Цели:
1. Возродить традиции эпистолярного жанра в виде письма.
2. Составить и записать письмо-послание, обращенное к ветерану Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Учить правильно оформлять письменную речь в виде послания.
2. Расширять кругозор, словарный запас учащихся.
3. Развивать умения решать орфографические задачи разными способами.
4. Воспитывать чувство гордости за великие подвиги русского народа, уважительное отношение к ветеранам.
Предполагаемый результат.
Составление поздравительного или благодарственного письма для ветерана Великой Отечественной войны для вручения его в День Победы.
Оборудование.
1. Раздаточный материал для каждого ученика (памятка).
2. Костюмы солдат ВОВ.
3. Музыкальное сопровождение.
4. Карточки со словами-помощниками.
Использование ИКТ-технологии:
1. В ходе урока учитель использует презентации “Письма с фронта” (подобранные или составленные по своему усмотрению)
2. Аудиозапись песни “Письма с фронта” Геннадия Белова.
Ход урока
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок –
Время начинать урок.
Мы друг другу улыбнемся,
За работу все возьмемся.
Будем письма мы писать,
Их по почте отправлять,
Очень важная работа
Осчастливить вдруг кого-то!
2. Вступительная беседа и постановка цели.
- Приходилось ли вам писать письма?
- Кому вы писали?
- Какие трудности вы испытывали при написании послания?
- А кто из вас получал письма?
- Всегда ли вам было интересно и приятно их читать?
- Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы написать письмо?
Главное - грамотно писать письма, чтобы их было приятно и интересно читать, чтобы их всегда ждали и этому мастерству надо учиться.
3. Мотивационная разминка. (Возможно по ходу показ слайдов презентации “Отечественная война 1941-1945 гг.”)
Звучит тревожная музыка. Выходят дети в солдатских костюмах и читают стихотворение наизусть.
Летней ночью на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
- “Нет!” - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом “брот”.
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога! С.Михалков.
- О каком тяжёлом времени для нашей страны идёт речь в произведении?
- За что воевали ваши деды и прадеды?
- Почему наш народ одержал победу?
- В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг. Он разгромил немецких захватчиков и отстоял мир на земле. Много бойцов не вернулось с фронта живыми. Поэтому во многих семьях россиян хранятся маленькие треугольные конвертики - весточки с фронта. В них можно найти все – и горечь потери друга, и тоску по родному дому, и веру в победу, и надежду на мирную жизнь.
4. Рассматривание письма бойца. (Рисунок № 1)
(Презентация “Письма с фронта”)
Посмотрите на письмо солдата. Сколько километров оно преодолело прежде, чем попасть в руки адресата, сколько счастья принесло оно своим получателям.
Скажите, а вы хотели бы доставить удовольствие тем людям, которые прошли все невзгоды и дожили до самой победы? Многие из них живы и сейчас. Тогда сегодня на уроке каждый из вас может написать письмо ветерану этой войны.
5. Повторение ранее изученного.
- Вспомните, из каких частей должно состоять письмо? Давайте перечислим их и назовем особенности каждой части.
1. Обращение (к кому обращаетесь в своем послании, по какому поводу, выражение чувств к адресату, начальная фраза для переписки).
2. Основное содержание письма, сообщение (о чем хотите рассказать, ваши размышления, выражение благодарности, просьбы, новости).
3. Прощание (сожаление о невозможности личного разговора, добрые пожелания, наставления, благодарности или просьбы).
4. Подпись (кто писал, кому принадлежат написанные строки, дата и место написания письма).
Помните, ребята, что
Письмо ветерану писать нелегко:
Письмо ветерану – важнее всего.
Пускай же ваше письмо
Согреет скорее его!
В этом деле трудном
Памятка подскажет
И письмо хорошее
Как написать укажет.
(Автор строк Луценко М.Е.)
На ваших партах находятся памятки, которые помогут при работе (см. ниже). Рассмотрите их. У кого есть вопросы? О чем хотите уточнить?
Перед началом трудной работы давайте сделай передышку, прослушаем с закрытыми глазами мелодию, а заодно - эта пауза подскажет нам тему письма ветерану.
6. Музыкальная пауза. Прослушивание аудиозаписи песни “Письма с фронта” Геннадия Белова.
Знаете, как люди ждали весточек с фронта от своих родных и близких. И сейчас, ветераны той далекой войны в преддверии праздника Великой Победы (а я в этом уверена) будут рады получить от вас добрые слова. Скорее за работу!
7. Словарная работа
- О чём пойдёт речь в 1 части?
- Как вы думаете, какие слова - приветствия вы можете использовать?
На доске карточки со словами помощниками.
Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер.
- Как нужно выделять на письме обращение?
- О чём будите писать во 2 части?
- Какие слова благодарности используете?
Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.
- За что вы будите благодарить ветеранов?
- Почему слово “Вас” следует писать с заглавной буквы?
- А может быть кто-то использует и эти слова:
простите, пожалуйста
извините, пожалуйста
- О чём напишите в следующей части?
- Какие слова пожелания выберите?
Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы.
- Какими словами закончите своё письмо?
До свидания, с уважением.
- Перед вами лежат памятки, которые помогут вам написать правильно сочинение в форме письма. Прочитайте.
Памятка
1. Обращение.
2. Сообщение.
Пишет Вам…
Хочу сказать Вам…
Спасибо Вам за…
Извините, пожалуйста,…
Мне хочется пожелать Вам…
3. Прощание.
До свидания.
4. Подпись
- Ребята, письмо можно писать и в форме стихотворения.
8. Орфографическая и синтаксическая пропэдевтическая работа.
- Прочитаем все слова записанные на доске.
- Как можно избежать орфографических ошибок?
1. Использовать словарь.
2. Письмо с “окошками”.
3. Спросить написание слова у учителя.
- Вспомните правила написания предложений. (Первое слово с большой буквы, в конце нужный знак препинания, выбор которого зависит от эмоциональной окраски предложения)
- После того, как вы закончите написание письма, поработайте редактором и корректором.
9. Самостоятельная творческая работа. Помощь учащимся в построении предложений.
10. Итог урока.
- Кто из вас хотел бы сейчас прочитать вслух свою работу?
Выделение удачных сочинений, предложений, слов.
- Спасибо за доверие.
Свою работу каждый из вас может оформить на открытке, сделать аппликацию, нарисовать что-либо. Это её украсит и придаст индивидуальность. Своё письмо вы можете вручить любому ветерану не только в честь праздника, но и в будний день. Этим вы доставите минуты радости пожилому человеку.
11.Урок окончен. Спасибо за работу.
Получит ветеран твое письмо
И может вспомнит и свое,
Которое писал с войны
Домой любимым и родным.
Смахнет слезу, помянет друга,
Как им бывало туго,
Как до победы долго шли,
Как верили в нее они.
(Автор строк Луценко М.Е.)
12. Рефлексия.
В завершении нашего урока, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас оставил и мне необычную весточку о том, как он оценивает свою работу. Выберите смайлик и опустите его в мой почтовый ящичек.