Урок изобразительного искусства по теме "Человек и его профессия"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: показать красоту профессии спортсмена.

Задачи:

  • ознакомить с многообразием профессий;
  • проанализировать отношение человека к труду, роль профессионального спортсмена в жизни нашей страны;
  • эмоционально воспринимать произведения искусства и выражать своё отношение к ним на примере произведений мастеров живописи;
  • учить по-новому, смотреть на то, что раньше казалось обычным и хорошо знакомым;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность и осмысленность в практическом применении знаний.

Формирование УУД:

Регулятивные: выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла при изображении профессии спортсмена; учатся оценивать успешность своего задания, признавать ошибки свои и одноклассников.

Познавательные: развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир; понимать и объяснять, что при передаче художником образа спортсмена присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.

Коммуникативные: высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу; слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

Личностные: рассказывать о своих художественных впечатлениях; вглядываться в фигуры людей, в особенности фигуры каждого человека, воспитывать уважительное отношение к творчеству – как своему, так и других людей. Воспитывать уважительное отношение к труду.

Предметные: понять красоту и значимость профессии спортсмен; уметь использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов.

Обязательный минимум содержания: уметь изображать фигуру человека (Б); уметь изображать фигуру человека в движении (П). (Б – базовый уровень, П – повышенный уровень).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки подсказки.

Для обучающихся: листы формата А3, А4 художественные материалы, карточки подсказки, стихи о профессии.

Информационная поддержка: мультимедийная презентация занятия.

Музыкальный ряд: песни о спорте.

Ход урока

Этапы
урока
Содержание
действия учителя действия учеников
(возможные варианты)
I. Орг. момент. - Громко прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
 
II. Создание проблемной ситуации. 1. Внимательно посмотрите на доску.

Приложение 1. Слайд 1

- Кто это? (Продавец, строитель, врач).

- Расскажите, где вы встречали этих людей, чем они занимаются?

- Продавец, строитель, врач – как можно назвать одним словом? (Профессии).

Отвечают (профессии).
III. Форму-
лирование проблемы.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О профессиях)

- Вспомните, что мы еще с вами рисовали в течение четверти?

Сформулируйте тему урока.

Человек и его профессия.

Слайд 2

- Исходя из темы урока, скажите, что вы должны будетеизобразить?

- А для чего это вам надо?

Отвечают (о профессиях).

Отвечают (человека).

Отвечают: Какие профессии есть? Какая самая важная? Как показать профессию человека?

Отвечают. (Показать человека и его профессию)

Отвечают. (Показать свое отношение, выразить себя через профессию)

IV. Актуализация знаний. Выдвижение гипотез. Сегодня мы побываем в мире профессий. Какая профессия самая важная? Как вы думаете? В ходе нашего урока мы попробуем ответить на этот вопрос.

- Как вы понимаете значение слова профессия? (Учащиеся высказывают свое мнение)

- Чтобы узнать наиболее точное значение этого слова обратимся к словарю Ожегова (ученик зачитывает определение из словаря).

Слайд 3

Профессия – это: ...

- Исходя из этого определения, мы должны выявить какими качествами, каким отношением к труду должен обладать мастер, чтобы достойно нести миссию своей профессии в обществе. И в этом нам поможет следующая работа.

Отвечают.

Учащийся работает со словарем.

Профессия – это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков

  Слайд 4

- В одной из книг я прочитала такую притчу:

Рабочие переносят бревна.

Спрашивают первого "Что ты делаешь?" Он в ответ: "Переношу бревна, выполняю тяжелую работу, которую вынужден делать"

Слайд 5

Спрашивают второго "Что ты делаешь?" - "Я деньги зарабатываю" - отвечает он.

Слайд 6

Спрашивают третьего: "Что ты делаешь?" Он в ответ: "Дом строю - людям радость приношу".

- Скажите: Что вложил в труд каждый из этих работников?

Слайд 7

- Я согласна с вашими ответами. Каждый человек должен с душой относиться к выполняемой работе

В течение ряда уроков мы говорили о красоте фигуры человека, о пропорциях фигуры человека в искусстве разных эпох.

Но, говоря об этом, нельзя обойти вниманием тему “Труд”, где человек выступает в качестве творца, созидателя.

Слайд 8

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

Давайте с вами посмотрим работы художников, которые тоже работали над темой “Человек и его профессия”.

Рассматриваем работы художников.

Слайд 9

Портрет балерины О. В. Лепешинской - Александр Михайлович Герасимов. 1939.

Художник застает балерину в момент репетиции. Героиня на миг замерла перед зрителем в типичном танцевальном па - она стоит на пуантах, руки опущены на балетную пачку, голова чуть повернута в сторону, словно приготовилась к следующему выходу на середину репетиционного зала. Еще мгновение - и балерина продолжит танец. Ее глаза горят, она полна вдохновения и любви к своей профессии.

Танец в жизни балерины является высшим смыслом ее существования.

Слайд 10

Отдых на репетиции.

Борис Александрович Успенский. 1995

На этой картине мы видим с вами тоже балерину. При взгляде на нее возникает совсем другое настроение. Художник изображает балерину на холодном фоне, сидячая поза, опущенный взгляд показывают нам, что действительно она устала.

Слайд 11

Тракторист.

Александр Александрович Дейнека. 1956

Художник считает, что эта одна из самых лучших его работ. “Тракторист” - картина, которую он назвал “Весна”. Не композицией сильна эта картина, а душевностью молодого открытого лица тракториста, его спокойной поступью, простым весенним пейзажем, живой речкой, весенним гомоном птиц, чувством будущего, которое заложено во всей картине”.

Отвечают.

(Первый вложил силу, но дело свое не любит, в ней нет ничего для него привлекательного.

Второй зарабатывает деньги, чтобы прокормить себя и семью.

Третий в дело душу вложил и поэтому он счастливый из них).

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). - Есть такая профессия, которая вам нравится? А кто из вас знает, кем будет в будущем? Почему?

Слайд 12

- Как вы думаете, а какие профессии здесь “спрятались”?

Игра “Отгадай профессию по описанию”

- Отгадайте загадку и узнаете, кто за синей шторкой.

Описание профессии спортсмен.

Она относятся к первой большой категории профессий, в которых важны физические данные: важна физическая выносливость и стремление превзойти себя и свои возможности.

Желание поставить рекорд или победить. К ним предъявляются высокие требования по здоровью и в частности к сердечно-легочной деятельности, а так же обязательно иногда наличие соперника, желание вступить с ним в непосредственный контакт, в борьбу за победу. Важно умение работать в команде. А также задатки руководителя, если Вы желаете быть капитаном команды. Важны красивые движения, растяжка, координация и даже музыкальный слух.

Физкультминутка “Спортсмен”

А теперь представьте, что вы спортсмен.

Как двигается бегун, поднимаем штангу, чтобы пловец нырнул на дно, он делает вдох, “ныряем на глубину” - садимся. Выдох.

Но я сегодня хотела особо остановиться на профессии профессиональный “спортсмен”.

- Как вы думаете почему?

- А что вы знаете об этой профессии из уроков обществознания.

Слайд 13

Гонять по полю мячик, плавать в бассейне или с удовольствием выписывать пируэты на льду — это же счастье! А тебе за это еще и деньги платят, и медалями награждают, и имя твое известно почти каждому человеку в стране. Путь профессионального спортсмена мог бы, с виду, показаться соблазнительным тысячам мальчишек и девчонок, которые дружат со спортом.

Однако нужно понимать разницу между такими понятиями, как “физическая культура” и “большой спорт”. Первое необходимо каждому человеку. Прогулки и игры на свежем воздухе, умеренные нагрузки в спортзале, туристические походы по выходным дням — все это способствует поддержанию тонуса мышц, здоровью сердечнососудистой системы, хорошему настроению.

Другое дело — большой спорт. Целью занятий большим спортом является выявление абсолютно всех возможностей организма человека. Занятия спортом на профессиональном уровне предполагают воспитание таких качеств, как упорство, трудолюбие, выносливость.

Отвечают. (Есть!)

Отвечают

(Дети выдвигают свои предположения).

Отвечают

- Дети выдвигают свои версии (спортсмен)

 

 

Отвечают

Дети выдвигают свои версии (приближающаяся Олимпиада в Сочи, тема по обществознанию “Выдающаяся личность”).

Отвечают.

  - Кто такие профессиональные спортсмены? (Дети высказывают свое мнение)

Причем, как правило, развитие этих качеств делается в ущерб всему остальному.

Слайд 14

Обратите внимание на то, как друг от друга отличаются спортсмены различных специализаций: жердеобразные прыгуны, накачанные спринтеры, оплывшие борцы Сумо, квадратные метатели молота.

Тренироваться на износ по нескольку часов каждый день — это совсем не то, что ходить в спортзал 2-3 раза в неделю.

При больших нагрузках (много ходить, выполнять разнообразные движения) организм человека просто не успевает до конца восстановиться. Именно поэтому многие спортсмены заканчивают карьеру с травмами той или иной степени тяжести.

Отвечают. (Это люди, которые по максимуму развили и без того хорошо выраженные физические качества, необходимые для какой-то спортивной деятельности).
VI. Первичная проверка понимания Слайд 15

- Так что же такое профессия? Как вы поняли?

Ребята, у каждой профессии еще есть специальность. С ними вы познакомитесь на уроках профориентации.

- Важна ли профессия спортсмен? Почему?

Отвечают.

Отвечают. (Защищают спортивную честь нашей страны).

VII. Применение знаний (продуктивные задания). - Сегодня вы должны изобразить человека “спортсмена”

- Как вы думаете смыслообразующим центром будущей композиции кто или что будет?

- Как его лучше изобразить в рост или в полроста?

Лучше изобразить в полный рост с передачей движения; можно изобразить группу спортсменов или людей ведущих совместную тренировку, игру.

- А теперь самостоятельно изобразите человека, занятого тем видом спорта, который вам интересен. (Рисунок 1. Карточки подсказки для слабых учеников). Работают под музыку.

Отвечают. (Человек, спортсмен)

Отвечают. (В рост)

Выполняют.

VIII. Итог урока. Рефлексия. Проверка домашнего задания.

- Ребята, а кто из вас нашел стихи о профессиях. (Обучающиеся используют подобранный литературный материал о профессиях)

- Отвечают на вопрос: Какая профессия самая важная?

Слайд 16

Отвечают
  Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты выполнил работу?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Что бы ты хотел изменить в своей работе?

– Как бы ты оценил свою работу?

Рисунок 2

Слайд 17

Выполняют.
IX. Домашнее задание. Подготовить рассказ о профессии своих близких