Цели.
Обучающие: обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.
Развивающие:
развитие памяти, мышления, внимания;
речи, творческих способностей;
формирование способности полноценно воспринимать
литературное произведение.
Воспитательные: приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков, воспитание патриотических чувств.
Оздоровительные: предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.
Оборудование. Учебник "Родная речь-2" (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет Н.А. Некрасова; детские книги со стихами Н.А. Некрасова (с иллюстрациями); презентация, музыкальная запись произведений Вивальди “Зима” и П.И. Чайковского “Декабрь”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Н.А.Некрасова.
III. Проверка домашнего задания
IV. Чтение отрывков из стихотворения “Дед Мазай и зайцы”
V. Знакомство с новым материалом
- Давайте вспомним, как прошло детство Н.А. Некрасова. Кто и что повлияло на его творчество?
Д. Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне Малые Веши близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.
У. Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...
Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него:
Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться... –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная
речь.
Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы-могучего богатыря, чародея и написал в поэме “Мороз-красный нос”. Но, посмотрев на обложку книги, вы видите простую русскую женщину, крестьянку. Она рано осталось вдовой с тремя детьми на руках, ей приходилось и в поле работать, и по дому, и прясть, и ткать, и за скотиной ходить, а зимой запрягать в сани лошадь и самой ехать с лес дрова рубить. Вот там то и встретилась она с Морозом.
Целиком это произведение вы будете изучать в старших классах. Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.
Слайд №2. Работа с толковым словарём
Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.
Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось в старину как ударное или метательное.
Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.
Гнет – тяжесть, груз.
Дозор – обход для осмотра.
Казна – имущество, денежные и иные средства.
Обоз – несколько повозок с грузом.
Не скудеет – не беднеет.
1. Чтение стихотворения учителем.
– Чем вам понравилось это стихотворение?
– В какой сборник вы разместили бы это произведение (сказки-несказки, сказки, стихи о зиме)?
- Каким вы представляете себе Мороза?
Д: Строгим, грозным, властным, богатым.
Словесное рисование. Прочитайте стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.
- Какие картины видим?
2. Чтение стихотворения детьми про себя.
Задание перед чтением:
- Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам ещё непонятно, потом спросите.
- Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?
3. Словарная работа.
(Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".)
4. Физкультминутка
- Какие сказки о Морозе вы читали?
- Как боролся с Морозом крестьянин? (Выколачивал его из полушубка, дрова рубил). Покажите.
- А барин? (Покажите)
5. Работа над содержанием стихотворения.
Чтение стихотворения детьми по четверостишиям. Разбор.
1-е четверостишие.
Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы.
- Почему поэт называет Мороза воеводой? (Мороз руководит жизнью природы.)
- Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? (Что ему все подчиняются.)
- Как вам кажется, удачно ли это сравнение?
- Найдите ещё два сравнения.
(Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)
- Зачем они употреблены? (Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.)
Мороз – хозяин. Слайд №3
2-е четверостишие – заботливый. Слайд №4
3-е четверостишие - любит красоту. Слайд №5
4-е четверостишие - внешний вид (пугающий, устрашающий - косматая борода, но его любят и не боятся). Слайды №6-7
5-е четверостишие – озорник. Слайд №8
Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.
Выслушивают 2–3 учеников.
- Как Мороз говорит о своем могуществе? (Хвастливо, гордо)
- Найдите, как называет эту песню Некрасов? (Хвастливой)
- Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? (Он властный, грозный, удалой, хвастливый)
- Прочитаем песню Мороза вслух.
- Кто лучше прочитал?
Высказывания детей.
- Совпадает ли образ Мороза, сложившийся у нас с образом его песни?
Слайд № 9
Прослушивание музыкальной записи.
Вивальди “Времена года (Приложение 1)
Чайковский “Декабрь” (Приложение 2)
- Какая музыка подходит к образу нашего Мороза-воеводы?
- Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. (Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.)
Олицетворения
- Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Какой литературный прием использовал автор? Какие еще литературные приемы использует автор при описании русской природы?
Метафоры (“голая земля”, “по веточкам палицей бьет”, “реки свободно текли”, “убираю в алмазы, жемчуг серебро”).
- Как надо читать это стихотворение? (Первую часть – неторопливо, веско, бодро, вторую часть – гордо, несколько хвастливо)
- Как понять выражение: "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро"? (Мороз украшает все снегом, инеем)
Слайд №10
Звуки
- Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова? (Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи, еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям, пение песни.)
Язык
- Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста. (Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".)
Подготовка к выразительному чтению
- Расставьте паузы и поставьте логические ударения. Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.
1 вариант – шествие Мороза.
2 вариант – песня Мороза.
Д. Не ветер | бушует над бором, |
Не с гор побежали | ручьи, |
Мороз-воевода дозором |
Обходит владенья свои. | |
Глядит | – хорошо ли метели |
Лесные тропы занесли, |
И нет ли где трещины, щели, |
И нет ли где голой земли? | |
- Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.
Слайд № 11
Дети читают "по цепочке".
6. Домашнее задание
Слайд №13
8. Итог урока
- Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором...".
- С каким произведением вы познакомились на уроке?
- Как образ Мороза-воеводы с образом русского человека? С образом России?
- Какие стихотворения русских поэтов русских поэтов говорят о силе духа россиян? (Суриков “Встреча зимы”). Выборочное чтение.
7. Творческая мастерская
Презентация раздела “Здравствуй, гостья-зима!” из сборника стихов “Как хорошо на этом свете жить!”, сочинённых и оформленных детьми в разное время.