Урок литературного чтения. Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором…". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели.

Обучающие: обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.

Развивающие:

развитие памяти, мышления, внимания;

речи, творческих способностей;

формирование способности полноценно воспринимать

литературное произведение.

Воспитательные: приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков, воспитание патриотических чувств.

Оздоровительные: предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.

Оборудование. Учебник "Родная речь-2" (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет Н.А. Некрасова; детские книги со стихами Н.А. Некрасова (с иллюстрациями); презентация, музыкальная запись произведений Вивальди “Зима” и П.И. Чайковского “Декабрь”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Н.А.Некрасова.

III. Проверка домашнего задания

IV. Чтение отрывков из стихотворения “Дед Мазай и зайцы”

V. Знакомство с новым материалом

- Давайте вспомним, как прошло детство Н.А. Некрасова. Кто и что повлияло на его творчество?

Д.  Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне Малые Веши близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.

У. Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться... –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь.

Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы-могучего богатыря, чародея и написал в поэме “Мороз-красный нос”. Но, посмотрев на обложку книги, вы видите простую русскую женщину, крестьянку. Она рано осталось вдовой с тремя детьми на руках, ей приходилось и в поле работать, и по дому, и прясть, и ткать, и за скотиной ходить, а зимой запрягать в сани лошадь и самой ехать с лес дрова рубить. Вот там то и встретилась она с Морозом.

Целиком это произведение вы будете изучать в старших классах. Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Слайд №2. Работа с толковым словарём

Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.

Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось в старину как ударное или метательное.

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.

Гнет – тяжесть, груз.

Дозор – обход для осмотра.

Казна – имущество, денежные и иные средства.

Обоз – несколько повозок с грузом.

Не скудеет – не беднеет.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Чем вам понравилось это стихотворение?

– В какой сборник вы разместили бы это произведение (сказки-несказки, сказки, стихи о зиме)?

Каким вы представляете себе Мороза?

Д: Строгим, грозным, властным, богатым.

Словесное рисование. Прочитайте стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

- Какие картины видим?

2. Чтение стихотворения детьми про себя.

Задание перед чтением:

 - Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам ещё непонятно, потом спросите.

- Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?

3. Словарная работа.

(Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".)

4. Физкультминутка

- Какие сказки о Морозе вы читали?

- Как боролся с Морозом крестьянин? (Выколачивал его из полушубка, дрова рубил). Покажите.

- А барин? (Покажите)

5. Работа над содержанием стихотворения.

Чтение стихотворения детьми по четверостишиям. Разбор.

1-е четверостишие.

Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы.

- Почему поэт называет Мороза воеводой? (Мороз руководит жизнью природы.)

Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? (Что ему все подчиняются.)

- Как вам кажется, удачно ли это сравнение?

Найдите ещё два сравнения.

(Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)

- Зачем они употреблены? (Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.)

Мороз – хозяин. Слайд №3

2-е четверостишиезаботливый. Слайд №4

3-е четверостишие - любит красоту. Слайд №5

4-е четверостишие - внешний вид (пугающий, устрашающий - косматая борода, но его любят и не боятся). Слайды №6-7

5-е четверостишиеозорник. Слайд №8

Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

Выслушивают 2–3 учеников.

- Как Мороз говорит о своем могуществе? (Хвастливо, гордо)

- Найдите, как называет эту песню Некрасов? (Хвастливой)

- Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? (Он властный, грозный, удалой, хвастливый)

- Прочитаем песню Мороза вслух.

- Кто лучше прочитал?

Высказывания детей.

- Совпадает ли образ Мороза, сложившийся у нас с образом его песни?

Слайд № 9

Прослушивание музыкальной записи.

Вивальди “Времена года (Приложение 1)

Чайковский “Декабрь” (Приложение 2)

- Какая музыка подходит к образу нашего Мороза-воеводы?

- Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. (Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.)

Олицетворения

Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Какой литературный прием использовал автор? Какие еще литературные приемы использует автор при описании русской природы?

Метафоры (голая земля”, “по веточкам палицей бьет”, “реки свободно текли”, “убираю в алмазы, жемчуг серебро”).

- Как надо читать это стихотворение? (Первую часть – неторопливо, веско, бодро, вторую часть – гордо, несколько хвастливо)

- Как понять выражение: "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро"? (Мороз украшает все снегом, инеем)

Слайд №10

Звуки

- Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова? (Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи, еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям, пение песни.)

Язык

- Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста. (Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".)

Подготовка к выразительному чтению

- Расставьте паузы и поставьте логические ударения. Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.

1 вариант – шествие Мороза.

2 вариант – песня Мороза.

Д. Не ветер | бушует над бором, |
Не с гор побежали | ручьи, |
Мороз-воевода дозором |
Обходит владенья свои. | |
Глядит | – хорошо ли метели |
Лесные тропы занесли, |
И нет ли где трещины, щели, |
И нет ли где голой земли? | |

- Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

Слайд № 11

Дети читают "по цепочке".

6. Домашнее задание

Слайд №13

8. Итог урока

- Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором...".

- С каким произведением вы познакомились на уроке?

- Как образ Мороза-воеводы с образом русского человека? С образом России?

- Какие стихотворения русских поэтов русских поэтов говорят о силе духа россиян? (Суриков “Встреча зимы”). Выборочное чтение.

7. Творческая мастерская

Презентация раздела “Здравствуй, гостья-зима!” из сборника стихов “Как хорошо на этом свете жить!”, сочинённых и оформленных детьми в разное время.