Тематическое планирование курса географии для 11-го класса

Разделы: География


Изучение географии на профильном уровне среднего (полного) общего образования (11 класс) направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично развивающемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; жизни общества, решения его проблем; для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой; познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных задач;
  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам; социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  • использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечении безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии (профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  • Примерной программы по географии (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, 2004г.;
  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.
  • Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При составлении тематического планирования учитывалась последовательность тем, предложенная Примерной программой по географии для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Рабочая программа рассчитана на 204 часа, из которых, 102 часа в 10 классе и 102 часа в 11 классе: (исходя из продолжительности учебного года – 34 учебные недели)

В одиннадцатом классе сохранена последовательность изучения разделов:

  1. “Введение в экономическую и социальную географию” - 50+2 (не менее 50 часов). Добавлено 2 часа из резервного времени
  2. “Природопользование и геоэкология” - 28 часов (не менее 30 часов ).
  3. “Региональная характеристика мира” - (16 часов – из резервного времени).
  4. “Глобальные проблемы человечества” - (4 часа - из резервного времени).

В тематическом планировании внесены следующие изменения, с учетом Примерной программы по географии (профильный уровень):

  • При изучении раздела 5 “Введение в экономическую и социальную географию”:

- в теме “География населения” практическая работа “Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран” разбита на две части, для конкретизации изучаемой темы;

- в теме “Политическая география и геополитика” добавлено 2 урока: “Политическая карта мира – зеркало эпохи” и “Влияние международных отношений на политическую карту мира”, т.к. темы достаточно значимые;

- в теме “Страноведение и регионалистика” рекомендуется изучение темы “Многообразие стран мира”, “Типология стран по уровню развития”.

  • При изучении раздела 6 “Природопользование и геоэкология”:

- при изучении темы “Человек и биосфера” выполняется социокультурный практикум с защитой гипотезы “Человек не только меняет среду обитания, но при этом меняется сам?”;

- из темы “Процессы в окружающей среде” тема урока “Глобальная проблема человечества – загрязнение окружающей среды” вынесена семинарским занятием в последний раздел 8 “Глобальные проблемы человечества” для комплексного изучения материала. Исходя из вышеизложенного, на раздел 6 отведено 28 часов;

  • Из резервного времени выделены:

- раздел 7 “Региональная характеристика мира”;

- раздел 8 “Глобальные проблемы человечества”, т.к. эти разделы изучаются на базовом уровне и являются значимыми;

  • практических работ вынесено в отдельные уроки – практикумы, т.к. являются итоговыми и требуют дополнительного времени.
  • Курсивом выделены обязательные (оценочные), обычным шрифтом - тренировочные работы.

Для учителя рекомендуются следующие издания:

  1. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Максаковский В.П.. Географическая культура. Учебник для вузов. М.: “Владос”, 1998.
  3. Максаковский В.П..География.Экономическая и социальная география мира:учеб. Для общеобразоват. учреждений /-М: Просвещение,.   2008.
  4. Розанов Л.Л., “Введение в общую географию”, “Геоэкология”. Элективные курсы. Учебное пособие. М. “Дрофа”, 2005.
  5. Физическая география. Пособие для поступающих в вузы. Под редакцией Пашканга К.В., М.: “Просвещение”, 1999.
  6. Холина В.Н., География. Профильный уровень. М.: “Дрофа”, 2008.
  7. Холина В.Н.. “География. Профильный уровень 10-11 классы”. Книга для учителя. М. “Дрофа”, 2008.
  8. Рабочая тетрадь к учебнику Холиной В.Н., “География. Профильный уровень. 10 класс”. М.: “Дрофа”, 2008.
  9. Журналы “География в школе”.
  10. Газета “География”.

Для учащихся используются следующие издания:

  1. Баринова И.И.. География России. Природа. Учебник для 8 класса.
  2. Коринская В.А., Душина И.В.,. Щенев В.А. География материков и океанов. Учебник для 7 класса.
  3. Короновский Н.В., Геология. 10-11 классы. Элективные курсы. Учебное пособие. М. Дрофа, 2006.
  4. Максаковский В.П..География.Экономическая и социальная география мира:учеб. Для общеобразоват. учреждений /-М. Просвещение. 2008.
  5. Розанов Л.Л. Введение в общую географию; М. Дрофа. 2008.
  6. Розанов Л.Л. Геоэкология. Элективные курсы. Учебное пособие. М. Дрофа. 2008.
  7. Холина В.Н. География. Профильный уровень”. М. Дрофа. 2008.

Календарно-тематическое планирование. (Приложение 1)

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.