Цели урока:
- Познавательные: углубить знания о морали и нравственности, раскрывая смысл понятий "добро" и "зло" на основе жизненного опыта детей.
- Развивающие: учить устанавливать связи между человеческими качествами, которые лежат в основе нравственности при проявлении добра зла. Переносить знания в новую ситуацию, развивать речь учащихся.
- Воспитательные: воспитывать увлеченность, желание познать новое, критичность и самокритичность, культуру речи.
Задачи:
- Познакомить с понятиями поступок; "добро" и "зло", их проявлениями.
- Воспитывать стремление к совершению добрых поступков.
- Развивать коммуникативные способности детей.
Мотивация выбора данной темы: о добре и зле слышал каждый. Споры и рассуждения о влиянии добра и зла на судьбы людей и историю развития целых государств не смолкают тысячелетия. Познакомить детей с понятиями "добро" и "зло", их проявлениями, вести детей "дорогою добра".
Основные термины и понятия: добро, зло, поступок, мораль, культура, нравственность.
Оборудование:
- электронная доска, учебник, карточки-задания, презентация, составленная с использованием ресурсов сети Internet и работ учащихся предыдущих уроков.
Комментарий к уроку.
Данный урок является 5-ым уроком модуля "Основы светской этики". Дети уже знакомы с некоторыми понятиями и терминами. Данное занятие проводится с опорой на жизненный опыт учащихся и полученных знаний.
На уроке кроме работы с презентацией используется работа стекстами различных жанров, ксерокопиями страничек из учебника, заданиями для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, объявление темы урока. (Слайд №2)
Актуализация опорных знаний.
У.: Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках.
У.: Продолжите предложение.
Этика-это...
Мораль- это...
У.: Вы собрали пирамидку. Какие нравственные качества выбрали, чтобы построить свою пирамидку? (Слайд №3).
Дети зачитывают ответы.
У.: Какое качество человеческой души повторяется у каждого из вас?
Д.: Доброта.
У.: Как вы понимаете, что такое " добро"?
Д.: Высказывания детей.
Изучение новых понятий.
У.: Прослушайте притчу:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
У.: Как вы понимаете последние слова старика? Обсудите эту притчу, составьте ответ с соседом по парте.(Слайды № 4, 5)
Выслушать гипотезы детей.
У.: Так какого волка мы должны вскормить в себе?
У.: Какие человеческие качества порождают зло?Нарисуйте образ зла. (Слайд № 6).
Обсуждение, работа со слайдом.
Формирование умений и навыков.
Работа в группах "Объясни пословицы". Класс делится на три группы, каждая группа работает над пословицами и объясняет их значения (Слайды№ 7,8,9).
Группа 1:
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Группа 2:
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Группа 3:
Кто добро творит, тому Бог оплатит.
В ком добра нет, в том правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Прослушайте, прочитайте стихотворение Агнии Барто "В зеркале". (Слайд № 10).
Не смотрюсь я в зеркала -
Поважнее есть дела!
Я не красавец, не урод,
Обыкновенный парень -
Обычный нос, обычный рот.
Глаза какие? Карие.
Не смотрюсь я в зеркала -
Поважнее есть дела!
Но вдруг одна история
Со мной произошла.
В хоккей играл я во дворе,
Столкнулся со старушкой,
Ну что ж, случается в игре,-
Ее задели клюшкой!
Взялась ругать старушка
Все наше поколенье,
Я спорил со старушкой
До белого каленья.
Она словцо, и я словцо -
Война у нас в разгаре!
Вдруг вижу в зеркале лицо -
Губастый, злющий парень!
Несли к соседям зеркало,
И вот средь бела дня
Оно так исковеркало
Меня!
Обычный нос, обычный рот,
Но оказалось - я урод!
Стал в зеркало посматривать
Я вечером и днем,
И каждый раз по-разному
Себя я вижу в нем.
Хромую кошку приласкал
Случайно на бульваре,
Иду домой мимо зеркал,
Смотрю - красивый парень!
Меняюсь десять раз на дню.
С сестренкой начал я возню
И мячик отнял силой,
Смотрю - я некрасивый!
Обычный нос, обычный рот -
То я пригож, то я урод!
Нет, отражают зеркала
Не только наши лица,-
И наши мысли и дела
В них могут отразиться.
У.: Какие качества делают наши души красивыми? Могут ли душевные качества влиять на внешность человека? Зависит ли от этого его жизнь?
Ответы детей.
У.: Прослушайте еще одну притчу (Слайд № 11):
У умной доброй, мудрой старушки внучка спросила:
- Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
- Есть милая. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно - рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
У.: Какой жизненный урок хотела дать старушка собеседнице?
Прослушайте песню "Дорогою добра" (сл. Ю. Энтина, муз.М.Минкова). (Слайд №13)
Итог урока. (Слайд №14).
Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня на уроке я понял...
Сегодня на уроке я решил...
Следующая тема "Добродетель и порок" (Слайд №12).