Система образования переживает сейчас очень трудный период. Он характеризуется разрушением старых принципов экономического обеспечения деятельности образовательных учреждений и формированием новой модели финансирования. Старое разрушено, а новое еще только устанавливается. Не отработаны законодательные акты. Нет еще достаточно четкого разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти в республиках, краях, областях, а также органами местного самоуправления. Претерпевает изменения бюджетная система Российской Федерации.
От решения политических вопросов непосредственно зависит и то, как будет существовать, и развиваться система образования. В настоящее время обостряет проблему финансирования то, что бюджет обеспечивает не более 60% потребности образовательных учреждений. В основном эти средства идут на заработную плату с начислениями.
Образование - бюджетная сфера, основной источник его существования - бюджет, который, в свою очередь, формируется из собираемых налогов. Рассчитывать на серьезные поступления в ближайшее время не приходится. Бюджетное финансирование служит лишь важной основой финансово- экономического функционирования учреждения, но, как показывает анализ, этих средств пока явно не достаточно для того, чтобы помочь педагогическому составу образовательного учреждения не только сохранить свою профессиональную ориентацию и принадлежность к благородной профессии педагога, но и заниматься постоянным развитием и совершенствованием.
Для того, чтобы выйти из создавшегося тупика, который может продлиться достаточно долго, необходимо очевидно наращивать размеры бюджетного финансирования, либо параллельно с этим искать дополнительные пути выживания трудовых коллективов.
Предоставление платных образовательных услуг - это самый естественный вид деятельности любого образовательного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал.
Для достижения указанных целей все более актуально становится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди которых - привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальной защищенности работников и улучшения материально-технической базой. Рынок платных образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения.
Подготовку к оказанию дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ следует осуществлять поэтапно:
- изучить нормативно-правовую базу;
- выявить спрос на услуги дополнительного платного образования (далее – ДПО);
- решить организационные вопросы;
- разработать пакет документов;
- определить контрольные мероприятия (приложение).
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 утверждены Правила оказания услуг ДПО в сфере дошкольного и общего образования, разработанные в соответствии с Законами РФ "Об образовании" и "О защите прав потребителей". Правила распространяются на государственные и муниципальные образовательные учреждения, которые могут оказывать услуги ДПО, не предусмотренные государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
Перечень услуг ДПО, а также порядок их предоставления должны быть прописаны в Уставе ДОУ и в положении о дополнительных платных образовательных услугах. В данных документах следует также указать, что услуги ДПО не могут предоставляться взамен или в рамках основных образовательных программ, финансируемых за счет средств бюджета, а их цена устанавливается по соглашению сторон и может быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.
В соответствии с постановлением Роспотребнадзора от 31.03.2009 № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"* государственные и муниципальные образовательные учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, могут осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных дополнительных образовательных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации, без получения дополнительных лицензий. Кроме того, разъяснения по вопросам лицензирования образовательной деятельности ДОУ в части услуг ДПО даны в приказе Минобразования России от 11.12.2001 № 05-51-38ин/24-05 "О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений дошкольного и общего образования в части предоставления ими платных дополнительных образовательных услуг".
Для изучения спроса на виды услуг ДПО в начале каждого учебного года в ДОУ необходимо проводить анкетирование родителей, предварительно информировав их о возможностях педагогического коллектива. В анкету следует включать вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и стоимость, количество потребителей.
Основные задачи заведующего ДОУ:
- комплектация групп детьми, которые будут пользоваться услугами ДПО;
- составление расписания занятий с учетом требований СанПиН 2.4.1.1249-03 (подп.2.12.7);
- утверждение программы по видам предоставляемых услуг и перечня обязательной документации педагога дополнительного образования (приложение).
Для организации ДПО в ДОУ должны быть подготовлены и разработаны следующие документы:
- устав, где зафиксированы виды услуг;
- лицензия на право осуществления образовательной деятельности и приложение к ней с указанием образовательных программ и направлений (например, программы физкультурно-спортивного, художественно-эстетического, культурологического развития ребенка);
- положение о дополнительных платных образовательных услугах;
- протокол родительского собрания для родителей воспитанников, посещающих кружки ДПО (приложение);
- договор об оказании услуг ДПО, в который
необходимо включить следующие разделы (приложение):
– предмет договора;
– обязанности исполнителя и заказчика;
– права исполнителя, заказчика, потребителя;
– оплата услуг;
– основания изменения и расторжения договора;
– ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
– срок действия договора;
– реквизиты сторон; - приказ "Об организации дополнительных платных образовательных услуг" (приложение);
- смета на услуги ДПО, в которой учитываются доходы (родительская плата) и расходы (заработная плата педагога и куратора ДПО, младшего обслуживающего персонала, начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные услуги и др.);
- учебный план услуг ДПО на учебный год;
- сетка занятий услуг ДПО на учебный год;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот по оплате услуг ДПО. Стоит отметить, что заведующий вправе устанавливать любой перечень льготных категорий. Например, в нашем учреждении действуют следующие льготы: 100% – для детей сотрудников из многодетных семей, 90% – для детей сотрудников, где ребенка воспитывает один родитель, 75% – для детей сотрудников из полных семей.
Также следует подготовить документы, регламентирующие деятельность педагогов дополнительного образования, в т.ч.:
- должностные инструкции, содержащие следующие
разделы:
– общие положения;
– функции;
– должностные обязанности;
– права;
– ответственность;
– взаимоотношения, связи по должности; - перечень документации педагога дополнительного образования, необходимый для предоставления проверяющему;
- трудовой договор, заключенный с педагогом дополнительного образования (приложение), в котором обозначены права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги и сведения об исполнителях;
- график работы педагога дополнительного образования. Если педагог является сотрудником ДОУ, необходимо составить два графика работы, позволяющих исключить предоставление услуг ДПО в основное рабочее время. С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагога следует ознакомить под роспись.
Заведующий ДОУ обязан следить за количеством и посещаемостью проводимых занятий.
Контроль предоставления услуг предлагаем осуществлять с помощью журнала ДПО, в который можно включить следующие разделы:
- Список воспитанников (фамилия, имя ребенка, дата рождения, номер группы, медицинское заключение).
- Дата и время проведения занятий, их темы.
- Диагностика проведения услуг ДПО на начало и конец года.
- Творческие достижения (участие воспитанников и педагогов в конкурсах, их результаты).
В конце каждого месяца заведующий или старший воспитатель должен расписываться в журнале ДПО, подтверждая количество проведенных занятий.
В заключение отметим, что правильно организовав и оформив предоставляемые услуги, заведующий создаст в учреждении необходимые условия для выполнения социального заказа родителей, обогащения образовательной программы ДОУ, развития индивидуальных способностей детей, повышения профессионального уровня педагогов и увеличения их заработной платы.
Источник
- Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", №9/2009 год.
- Финансы./Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской и др. - М.: Перспектива, 2000.
- Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно- методических материалов./Т.И.Оверчук.-М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004. – 472 с.