Форма: работа в группах, фронтальная работа.
Тип урока: изучение нового материала.
Целевые установки урока (планируемые результаты)
Предметные результаты:
- знакомиться с твёрдыми телами, жидкостями, и газами, их наиболее характерными представителями,
- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.
Метапредметные результаты:
- различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях и в окружающей действительности);
- характеризовать отличительные свойства природных объектов;
- группировать природные объекты по их отличительным признакам;
- заполнять таблицу “твёрдые тела – жидкости – газы”;
- проводить опыт “вода – растворитель” (выполнять действия по инструкции, формулировать вывод, осуществлять самопроверку, оценивать свои успехи).
Личностные результаты:
- осознавать необходимость бережного отношения к природной среде, проявлять интерес к созданию новых веществ.
Оборудование.
1. Мультимедийная презентация.
2. Электронное приложение по окружающему миру, 3 класс (М. Ю. Новицкая)
3. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).
5. Для опыта: стаканы, чайные ложки, кусковой сахара; кипячёная вода (на столах у детей).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: “Давайте повторим правила работы в классе, в группе” (слайд № 2).
- Обращение с товарищами – “вежливость”;
- Мнение других – “учись слушать, доказывать свою точку зрения”;
- Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – “выделяй главное”.
II. Проверка домашней работы.
- Работа с физической картой мира
- Пересказ по теме: “Мир природы в народном творчестве”
III. Изучение нового материала.
Постановка учебной цели: сегодня мы совершим путешествие в мир веществ и узнаем, из чего всё состоит, слайд № 3. А именно, что такое тела, вещества и частицы и выясним, чем они различаются, а что общего.
Если обратить внимание на слайд № 4, то можно предположить, что речь пойдёт об объектах природы.
Мне нужны помощники, я выберу 3 группы исследователей: 1 группа - тела,
2 группа - вещества, 3 группа -частицы.
Пока группы работают, класс повторяет пройденный материал, слайды № 5-9.
Выступает группа 1. Слайд №10.
- Учитель задает вопрос “А все ли вещества одинаковы?”.
Выступает группа 2 (учитель одновременно с рассказом демонстрирует всё, о чём говорят дети: перекладываем книгу со стола на парту, переливаем воду из кувшина в банку, разбрызгиваем духи). Слайд № 11, 12.
- Учитель задаёт вопрос “Осталось разобраться, из чего состоят вещества?”
Выступает группа 3. Слайд № 13.
Опыт. На столах у учащихся лотки с набором лабораторного оборудования: стаканчик, ложечка для размешивания, салфетка, кусочек сахара.
1. Возьмите стакан с водой.
2. Возьми тело, образованное одним веществом, - кусочек сахара.
3. Опустите кусочек сахара в стакан с водой.
- Сахар хорошо виден? (Да)
4. Размешайте сахар ложечкой.
- Сахар хорошо виден? (Нет)
5. Попробуйте жидкость на вкус.
- Какая жидкость на вкус? (Сладкая)
- Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.
- Почему же мы его не видим его? (Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял, и эти частицы перемешались с частицами воды)
Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу. (Молекул)
Физминутка (дети изображают твёрдое вещество – крепко обняться, жидкое вещество – за руки взяться, газообразное – встать у парт).
IV. Повторение изученного.
- Электронное приложение (фрагменты 5, 6, 8).
- Проверочные вопросы.
V. Итог урока.
Учитель задает вопросы: слайд № 14.
- Все, что нас окружает, называется....телами.
- Тела состоят из веществ.
- Тела бывают естественные и искусственные.
- Вещества состоят из частиц.
- Вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные.
- Частица сохраняет свойства вещества.
- Вы дружно работали. Спасибо за работу.
VII. Домашнее задание.
Учитель сообщает детям домашнее задание - слайд № 15.