Урок окружающего мира по теме "Из чего состоит всё". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Форма: работа в группах, фронтальная работа.

Тип урока: изучение нового материала.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Предметные результаты:

  • знакомиться с твёрдыми телами, жидкостями, и газами, их наиболее характерными представителями,
  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.

Метапредметные результаты:

  • различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях и в окружающей действительности);
  • характеризовать отличительные свойства природных объектов;
  • группировать природные объекты по их отличительным признакам;
  • заполнять таблицу “твёрдые тела – жидкости – газы”;
  • проводить опыт “вода – растворитель” (выполнять действия по инструкции, формулировать вывод, осуществлять самопроверку, оценивать свои успехи).

Личностные результаты:

  • осознавать необходимость бережного отношения к природной среде, проявлять интерес к созданию новых веществ.

Оборудование.

1. Мультимедийная презентация.

2. Электронное приложение по окружающему миру, 3 класс (М. Ю. Новицкая)

3. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).

4. Приложения 1, 2, 3.

5. Для опыта: стаканы, чайные ложки, кусковой сахара; кипячёная вода (на столах у детей).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: “Давайте повторим правила работы в классе, в группе” (слайд № 2).

  1. Обращение с товарищами – “вежливость”;
  2. Мнение других – “учись слушать, доказывать свою точку зрения”;
  3. Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – “выделяй главное”.

II. Проверка домашней работы.

  1. Работа с физической картой мира
  2. Пересказ по теме: “Мир природы в народном творчестве”

III. Изучение нового материала.

Постановка учебной цели: сегодня мы совершим путешествие в мир веществ и узнаем, из чего всё состоит, слайд № 3. А именно, что такое тела, вещества и частицы и выясним, чем они различаются, а что общего.

Если обратить внимание на слайд № 4, то можно предположить, что речь пойдёт об объектах природы.

Мне нужны помощники, я выберу 3 группы исследователей: 1 группа - тела,

2 группа - вещества, 3 группа -частицы.

Пока группы работают, класс повторяет пройденный материал, слайды № 5-9.

Выступает группа 1. Слайд №10.

- Учитель задает вопрос “А все ли вещества одинаковы?”.

Выступает группа 2 (учитель одновременно с рассказом демонстрирует всё, о чём говорят дети: перекладываем книгу со стола на парту, переливаем воду из кувшина в банку, разбрызгиваем духи). Слайд № 11, 12.

- Учитель задаёт вопрос “Осталось разобраться, из чего состоят вещества?”

Выступает группа 3. Слайд № 13.

Опыт. На столах у учащихся лотки с набором лабораторного оборудования: стаканчик, ложечка для размешивания, салфетка, кусочек сахара.

1. Возьмите стакан с водой.

2. Возьми тело, образованное одним веществом, - кусочек сахара.

3. Опустите кусочек сахара в стакан с водой.

- Сахар хорошо виден? (Да)

4. Размешайте сахар ложечкой.

- Сахар хорошо виден? (Нет)

5. Попробуйте жидкость на вкус.

- Какая жидкость на вкус? (Сладкая)

- Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

- Почему же мы его не видим его? (Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял, и эти частицы перемешались с частицами воды)

Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу. (Молекул)

Физминутка (дети изображают твёрдое вещество – крепко обняться, жидкое вещество – за руки взяться, газообразное – встать у парт).

IV. Повторение изученного.

  1. Электронное приложение (фрагменты 5, 6, 8).
  2. Проверочные вопросы.

V. Итог урока.

Учитель задает вопросы: слайд № 14.

  1. Все, что нас окружает, называется....телами.
  2. Тела состоят из веществ.
  3. Тела бывают естественные и искусственные.
  4. Вещества состоят из частиц.
  5. Вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные.
  6. Частица сохраняет свойства вещества.

- Вы дружно работали. Спасибо за работу.

VII. Домашнее задание.

Учитель сообщает детям домашнее задание - слайд № 15.