Цель занятия: Формирование бережного отношения к природе, обобщение представлений детей о зимующих птицах.
Задачи:
- развивать связную речь и умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, аргументированно отстаивать собственное мнение;
- продолжать развивать навыки чтения слов из 2-3 слогов, развивать умение узнавать птиц на картинках по внешнему виду;
- развивать внимание, память;
- вырабатывать умение правильно изменять слова по родам, числам и падежам и согласовывать их между собой;
- развивать логическое и образное мышление;
- готовить руку к рисованию и письму, способствовать формированию зрительно-пространственного восприятия;
- закрепить умение составлять слова из предложенных букв, способствовать развитию звуко-буквенного анализа;
- продолжать учить считать предметы в пределах первого десятка, записывать цифры от 1 до 10, пользоваться математическими знаками "больше", "меньше", "равно";
- развивать творческие способности, мелкую моторику;
- развивать познавательный интерес к миру природы, формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный материал "Птицы, обитающие на территории нашей страны".
- Приложения 1, 2.
- Набор букв.
- Детали мозаики красного, синего, зелёного цвета.
- Фломастеры, простой карандаш, резинка.
- Корм для птиц.
- Солёное тесто, картон, стеки, палочки для раскатывания теста, трафареты, гуашь красного и чёрного цветов, кисти, вода.
Виды детской деятельности, используемые на занятии: игровая, практическая, познавательная, творческая, наблюдение.
Ход занятия
Игра "Четвёртый лишний": педагог называет 4 слова - дети должны выбрать одно лишнее слово и обосновать свой ответ.
- Голубь, воробей, синица, дятел.
- Дятел, стриж, ворона, сорока.
- Клюв, нос, хвост, крылья.
- Снегирь, синица, кормушка, голубь.
- Щегол, клёст, свиристель, лиса.
- Семечки, сало, ягоды, конфеты.
- Сорока, аист, ласточка, соловей.
- Снег, снегирь, кукушка, куропатка.
- Скворец, скворечник, грач, сова.
Игровое задание "Прочитай название птицы": на полу раскладываются карточки с изображением птиц (по числу детей), каждому ребёнку выдаётся напечатанное название птицы, ребёнок должен прочитать название, найти изображение нужной птицы и положить слово рядом с картинкой.
Игра "Какая птица улетела?": на полу лежат карточки с изображением птиц, дети закрывают глаза - педагог убирает 1 карточку; открыв глаза, дети должны определить, какой птицы не стало.
Грамматическое задание "сосчитай до пяти":
- Одна перелётная птица, две перелётные птицы:
- Один нахохлившийся воробушек, два нахохлившихся воробушка:
- Один красногрудый снегирь, два красногрудых снегиря:
- Одна зимующая птица, две зимующие птицы:
- Один сизый голубь, два сизых голубя:
- Одна белобокая сорока, две белобокие сороки:
- Одна каркающая ворона, две каркающие вороны:
- Один красноголовый дятел, два красноголовых дятла:
- Одна маленькая синичка, две маленькие синички:
- Одна полярная сова, две полярные совы:
- Один улетевший скворец, два улетевших скворца:
Игровое упражнение "Отгадай загадку": педагог описывает птичку, не называя её, - дети должны по описанию догадаться, о ком идёт речь.
- они юркие, весёлые, подвижные задиры, часто ссорятся, дерутся;
- они медлительные, спокойные, могут близко подойти к человеку и даже взять корм с руки;
- они очень любят есть ягоды, зерно, семена, у них красивая красная грудка;
- у них жёлтая грудка, белые щёчки, они любят клевать сало;
- у неё длинный хвост и белые бока;
- у него красная шапочка и чёрный жилетик, он лечит деревья.
Игровое задание "Дорисуй дятла по образцу" [1] (Приложение 1).
Задание "Собери слово": из набора букв собираем слова: птицы, сова, синица, снегирь, голубь, дятел; расставляем под буквами "звуковички": красные - под буквами, обозначающими гласные звуки, синие - под буквами, обозначающими твёрдые согласные, зелёные - под буквами, обозначающими мягкие согласные звуки.
Задание "Посчитай и сравни" (Приложение 2): посчитать птиц, записать цифрами их количество, расставить знаки "больше", "меньше", "равно".
Лепка из солёного теста "Снегирь" (Приложение 3).
Прогулка в "Птичью столовую" (обходим кормушки, изготовленные детьми совместно с родителями из бросового материала, подсыпаем корм для птиц, наблюдаем за их поведением).
Литература:
- Папка дошкольника: нарисуй по образцу. - Киров: Весна-дизайн, 2006.