Организация дополнительного платного образования в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Система образования переживает сейчас очень трудный период. Он характеризуется разрушением старых принципов экономического обеспечения деятельности образовательных учреждений и формированием новой модели финансирования. Старое разрушено, а новое еще только устанавливается. Не отработаны законодательные акты. Нет еще достаточно четкого разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти в республиках, краях, областях, а также органами местного самоуправления. Претерпевает изменения бюджетная система Российской Федерации.

От решения политических вопросов непосредственно зависит и то, как будет существовать, и развиваться система образования. В настоящее время обостряет проблему финансирования то, что бюджет обеспечивает не более 60% потребности образовательных учреждений. В основном эти средства идут на заработную плату с начислениями.

Образование - бюджетная сфера, основной источник его существования - бюджет, который, в свою очередь, формируется из собираемых налогов. Рассчитывать на серьезные поступления в ближайшее время не приходится. Бюджетное финансирование служит лишь важной основой финансово- экономического функционирования учреждения, но, как показывает анализ, этих средств пока явно не достаточно для того, чтобы помочь педагогическому составу образовательного учреждения не только сохранить свою профессиональную ориентацию и принадлежность к благородной профессии педагога, но и заниматься постоянным развитием и совершенствованием.

Для того, чтобы выйти из создавшегося тупика, который может продлиться достаточно долго, необходимо очевидно наращивать размеры бюджетного финансирования, либо параллельно с этим искать дополнительные пути выживания трудовых коллективов.

Предоставление платных образовательных услуг - это самый естественный вид деятельности любого образовательного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал.

Для достижения указанных целей все более актуально становится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди которых - привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальной защищенности работников и улучшения материально-технической базой. Рынок платных образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения.

Подготовку к оказанию дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ следует осуществлять поэтапно:

  • изучить нормативно-правовую базу;
  • выявить спрос на услуги дополнительного платного образования (далее – ДПО);
  • решить организационные вопросы;
  • разработать пакет документов;
  • определить контрольные мероприятия (приложение).

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 утверждены Правила оказания услуг ДПО в сфере дошкольного и общего образования, разработанные в соответствии с Законами РФ "Об образовании" и "О защите прав потребителей". Правила распространяются на государственные и муниципальные образовательные учреждения, которые могут оказывать услуги ДПО, не предусмотренные государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

Перечень услуг ДПО, а также порядок их предоставления должны быть прописаны в Уставе ДОУ и в положении о дополнительных платных образовательных услугах. В данных документах следует также указать, что услуги ДПО не могут предоставляться взамен или в рамках основных образовательных программ, финансируемых за счет средств бюджета, а их цена устанавливается по соглашению сторон и может быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.

В соответствии с постановлением Роспотребнадзора от 31.03.2009 № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"* государственные и муниципальные образовательные учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, могут осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных дополнительных образовательных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации, без получения дополнительных лицензий. Кроме того, разъяснения по вопросам лицензирования образовательной деятельности ДОУ в части услуг ДПО даны в приказе Минобразования России от 11.12.2001 № 05-51-38ин/24-05 "О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений дошкольного и общего образования в части предоставления ими платных дополнительных образовательных услуг".

Для изучения спроса на виды услуг ДПО в начале каждого учебного года в ДОУ необходимо проводить анкетирование родителей, предварительно информировав их о возможностях педагогического коллектива. В анкету следует включать вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и стоимость, количество потребителей.

Основные задачи заведующего ДОУ:

  • комплектация групп детьми, которые будут пользоваться услугами ДПО;
  • составление расписания занятий с учетом требований СанПиН 2.4.1.1249-03 (подп.2.12.7);
  • утверждение программы по видам предоставляемых услуг и перечня обязательной документации педагога дополнительного образования (приложение).

Для организации ДПО в ДОУ должны быть подготовлены и разработаны следующие документы:

  • устав, где зафиксированы виды услуг;
  • лицензия на право осуществления образовательной деятельности и приложение к ней с указанием образовательных программ и направлений (например, программы физкультурно-спортивного, художественно-эстетического, культурологического развития ребенка);
  • положение о дополнительных платных образовательных услугах;
  • протокол родительского собрания для родителей воспитанников, посещающих кружки ДПО (приложение);
  • договор об оказании услуг ДПО, в который необходимо включить следующие разделы (приложение): 
    – предмет договора; 
    – обязанности исполнителя и заказчика; 
    – права исполнителя, заказчика, потребителя; 
    – оплата услуг; 
    – основания изменения и расторжения договора; 
    – ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору; 
    – срок действия договора; 
    – реквизиты сторон;
  • приказ "Об организации дополнительных платных образовательных услуг" (приложение);
  • смета на услуги ДПО, в которой учитываются доходы (родительская плата) и расходы (заработная плата педагога и куратора ДПО, младшего обслуживающего персонала, начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные услуги и др.);
  • учебный план услуг ДПО на учебный год;
  • сетка занятий услуг ДПО на учебный год;
  • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот по оплате услуг ДПО. Стоит отметить, что заведующий вправе устанавливать любой перечень льготных категорий. Например, в нашем учреждении действуют следующие льготы: 100% – для детей сотрудников из многодетных семей, 90% – для детей сотрудников, где ребенка воспитывает один родитель, 75% – для детей сотрудников из полных семей.

Также следует подготовить документы, регламентирующие деятельность педагогов дополнительного образования, в т.ч.:

  • должностные инструкции, содержащие следующие разделы: 
    – общие положения; 
    – функции; 
    – должностные обязанности; 
    – права; 
    – ответственность; 
    – взаимоотношения, связи по должности;
  • перечень документации педагога дополнительного образования, необходимый для предоставления проверяющему;
  • трудовой договор, заключенный с педагогом дополнительного образования (приложение), в котором обозначены права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги и сведения об исполнителях;
  • график работы педагога дополнительного образования. Если педагог является сотрудником ДОУ, необходимо составить два графика работы, позволяющих исключить предоставление услуг ДПО в основное рабочее время. С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагога следует ознакомить под роспись.

Заведующий ДОУ обязан следить за количеством и посещаемостью проводимых занятий.

Контроль предоставления услуг предлагаем осуществлять с помощью журнала ДПО, в который можно включить следующие разделы:

  1. Список воспитанников (фамилия, имя ребенка, дата рождения, номер группы, медицинское заключение).
  2. Дата и время проведения занятий, их темы.
  3. Диагностика проведения услуг ДПО на начало и конец года.
  4. Творческие достижения (участие воспитанников и педагогов в конкурсах, их результаты).

В конце каждого месяца заведующий или старший воспитатель должен расписываться в журнале ДПО, подтверждая количество проведенных занятий.

В заключение отметим, что правильно организовав и оформив предоставляемые услуги, заведующий создаст в учреждении необходимые условия для выполнения социального заказа родителей, обогащения образовательной программы ДОУ, развития индивидуальных способностей детей, повышения профессионального уровня педагогов и увеличения их заработной платы.

Источник

  1. Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", №9/2009 год.
  2. Финансы./Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской и др. - М.: Перспектива, 2000.
  3. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно- методических материалов./Т.И.Оверчук.-М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004. – 472 с.