Как работать с одаренными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии


Иногда о способностях людей говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту, что неверно.

Одаренность - это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развития познания, психологическим развитием и физическими данными.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями иностранного языка, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.

Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

При недооценке способностей ребенка резко меняется его модель поведения. Он становится требовательным, агрессивным, раздражительным, может неожиданно перестать общаться со всеми или бурно реагировать даже на самое безобидное замечание. Способные умные девочки часто уходят в мир внутренних переживаний (все это, однако, не означает, что каждого лентяя, прогулявшего уроки, следует считать непризнанным гением).

Одаренный ребенок уже в раннем детстве деятелен и энергичен. Он вскоре после рождения фиксирует свой взгляд на людях и предметах. Такой ребенок начинает рано воспринимать движения и шумы и устанавливает контакт с окружением значительно скорее, чем другие дети его возраста. Одаренный ребенок быстро развивается физически (начинает поворачиваться на бок, садиться и ходить раньше сверстников), мало спит для своего возраста. Профессор Лолер Дж. обратил внимание на то, что некоторые одаренные дети в течение довольно длительного времени накапливают пассивный запас слов, который затем быстро активизируют. Они пользуются довольно большим лексиконом, причем употребляет слова и выражения, которые обычно еще не знает ребенок его возраста. Одаренные дети легко запоминают стихи, песни, помнят события, о которых его родители могли уже давно забыть. Такие дети очень любопытны и постоянно надоедают родителям своими бесконечными вопросами и раздражаются, если ответы на свои вопросы не удовлетворяют их. Вообще, одаренные дети могут мыслить логически, дать короткий и точный ответ; они ставят задачи и полностью отдается поискам их решений; стараются каждое дело довести до конца. Чувства, мысли, настроения одаренных детей особенно ярко выражаются в различных видах творческой деятельности: раскрашивании, моделирования, при исполнении танца или роли в пьесе.

Лолер Дж, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует наразного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. В силу своей природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими людьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом.

Талант - это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении деятельности - особенность таланта. Те свойства личности, которые определяют талант, одновременно являются и чертами характера, так что талант сближает способности с характером. Талантливый человек создает что-то новое в своей работе.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с "низким" порогом отключения, то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ).

Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмыслить имеющиеся знания и генерировать новые. Эта программа должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительному мастерству.

Лейтес Н.С. предложил три стратегии специализации обучения.

Первая из них связана с ускорением; одаренные учащиеся способны быстрее осваивать учебный материал, чем это делает их сверстники со средними способностями. Ускорение, однако, таит в себе некоторые опасности, именно поэтому Пассов предостерегает по поводу того, что у одаренных детей может не хватить времени "для тщательного обдумывания, рефлексии и обыгрывание идей, а также для творчества". Кроме того, ускоренное прохождение материала может лишить детей возможности делать выбор.

Вторая стратегия предполагает стимулирование одаренных детей на углубленное проникновение в изучаемый материал при более широком его обхвате.

Третья стратегия связана с качественно иным обучением, то есть учебную программу составляет принципиально новое содержание, не являющееся ни продолжением, ни более широким изложением материалов, включаемых в общепринятые учебные программы.

Поэтому учебная программа для таких детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости.

Гениальность - высшая степень одаренности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Поэтому гениальность - явление не психологическое, а социологическое.

Подготовка педагогического персонала - неотъемлемая часть всякой хорошей программы. Некоторые принципы программы практического обучения и постоянного повышения квалификации разработаны Карне.

Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.

Участие в составлении программ. Руководители школ, пытающие без участия рядовых преподавателей определить, что должно входить в программу практического обучения, поступают неверно.

Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Координатор программы обязан следить за ее выполнением.

Повышение квалификации специалистов по месту работы. Подготовка специалистов занимает в программе значительное место.

Дополнительные расходы на повышение квалификации. Включение в бюджет статьи расходов на подготовку кадров является убедительным доказательством важности проблемы. Деньги нужны и на покупку новейшей литературы, и на поездки для обмена опытом, и для оплаты специалистам.

Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна включать не только приглашение лекторов, но и уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы подготовки были интересными и творческими. В некоторых таких программах используются индивидуальные планы сотрудников.

Оценка индивидуальной и групповой подготовки. Администратор или методист должен помогать каждому сотруднику уяснить, насколько хороши их планы индивидуальной подготовки. Оценка общего плана важна в наименьшей степени. Если сотрудники особенно заинтересованы в развитии творческого и продуктивного мышления у своих учеников, тогда план оценки может включать результаты тестирования детей до и после обучения, что поможет определить, отражаются ли новые знания учителя на поведении детей.

Учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими качествами: быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер.

Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний, необходимы такт, терпение и особая деликатность. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и учителя (см. Приложение 1 Анкета для родителей).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч.-2004.-N 7.-С.83-87.
  2. Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // Завуч.-2001.-N 4.-С. 39-44.
  3. Богоявленская М. "Исчезновение" одаренности: Школьные проблемы, связанные с опережающим развитием // Школьный психолог.-2004.-№ 46.-С.5-7.
  4. Богоявленская М. Право на ошибку: Школьные проблемы одаренных детей. Мотивация. // Школьный психолог.-2004.-№ 45.-С.24-26.
  5. Дереклеева Н. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников.-2002.-N 1.-С.48-50
  6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
  7. Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П.Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.
  8. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.