Влияние специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Проблема, связанная с формированием правильной осанки, особенно в детском возрасте, актуальна во всем мире. По данным центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников, в основном имеет приобретенный функциональный характер, и связаны с нерациональной организацией учебного процесса. [4]

Объектом исследования выступает коррекция осанки младших школьников.

Предмет исследования: влияние специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников.

Целью исследования является определение влияния специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников. В ходе исследования решаются следующие задачи: изучить состояние позвоночника у младших школьников; выявить причины нарушения осанки у младших школьников; на основе анализа научно-методической литературы выбрать методику коррекции и экспериментально проверить ее эффективность; разработать систему занятий с использованием комплекса специальных физических упражнений.

Для реализации задач используются следующие методы: анализ научно-методической литературы; метод самотоскопии; тестирование развития физиологических качеств силы мышц брюшного пресса и силы и выносливости мышц спины; анализ документов учета; педагогический эксперимент; сравнительный анализ результатов.

Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это докажет их положительную роль на коррекцию осанки младших школьников.

Осанка - привычное положение туловища в пространстве, поза обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата , выраженности физиологических изгибов позвоночника.[5]

Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки. Определяется вертикальное положение головы – подбородок слегка приподнят, линия, соединяющая нижний край орбиты глаза и козилок уха, горизонтальна; шейно- плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи надплечьем, одинаковы; плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены; грудная клетка симметрична и немного выступает, живот подтянут, лопатки прижаты к туловищу, расположены на одной горизонтальной линии.[2]

Неправильная осанка отрицательно влияет на работу внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. У школьников, не соблюдающих нормальной осанки грудная клетка постепенно суживается, становится более плоской, углы лопаток торчат, принимают форму крыльев, живот вытягивается вперед, одно плечо опускается ниже другого. Основными задачами обучения осанки школьников являются сообщение знаний о признаках правильной и неправильной осанки, гигиенических условиях и мерах предупреждения нарушений осанки.[3]

Осанка в основном формируется в 6-7 лет, а дети 6-9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связи с этим обучение осанки в 1-2 классах должно быть направленно на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для школьного труда. [1]

Основными средствами профилактики нарушений осанки являются правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка.

Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов. Своевременная диагностика, может выявить нарушения опорно-двигательного аппарата, а знание основных методик позволяет разрабатывать и эффективно использовать различные комплексы специальных упражнений по устранению выявленных недостатков осанки.

Для решения проблемы исследования и достижения поставленной цели проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 10 учащихся в возрасте 7-9 лет. На первом этапе исследования изучено состояние осанки у младших школьниковМаркушевской СОШ по данным медосмотров за 2005, 2006, 2007г. Получили следующие данные: в 2007г- из 27 учащихся начальных классов у 10 школьников выявленные нарушения осанки, что составляет около 37%, следовательно, 67% не имеют выявленных нарушений осанки. В 2005г- из 37 учеников, обучающихся в начальных классах поселка, нарушения осанки выявлены у 16 учащихся, что составляет 43 %, и 5 школьников страдают сколиозом, что составляет 14% от общего количества обследуемых. В 2006г данные медицинского осмотра показывают увеличение количества школьников с нарушением осанки: так из 32 учеников данный диагноз поставлен у 18 учащихся, что составляет 56%, сколиоз выявлен у 5 школьников, что составляет 16% от общего количества обследуемых.

Чтобы справиться с нагрузками позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (т.е. подвижность), и устойчивость – сила и выносливость позных мышц. Результаты эксперимента показывают увеличение силы и выносливости мышц (СВМ) как спины, так и живота.

Если до эксперимента на выполнение теста СВМ живота у исследуемых в среднем уходило 30,5 сек, то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилось на 7,9 сек и составило 39,4 сек. Увеличение СВМ спины произошло на 3,9сек. Если до эксперимента на выполнение этого теста уходило 38,4 сек, то после эксперимента время на его выполнение увеличилось и составило 42,3 сек.

Так же результаты эксперимента показывают увеличение подвижности позвоночника в различных направлениях: вперед, назад, вправо, влево. Если до эксперимента на выполнение теста подвижности позвоночника вперед у исследуемых в среднем составило 5,6 см, то после эксперимента увеличилось на 11,4 см, и составило 17 см. При выполнении теста на подвижность позвоночника назад, у исследуемых в среднем составило 11,5 см, то после эксперимента подвижность позвоночника увеличилась на 9,7 см, и составила 21,2 см. Кроме этого, подвижность позвоночника вправо и влево у исследуемых увеличилась на 6,5 см и 5 см соответственно.

На втором этапе- анкетирование- учащимся была предложена анкета, содержащая 16 вопросов, по выявлению причин нарушения осанки: привычка сидеть сутулясь – у 60% анкетируемых; длительное нахождение в положении сидя у 30% анкетируемых; у 20% анкетируемых члены семьи страдают нарушением опорно-двигательного аппарата.

Использованная методика для коррекции осанки показала эффективность и положительное влияние на подвижность позвоночника, на силу и выносливость мышц у 100% испытуемых. В среднем подвижность позвоночника увеличилась вперед нам 16 см; назад на 10 см, вправо на 6,5 см, влево на 5 см. Сила и выносливость мышц спины увеличилась на 4 сек, живота на 8 сек.

Результаты эксперимента подтверждают, что физические упражнения способствуют коррекции нарушений осанки младших школьников. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений в младшем школьном возрасте, т.к. использование в более поздние сроки становится менее эффективным.

Литература

  1. Гербцова Г.И. Азбука здоровья / Программа специальной (коррекционной) работы
  2. школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классы. Гербцова Г.И. – СПб.: Образование, 1994. – 44 с.
  3. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. – М.: ЭКСМО, 2004. – 207 с.
  4. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. – 109 с.
  5. Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод.пособие / [C.Д. Поляков. С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др.]. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с. – (Методика).
  6. Черная Н.Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей. Учебное пособие / Н.Л. Черная и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с. (Серия “Медицина для вас”)