Цель урока: формирование у учащихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества
Задачи урока:
- предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки с таблицами; карточки с рисунками, ватман.
Ход урока
I. Организационный момент.
"В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу". (народная мудрость)
Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Практически на всех предыдущих уроках в основном рассказывала я и показывала различные презентации. Сегодня урок повторения и обобщения. Вы должны будете показать свои знания по предмету, умение думать и рассуждать.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (эпиграф урока) Это и будет являться гепотезой, правоту которой мы докажем или опровергнем в ходе нашего сегодняшнего урока.
II. Актуализация опорных знаний.
А что такое религия?(от латинского слава "связывать", "соединять") (различные верования людей, поведение людей в повседневной жизни, участи людей в религиозных ритуалах)
Когда возникла религия?
А что такое ритуал? (действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов или духов.)
Назовите религии символы которых вы здесь видите. (на слайде символы 4 религий). Да, совершенно верно. Это христианство, буддизм ислам и иудаизм. Какие из этих религий являются мировыми, а какие национальными?
III. Формулирование учебной проблемы, планирование.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
О религиях.
В стране религий много, не робей!
Здесь кришнаит, буддист, католик,
Вот мусульманин, хочешь? - иудей,
На вкус любой, лишь выбирай какую!И издавна средь них ведется спор,
Кто всех верней, кто истинней. кто прав.
До драки доходили, до ножей,
Да что там до ножей, - до истребленья
И вырезали целые селенья,
Имея имя Бога на устах....Один кричит: "Над нами Божий Сын!",
Ему в ответ: "Аллах всех круче!",
А рядом ухмыляется раввин,
Уж он то знает истину получше.Одни укрыли женщину до пят,
А сами обрастают бородою,
Кто носит крест, кто режет плоть,
А кто-то череп гладко бреет.Как все это наивно и смешно,
А если гибнет кто, то и трагично.
Ведь Бог всем жизнь дает равно,
Не глядя на наряды и отличья.
А вы как думаете, какая из религий истинней и лучше? Давайте разберемся, сможем ли мы дать однозначный ответ на данный вопрос.
Разделимся на 4 группы (по количеству религий.) Каждой группе нужно будет представить одну из религий. По одному человеку от каждой группы подходят ко мне и выбирают листок с название религии. (листочки перевернуты, названий не видно)
На ваших партах лежат большие листы. На них вы будете создавать проект по религии в соответствии с представленным планом.
План:
1. Название религии.
2. Основатель.
3. Священная книга.
4. Хранители традиций.
5. Священное сооружение.
6. Обычаи и ритуалы.
Каждой группе я даю конверты с иллюстрациями и напечатанными словами.
Вы выбираете то, что относится к вашей религии. Наклеиваете на листы в соответствии с планом.
(Каждая группа выполняет задание)
IV. Защита проектов.
На доску вывешиваем получившиеся проекты.
Каждая команда расскажет о религии, по которой они работали.
(Дети представляют свою работу)
Христианство: | Ислам: |
Иисус Христос | Мухаммад |
Библия | Коран |
Епископ, священник, дьякон. | Мулла, имам, хафиз |
Церковь | Мечеть |
Евхаристия крещение, венчание | Намаз, шахада, пятничные молитва |
Иудаизм: | Буддизм: |
Патриарх Авраам | Сиддхартха Гаутама |
Тора | Трипитака |
Раввин | Лама |
Синагога | Пагода |
Шаббат | Мантра |
Но наверно картина была бы не полной, если бы мы не отразили праздники каждой религии. Попробуйте отгадать название праздника по его описанию.
В этот день верующие вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство на Землю обетованную (Песах)
Этот праздник празднуется верующими 7 января. Он означает рождение основателя данной религии. (Рождество)
Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына, но этого не потребовалось.(Курбан - байрам).
Новый год по лунному календарю. (Сагаалган).
В этот праздник верующие должны построить шалаш и прожить в нем некоторое время.(Суккот).
Праздник означает воскресение из мертвых. В этот день верующие пекут куличи и красят яйца. (Пасха).
Он празднуется в честь окончания 30 дневного поста в месяц рамадан. (Ураза-байрам)
Этот праздник день рождения и просветления. В этот день совершают обряд омовения статуй подслащенной водой и осыпание их цветами. (Дончод)
К каким религиям относятся эти праздники?
Прочитаем мудрые мысли из священных книг религий.
Буддизм: "... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти".
Иудаизм: "И изрёк Бог слова сии: "... Почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради ..."
Христианство: "Не суди да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
Ислам: "Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления"
Чему учат эти мудрые мысли?
Поиграем в игру "Кто ни разу не ошибётся?".
Перед вами представлены слова объясните, что они обозначают и к какой религии относятся.
Икона, менора, каллиграфия, тфилин, минарет, скрижали, алтарь, умма, нирвана.
Икона изображение Христа, его матери, святых.
Каллиграфия - изображение слов Божьих на письме.
Тфилин - коробочки из кожи животных, в которых содержатся отрывки из священного писания торы. Одна из них крепиться на голову выше глаз, а другая на бицепс слабой руки.
Скрижали - каменные таблички, на которых были записаны заповеди.
Алтарь- самое святое место в священном сооружении.
Умма - община мусульман.
Нирвана состояние покоя и удовлетворённости.
Что общего на ваш взгляд можно найти в разных религиях?
Можем ли мы сказать, что одна из них лучше другой? Почему?
Как вы думаете, как должны относиться люди разных религий друг к другу?
Можно ли осуждать человека, унижать его, если он исповедует другую религию?
Наш урок мне хотелось бы закончить словами:
Поймите! Бог - не ритуал,
Не словоблудье, песнопенья,
Бог - состояние Любви!
ЛЮБВИ ко ВСЕМ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!