Цель работы: Обобщение методических рекомендаций, направленных на совершенствование учебно-воспитательной работы и формирование у учащихся художественной индивидуальности в классе фортепианного ансамбля.
Задачи:
1. Проследить историю формирования ансамблевого музицирования как жанра.
2. Показать специфические моменты создания фортепианного дуэта.
3. Рассмотреть методы преодоления технических и художественных задач совместного исполнительства.
4. Выделить перечень профессиональных навыков, которые формируются у учащихся в процессе ансамблевого музицирования.
Ансамблевое музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера коллективных занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения - залог интереса к музыкальному искусству. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от способностей в данный момент, что благоприятствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Ансамблевое музицирование является так же ступенью для хорошей музыкальной подготовки, активным средством музыкальной пропаганды. Полученные на уроках знания и умения должны помочь ученикам в их занятиях в классе специального фортепиано. В процессе музицирования ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы и народного творчества, что наряду с уроками музыкальной литературы, способствует формированию их музыкального кругозора.
История фортепианного дуэта
Четырехручный дуэт - это единственный род ансамбля, когда два человека исполняют музыкальное произведение на одном инструменте. Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении её с игрой пианистов на двух инструментах. Различия между этими ансамблями очень большие. Два инструмента дают исполнителям гораздо больше свободы, независимость в использовании регистров, педалей и т.д., в то время, как близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству, сопереживанию.
Различие в характере ансамблей отразилось и в музыке, созданной для них: произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности, произведения четырехручного дуэта - к стилю камерной музыки.
Фортепианный дуэт как жанр сформировался в XIX столетии, и тому было немало объективных причин. Клавишные инструменты прошлых веков, такие как клавесин и клавикорд имели слишком маленькую клавиатуру, чтобы за ней легко могли разместиться два исполнителя. Их звук был неярким и не мог зависеть от количества играемых нот. Кроме того, изящный контрапунктический стиль произведений XVI - первой половины XVIII веков не нуждался больше чем в одном исполнителе.
Во второй половине XVIII века появилось молоточковое фортепиано с достаточно широким диапазоном, со способностью к постепенному увеличению или уменьшению звучности, с дополнительным резонатором педали. Этот инструмент скрывал в себе особые возможности при игре двух пианистов. Стремительно возросла полнота и сила его звучания, открылись неведомые тембровые краски, а новый гомофонный стиль музыки в этом нуждался.
Развитие молодого вида ансамбля (фортепианного дуэта) шло стремительными шагами. К началу XIX столетия он располагал обширным репертуаром и утвердился как самостоятельная форма музицирования, который был доступен многим любителям музыки. Открылось новое свойство фортепианного дуэта, сделавшего его еще более популярным: четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. На протяжении долгого времени четырехручные версии симфоний, камерных ансамблей, опер, балетов были нередко единственным источником ознакомления с ними. Это способствовало приобретению очень важной функции фортепианного дуэта: вокально-просветительской. Именно так знакомились в прошлом веке с произведениями Ф. И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, Вагнера и Верди массы любителей и профессионалов.
В художественном творчестве XX века после первой мировой войны преобладают романтические тенденции. Написание произведений в жанре фортепианного дуэта почти не привлекало ведущих композиторов XX столетия. Домашние фонотеки вытеснили традиции камерного музицирования.
После второй мировой войны возрос интерес к искусству эпохи борокко. Возрождение музыки XVII-XVIII веков сопровождается возрождением инструментария того времени, исполнительских традиций и условий бытования. Появляется много камерных коллективов - оркестров, хоров, ансамблей. Так появились предпосылки для вырождения жанра - фортепианного дуэта.
Основы ансамблевой техники
В отличие от других совместных видов игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же "специальности", что облегчает их взаимопонимание. Само слово "ансамбль" в переводе с французского языка означает "единство".
Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом. Совместная игра, несомненно, способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Необходимо заметить, что мы нередко видим такую общность у учащихся различных классов и не находим её у учащихся одного класса. Поэтому, организуя ансамбль, надо руководствоваться индивидуальными качествами каждого ученика, которые дополняли бы друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские способности будущего ансамбля.
При подборке членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором - он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения.
При распределении партий педагогу нужно объяснить учащимся равнозначность каждого участника ансамбля. Учащиеся должны твердо уяснить, что невнимание на уроке - репетиции, невыученная партия приводит к тому, что они подводят своего партнера.
Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствия приемов звукоизвлечения. Умелая педализация в ансамблях обеспечивает не только "чистое" звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое. Игра в ансамбле требует от учащихся умение передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальную ткань.
Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития ребёнка. Освоение первоначальных навыков происходит с первых шагов обучения. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.
При выборе репертуара для ансамбля, прежде всего надо руководствоваться художественной ценностью и степенью сложности материала, допустимости его как в техническом отношении, так и по содержанию. В работе всегда должно быть простое для восприятия знакомое произведение, что приносит детям большую радость. Репертуар ансамбля, в котором принимают участие ученики младших классов, не должен по трудности быть сложнее тех пьес, которые они изучают в классе по специальности, иначе их внимание будет поглощено преодолением технических трудностей и, в конечном счете, будет мешать художественному развитию, приучать к неряшливости. Для обогощения художественного вкуса и для развития культуры и тонкости музыкального восприятия рекомендуется использовать музыку композиторов XVIII века: И. С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди и др., а так же современную, зарубежную и народную музыку.
Психологически, коллективное музицирование придает ученику больше творческой смелости, желание общения с публикой, артистизм.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно распределить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны:
а) Знакомство ансамбля с произведением в целом.
б) Техническое освоение выразительных средств.
в) Работа над воплощением художественного образа произведения.
Задачей первого этапа является создание у членов ансамбля общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения, эпохой, в которой оно возникло, стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения, характером произведения, его формой, основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя в качестве иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении. Необходимо предупредить участников о трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и рассказать, как их преодолеть.
Следующий этап - преодоление ансамблем технических трудностей, что подразумевает в первую очередь:
а) синхронность при взятии и снятии звука;
б) равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;
в) согласование приемов звукоизвлечения;
г) передача голоса от партнера к партнеру;
д) соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;
е) соблюдение общности ритмического пульса;
ж) единство динамики, фразировки.
Партнеры должны уметь "поделить" клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или пересекающемся голосоведении. Педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, чаще всего звучащей в верхних регистрах. Необходимо следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать товарища. Важно в ансамбле уметь слушать не только себя, а одновременно и то, что играет партнер, то есть общее звучание обеих партий, которые сливаются в единое целое. Замечание педагога - "ты не слушаешь партнера" должно пониматься так: "ты не слушаешь, что у вас вместе получается". Нужно слушать не себя, не его, а только общее звучание ансамбля (ни "я", ни "он", а "мы"). К этому приучать участников ансамбля с первых совместных занятий. Неумение слушать общее звучание ансамбля сказывается на самой позе пианиста: "уткнувшись" в клавиатуру, он следит только за движением своих пальцев, в певучих местах он поворачивает голову, прислушивается к звучанию мелодии. В такой "позиции" и о своём исполнении можно получить искаженное представление, не говоря о звучании обеих партий. Полезно предложить ученику, исполняющему партию Secondo, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим партии Primo.Тогда сразу становится понятно, насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. Можно поменять партнеров местами, дать понять, что для этого нужен определенный навык.
Начать вместе играть, синхронно взять два звука - не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Здесь нужно познакомить учащихся с техническим приемом дирижерского взмаха - ауфтактом, и как он может быть применен пианистами. При исполнении за одним или параллельными инструментами, когда руки каждого видны другому ауфтакт даётся легким движением кисти (с ясно определенной верхней точки), либо кивком головы, или с помощью знака глазами, если рука не видна. Полезно одновременно с этим жестом обоим пианистам взять дыхание (сделать вздох). Это делает начало естественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков. Не меньшее значение имеет и синхронное окончание - "снятие" звука. Пауза в игре имеет огромное выразительное значение. "Рваные", "лохматые" аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу. Синхронность отдельных звуков не исчерпывает технической задачи, партнерам необходимо добиваться и равновесия их звучания. Правильного равновесия нужно достичь не в отдельном аккорде, а в параллельно проходящих голосах. Слаженность совместной игры в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы. Возникает специфическая трудность: то, что может быть сыграно без затруднений одним пианистом, становится технически сложным, если играется двумя руками двух исполнителей.
Большое внимание должно уделяться тщательной работе над штрихами, в процессе которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Лишь при общем звучании обеих партий может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат.
Пианисты должны уметь передавать друг другу “из рук в руки” пассажи, мелодии, аккомпанементы, незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани.
Динамика исполнения имеет большое значение в исполнении ансамбля. Наиболее распространенный недостаток – динамическое однообразие: все играется mf и f , редко P.
Наличие в ансамбле двух пианистов, позволяет полнее использовать клавиатуру, построить более объемные, плотные, тяжелые аккорды, равномерное распределение силы двух человек. Важно добиться ясного представления о градациях forte и fortissimo, определить общий динамический план произведения, определить кульминацию и посоветовать fortissimo играть c “запасом”.
Динамика исполнения в отдельной партии в равной степени зависит от того, что играет в этот момент второй участник ансамбля, каковы особенности исполнения обеих партий. Следует отметить организующую роль партии Secondo - основы, фундамента всего ансамбля в динамических сдвигах и нарастания.
Работа над звуком - область огромного труда. Еще не начав совместного исполнения, нужно договориться, что будет показывать вступление, каков характер звучания, и с каким приемом и с какой силой будет начата пьеса.
Должен быть определен темп. Особенность понимания и чувствования темпа - одна из основных задач ансамбля. При разучивании можно просчитать в соответствующем темпе ”пустой такт”.
Особое место в совместном исполнении занимает ритм. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма. Каждому музыканту присуще свое ощущение ритма, а в ансамбле нужно добиться взаимопонимания, согласия.
Специальная задача ансамбля - воспитание коллективного ритма, необходимого качества артистического ансамблевого исполнения. Ее можно решить путем изучения разнохарактерных произведений и развитием всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения. Ритм должен быть живым, гибким, выразительным.
Приступая к работе над произведением нужно поговорить с учащимися о характере, музыкальном содержании, определить значение каждой партии. Важно проучить с каждым учащимся его партию, что позволит более тщательно заняться фразировкой, ритмом, штрихами, затем осуществлять совместные репетиции. Конечная цель - создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное его исполнение.
Заключение
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Оно способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и формирует художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.
Занятия ансамблем развивают у учащихся профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех - единственный источник внутренних сил.
Ансамблевое музицирование заметно развивается. Ежегодно устраиваются региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы фортепианных ансамблей для детей. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, прививают вкус и интерес к концертным выступлениям. Все это говорит о необходимости учащихся заниматься ансамблевым музицированием.
Использованная литература
- Готлиб А. “Первые уроки фортепианного ансамбля”. – М: “Музыка”, 1971.
- Самойлович Т. О мастерстве ансамблиста / “Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля”. – М: “Музыка”, 1988.
- Сорокина Е. “Фортепианный дуэт. История жанра”. – М: “Музыка”, 1988.
- Ступель А. “В мире камерной музыки”. – Л: “Музыка”, 1988.