Цели урока: формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Задачи урока:
- знакомство с музыкой французского композитора К.Сен-Санса «Карнавал животных», ее интонационно-образной и жанровой природой, особенностями музыкального языка в воплощении образов животных;
- овладение практическими умениями и навыками; воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся; развитие памяти, речи, воображения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, карточки «Проверь себя»; таблица средств музыкальной выразительности; дополнительный материал о К.Сен-Сансе, карточки с названием музыкальных номеров сюиты.
Ход и содержание урока
Сл. 21. Эмоциональный настрой. Музыкальное приветствие. Актуализация знаний.
Учитель: Отгадайте, пожалуйста, 4 загадки
1) В зоопарке верь-не верь
Проживает чудо-зверь.
У него рука во лбу
Так похожа на трубу!
(Cлон)
2) В детстве был усат ребенок
И мяукал, как котенок.
Зарычал он, повзрослев,
Потому что это …. (Лев)
3) Повелось так с самой древности -
Эти птицы – символ верности.
Вот плывут по водной глади,
Восхищая всех людей
Двое белых … (Лебедей)
Учитель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, как можно одним словом назвать о ком были эти загадки? (О животных).
Верно! Сегодня на уроке музыки, как ни странно, речь пойдет о животных.
Сл. 3
К концу урока мы попробуем ответить на серьезный вопрос: «можно ли с помощью музыки изобразить животных»?
2. Изложение нового материала и слушание пьес из «Карнавала животных».
Учитель: Я уверена, что вы любите животных. Давайте представим, что у зверей и птиц, как и у людей, могут быть свои праздники, и не просто праздники, а КАРНАВАЛЫ. Что вы знаете о карнавале?
Ученики: Карнавал - это праздник, веселье, смех, танцы, маски, костюмы, шествия.
Сл. 4
Учитель: Великий французский композитор Камиль Сен-Санс сочинил удивительное произведение «Карнавал животных», с которым я вас и познакомлю. А так же дал этому жанру интересное название «Зоологическая фантазия»
Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте узнаем кто такой К.Сен-Санс? (Работа с дополнительным материалом). Приложение 2
Сл. 5
Учитель:
- К. Сен-Санс композитор какой страны?
- Игрой на каких музыкальных инструментах владел композитор?
- Какими науками ,помимо музыки ,интересовался К.Сенс-Санс?
- Какими чертами наделена его музыка?
- Какое общество организовал композитор в 1871 году?
- Какое занятие привлекало его с раннего детства и что вспоминает о этом периоде композитор?
Учитель: Ч то нужно композитору, чтобы его произведение зазвучало? (Инструменты)
Как называется звук инструмента или голос человека? (Тембр)
Сл. 6
Произведение К. Сен-Санса “Карнавал животных” написано для инструментального ансамбля – 2 фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон, челеста.
Сл.7, 8
Внимательно прослушайте тембры музыкальных инструментов ,нам они понадобятся для дальнейшей работы.
Чем отличаются тембры инструментов?
Учитель: Закрепим свои знания: с помощью какого средства муз-ой выразительности можно изображать что либо? (Тембр)
Сл. 9
«Проверь себя» - ребята слушают звуки инструментов, работают по карточкам.
Сл. 10
Учитель:
“Карнавал животных”- программная сюита из 14 номеров, блещущая юмором, легкостью жанровых зарисовок, лирическая и нежная.
Программная музыка - инструментальная музыка (чаще всего симфоническая), в основе которой лежит «программа», т.е. какой-либо конкретный сюжет. Программность произведения либо отражается в его названии, либо излагается в специально предпосланном литературном комментарии. Источником сюжета могут быть исторические сказания и легенды.
Сюита (франц.suite - последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.
Учитель: Вы сами будете угадывать персонажей музыкального карнавала. А чтобы правильно угадать животное, показанное в музыке, мы будем внимательно слушать незнакомую музыку, определять музыкальные краски: темп (скорость), регистр (высоту звука), тембр или музыкальный инструмент и результаты заносить в таблицу.
Итак, как вы думаете, кто будет открывать карнавал и почему?
Сейчас вы послушаете первый музыкальный фрагмент и попробуете сами догадаться, кто же это. Сначала прозвучит небольшое вступление, во время которого можно представить, как звери прихорашиваются, надевают маски, костюмы и у всех создается радостное настроение (надеюсь и у вас!).
Сл. 11
а) Звучит «Королевский марш льва». Дети высказывают свои варианты.
Учитель: Верно! Это лев, ведь всем известно, что он - король зверей. Я думаю, что все услышали низкие пассажи рояля очень похожие на рычание льва. Что же он делает – бежит, охотится?
Лев идет, шествует, рычит.
Правильно. Не случайно эта музыка называется «Королевский марш льва», а марш – это всегда торжественное шествие.
Какой этот лев?
Важный, гордый, независимый, веселый, пугающий, с гордо поднятой головой и др.
А как же композитору так здорово удалось передать нам образ льва? С помощью музыкальных красок. Давайте послушаем еще раз и вместе попробуем (или кто-то из детей выйдет к доске) определить музыкальные краски, которыми показан лев. Приложение 3
Темп – умеренный, ведь лев идет, а не бежит, регистр – низкий, так как лев не может рычать высоким голосом! Тембр - виолончель и рояль.
Сл. 12
б) Звучит «Курицы и петухи» - заполнение таблицы с учителем.
Сл. 13
в) Звучит «Антилопы» - заполнение таблицы самостоятельно.
Сл. 14
г) Звучит «Черепахи» - заполнение таблицы самостоятельно.
Сл. 15
д) Звучит «Слоны» - заполнение таблицы самостоятельно.
Учитель: Мы успешно заполнили таблицу .Глядя на нее ответьте на вопрос: Можно ли с помощью темпа, регистра, тембра изображать различные картины в музыке?
Сл. 16
Учитель:
Закрепим свои знания: 1. Концерт-загадка
Сл. 17
(Проверка результатов) концерт-загадка
Сл. 18
2. Итоговые вопросы.
1. Какое определение жанра дал композитор К. Сен-Санс своему произведению “Карнавал животных”?
2. Что такое “сюита”?
3. Для какого состава музыкантов написано произведение?
4. Какие музыкальные средства использовал композитор, изображая голоса птиц, зверей, их движения?
5. Темы каких персонажей вы узнали, прослушав финал “Карнавала животных”?
6. Можно ли с помощью музыки изобразить животный мир, что для этого нужно?
Д/з. (Рисунки по теме урока)