Открытый урок по ОРКСЭ "Традиционные религии России"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование у учащихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества

Задачи урока:

  • предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки с таблицами; карточки с рисунками, ватман.

Ход урока

I. Организационный момент.

"В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу". (народная мудрость)

Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Практически на всех предыдущих уроках в основном рассказывала я и показывала различные презентации. Сегодня урок повторения и обобщения. Вы должны будете показать свои знания по предмету, умение думать и рассуждать.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (эпиграф урока) Это и будет являться гепотезой, правоту которой мы докажем или опровергнем в ходе нашего сегодняшнего урока.

II. Актуализация опорных знаний.

А что такое религия?(от латинского слава "связывать", "соединять") (различные верования людей, поведение людей в повседневной жизни, участи людей в религиозных ритуалах)

Когда возникла религия?

А что такое ритуал? (действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов или духов.)

Назовите религии символы которых вы здесь видите. (на слайде символы 4 религий). Да, совершенно верно. Это христианство, буддизм ислам и иудаизм. Какие из этих религий являются мировыми, а какие национальными?

III. Формулирование учебной проблемы, планирование.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

О религиях.

В стране религий много, не робей!
Здесь кришнаит, буддист, католик,
Вот мусульманин, хочешь? - иудей,
На вкус любой, лишь выбирай какую!

И издавна средь них ведется спор,
Кто всех верней, кто истинней. кто прав.
До драки доходили, до ножей,
Да что там до ножей, - до истребленья
И вырезали целые селенья,
Имея имя Бога на устах....

Один кричит: "Над нами Божий Сын!",
Ему в ответ: "Аллах всех круче!",
А рядом ухмыляется раввин,
Уж он то знает истину получше.

Одни укрыли женщину до пят,
А сами обрастают бородою,
Кто носит крест, кто режет плоть,
А кто-то череп гладко бреет.

Как все это наивно и смешно,
А если гибнет кто, то и трагично.
Ведь Бог всем жизнь дает равно,
Не глядя на наряды и отличья.

А вы как думаете, какая из религий истинней и лучше? Давайте разберемся, сможем ли мы дать однозначный ответ на данный вопрос.

Разделимся на 4 группы (по количеству религий.) Каждой группе нужно будет представить одну из религий. По одному человеку от каждой группы подходят ко мне и выбирают листок с название религии. (листочки перевернуты, названий не видно)

На ваших партах лежат большие листы. На них вы будете создавать проект по религии в соответствии с представленным планом.

План:

1. Название религии.

2. Основатель.

3. Священная книга.

4. Хранители традиций.

5. Священное сооружение.

6. Обычаи и ритуалы.

Каждой группе я даю конверты с иллюстрациями и напечатанными словами.

Вы выбираете то, что относится к вашей религии. Наклеиваете на листы в соответствии с планом.

(Каждая группа выполняет задание)

IV. Защита проектов.

На доску вывешиваем получившиеся проекты.

Каждая команда расскажет о религии, по которой они работали.

(Дети представляют свою работу)

Христианство: Ислам:
Иисус Христос Мухаммад
Библия Коран
Епископ, священник, дьякон. Мулла, имам, хафиз
Церковь Мечеть
Евхаристия крещение, венчание Намаз, шахада, пятничные молитва
Иудаизм: Буддизм:
Патриарх Авраам Сиддхартха Гаутама
Тора Трипитака
Раввин Лама
Синагога Пагода
Шаббат Мантра

Но наверно картина была бы не полной, если бы мы не отразили праздники каждой религии. Попробуйте отгадать название праздника по его описанию.

В этот день верующие вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство на Землю обетованную (Песах)

Этот праздник празднуется верующими 7 января. Он означает рождение основателя данной религии. (Рождество)

Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына, но этого не потребовалось.(Курбан - байрам).

Новый год по лунному календарю. (Сагаалган).

В этот праздник верующие должны построить шалаш и прожить в нем некоторое время.(Суккот).

Праздник означает воскресение из мертвых. В этот день верующие пекут куличи и красят яйца. (Пасха).

Он празднуется в честь окончания 30 дневного поста в месяц рамадан. (Ураза-байрам)

Этот праздник день рождения и просветления. В этот день совершают обряд омовения статуй подслащенной водой и осыпание их цветами. (Дончод)

К каким религиям относятся эти праздники?

Прочитаем мудрые мысли из священных книг религий.

Буддизм: "... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти".

Иудаизм: "И изрёк Бог слова сии: "... Почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради ..."

Христианство: "Не суди да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

Ислам: "Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления"

Чему учат эти мудрые мысли?

Поиграем в игру "Кто ни разу не ошибётся?".

Перед вами представлены слова объясните, что они обозначают и к какой религии относятся.

Икона, менора, каллиграфия, тфилин, минарет, скрижали, алтарь, умма, нирвана.

Икона изображение Христа, его матери, святых.

Каллиграфия - изображение слов Божьих на письме.

Тфилин - коробочки из кожи животных, в которых содержатся отрывки из священного писания торы. Одна из них крепиться на голову выше глаз, а другая на бицепс слабой руки.

Скрижали - каменные таблички, на которых были записаны заповеди.

Алтарь- самое святое место в священном сооружении.

Умма - община мусульман.

Нирвана состояние покоя и удовлетворённости.

Что общего на ваш взгляд можно найти в разных религиях?

Можем ли мы сказать, что одна из них лучше другой? Почему?

Как вы думаете, как должны относиться люди разных религий друг к другу?

Можно ли осуждать человека, унижать его, если он исповедует другую религию?

Наш урок мне хотелось бы закончить словами:

Поймите! Бог - не ритуал,
Не словоблудье, песнопенья,
Бог - состояние Любви!
ЛЮБВИ ко ВСЕМ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!

Приложение.

Презентация.