рек.

3. Перечислять не менее трех отличий понятия “Речная система”

Слайд №3 “Родник – начало Волги”)

Слайд №4 “Реки Кавказа начинаются с горных ручьев, которые вытекают из-под ледников”

Слайд №5 “Амур образуется при слиянии двух рек”

Давайте сделаем схематичный рисунок в тетради

Аналогично проводится работа по определению понятия “устье”.

 

 

 

 

 

 

Ученики сами формулируют определение устья и записывают в тетрадь.

     
Дельта реки.

Часто река при впадении разделяется на рукава и образует дельту. Ребята, кто из вас видел дельту реки, может быть из окна самолета?

Слайды 6. “Дельта Волги. Снимок из космоса”

 

 

Ответы учащихся.

Практическая работа №1.

Учитель предлагает учащимся поработать с картами атласа и определить истоки и устья крупнейших рек, обращая внимание на то, как нужно показывать реку.

Притоки.

Ребята, кто из вас знает, притоком какой реки является Яуза? А каким притоком-правым или левым? Как определить?

Видеоролик “Схема реки”

 

Учащиеся работают с картами и дают ответы.

 

Учащиеся пытаются ответить, затем просматривают видеоролик “Схема реки” и вновь дают уже более полные ответы.

Практическая работа №2

Учитель предлагает учащимся поработать с картами атласа и определить, каким притоком Енисея является Ангара, какими притоками Волги являются Ока и Кама, Иртыш для Оби?

Итак, мы рассмотрели все части, составляющие реку и, подошли к новому понятию - речная система. Попытайтесь сами сформулировать определение

Учащиеся определяют и дают ответы.

 

Учащиеся самостоятельно формулируют понятие речная система и записывают в тетрадь.

Этап осмысления закрепления новых знаний

Задачи обучения:

1.Выявить уровень усвоения учащимися пройденного материала и скорректировать цели и задачи следующего урока.

Подводя итоги урока, давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока, с какими понятиями познакомились и к каким результатам пришли?

По ответам учащихся можно сделать соответствующий вывод и спланировать этап коррекции знаний на следующем уроке.

Ученики называют цели урока и дают краткие определения следующих понятий: река, долина реки, пойма, русло, исток, устье, притоки, речная система. Оценивают себя. 1.Выделять существенные признаки понятий: река, долина реки, пойма, русло, исток, устье, притоки, речная система. 1.Сверять результаты обучения с задачами (регулятивные)

2.Применять полученные знания в новых ситуациях (познавательные)

1. Оценивать себя и других (коммуника-тивные)
Подведение итогов

Задачи обучения:

1.Сделать соответствующий вывод

Обсуждение необходимости приобретения знаний и умений на уроке. Оценка учителем. Домашнее задание. Демонстрация знаний.