Современное российское образование диктует необходимость пересмотра оценивания результатов деятельности учащихся. С поэтапным введением в повседневную практику федерального государственного образовательного стандарта мы фиксируем не только предметные, но и личностные, метапредметные результаты.
Личностные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств и привычек в области безопасности жизнедеятельности, среди которых:
1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Исследование таких личностных результатов, как принятие роли учащегося, их ценностно-смысловые установки, уровень социальной зрелости, осуществляется психологом образовательного учреждения. Педагогическая диагностика учителя проводится по следующим критериям:
1) соблюдение правил школьной жизни, которые приняты в лицее;
2) участие в общественной жизни образовательного учреждения, общественно полезной деятельности (под кураторством учителя ОБЖ ребята участвуют в деятельности военно-патриотической общественной организации лицея – клуба “Знамя”; в проведении общелицейских мероприятий),
3) ответственность за результаты обучения;
4) готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории – в проектировании и реализации индивидуального учебного плана.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
2) овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Так, при проведении уроков по изучению правил дорожного движения учитель может выявить, имеет ли ученик представление о том, в чем заключается безопасность дорожного движения для пешехода и водителя; способен ли он на практике осуществлять безопасное поведение на проезжей части; может ли ученик выстраивать модель собственных действий при дорожно-транспортных происшествиях и так далее. В ходе уроков ОБЖ ребята сами ищут материал по теме “Безопасность на дороге”, формулируют проблемы, представляют возможные пути их решения и представляют их в классе. При этом постоянно используются мультимедийные презентации, фрагменты видеофильмов, жизненный опыт.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1) знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности (познавательная сфера);
2) умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей источников; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения источников (ценностно-ориентационная сфера);.
3) умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях (коммуникативная сфера);
4) умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его (эстетическая сфера);
5) знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации (трудовая сфера);
6) формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом (сфера физической культуры).
Традиционно предметные результаты оцениваются в пятибалльной шкале, однако большую роль сегодня играет и портфолио учеников, так как оно представляет, наряду с учебными, результаты их деятельности в системе дополнительного образования – в юнармейском отряде “Знамя”, движении “Школа безопасности”, соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, выступлениях в составе Дружины юных пожарных, Отряда юных инспекторов движения. При выявлении личностных и метапредметных результатов употребляется дескриптивная оценка.
Эффективность таких подходов к выявлению результата образования по ОБЖ во влиянии этого и на учащегося, и на учителя. Она дает возможность для
- творческого роста, большей самостоятельности ребенка,
- позволяет учитывать его индивидуальные возможности;
- повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;
- стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;
- способствует развитию их коммуникативной культуры;
- облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом;
- улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам.
Данные подходы к оцениванию результатов образования позволяют осуществиться также и внешней оценке. Все субъекты образовательного процесса могут видеть и развивать малейшее продвижение ребенка, осуществляется деятельность по принципу “успех рождает успех”.