Цель: Обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о сказках (русские народные сказки, сказки разных народов, авторские сказки).
Задачи:
- Закрепить умение различать народные сказки, сказки разных народов, авторские сказки.
- Вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение.
- Воспитывать любовь к книге.
Оборудование: картинки - иллюстрации по сказкам, выставки книг-сказок, портреты писателей-сказочников, дидактический материал для игр.
Ход мероприятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну сказок, куда повезет нас наш "Веселый поезд" и побываем в гостях у сказочных героев. А теперь, занимайте места в вагончике. Наш поезд отправляется. (Дети садятся на стульчики, выстроенных в несколько рядов и запевают песенку.)
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.
Воспитатель:
- Мы приехали с вами на станцию "Угадай сказку". Вы должны отгадать загадки, которые висят на нашей милой яблоньке.
На картонной яблоне висят яблоки, на которых написаны загадки.
Загадки:
1. Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)2. В чаще леса в буреломе,
В новом трехэтажном доме
Без забот и без соседей
Жили-были три ... (медведя)3. Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный... (ступа)4. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла... (мышка)5. Ждали маму с молоком,
И впустили волка в дом...
Кем же были эти,
Маленькие дети? (козлята)6. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В яме от копытца. (Алёнушка и братец Иванушка)
Воспитатель: Ребята, какие русские народные сказки вы еще знаете?
Ответы детей.
- Молодцы ребята! А сейчас, мы продолжаем наше путешествие.
Дети поют песенку.
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.
Воспитатель:
- Станция "Авторские сказки". Ребята, скажите, почему она так называется?
Ответы детей.
Воспитатель читает задание и после правильного ответа детей, показывает картинки: золотая рыбка, туфелька, золотая монета, птичье перо, аленький цветочек.
Где жил старик со старухой из сказки А.С.Пушкина? (У самого синего моря.) Как называется эта сказка? (Сказка о золотой рыбке).
У кого из героев сказок Шарля Перро были хрустальные туфельки? (Золушка).
В этой сказке Л.Н.Толстого главный герой - необычный мальчик с очень длинным носом? (Буратино).
Этот утенок из сказки Г.Х.Андерсена и не подозревал, кем он станет, когда вырастет
"А мне привези, цветочек...", просила младшая дочь своего отца из сказки С.Аксакова (Аленький цветочек).
Воспитатель:
Молодцы ребята! А сейчас мы с вами отправляемся дальше.
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.
Воспитатель:
- Станция "Сказки разных народов". Почему она так называется? Чтобы это узнать, вам надо с помощью из разрезанных частей составить целые картинки.
На столах тарелочки с разрезными картинками - иллюстрациями к сказкам: "Айога" (нанайская народная сказка), "Три сестры" (татарская народная сказка), "Кукушка" (ненецкая народная сказка), "Заяц, медведь и лиса" (чукотская народная сказка), "Мальчик- богатырь" (татарская народная сказка). Ответы детей.
Воспитатель:
-Молодцы ребята! Посмотрите ребята на нашем пути препятствие - наш поезд не может продолжить путь - перед нами "Волшебные камни".
На полу фигурки в виде камней - на одном из них написано "Словесная игра".
Игра "Доскажи словечко".
- Ребята! Почти во всех сказках героев называют двойным именем, я начну, а вы продолжите:
Кощей - Бессмертный
Василиса - Прекрасная
Сестрица - Алёнушка
Мальчик - с пальчик
Иван - Царевич
Братец - Иванушка
Змей - Горыныч
Крошечка - Хаврошечка
Воспитатель:
- Ребята, наше путешествие подходит к концу и нас встречает станция "Музыкальная".
Дети поют песню "Сказки гуляют по свету" (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского), имитируя движения по тексту.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит.
А жадность Кощея погубит...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!Мир, озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся.
А Золушку выручит Фея,
Не станет Горыныча Змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы -
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветится ясный,
В глазах Василисы Прекрасной...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по стране сказок. Наш паровоз приехал на конечную станцию. Путешествуя, мы вспомнили сказки, которые уже вы знаете. О каких сказках мы говорили? (русские народные сказки, сказки разных народов, авторские сказки). Все сказки - поучительные, учат нас добру, взаимовыручке, в них всегда побеждает добро над злом. Я хочу закончить наше путешествие, ребята, словами " сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок"!