Приемы активизации внимания на уроках русского языка в 5–6-х классах

Разделы: Русский язык


Каждый учитель, переступая порог класса, ставит перед собой задачу - удержать внимание отдельно взятого ученика и класса в целом на протяжении всего урока. И это, со мной согласятся многие, порой непросто сделать.

Для активизации внимания на своих уроках я делаю акцент на следующие моменты:

  • создание положительного эмоционального настроя на уроке;
  • использование различных приемов активизации внимания (“ловушки”, “провокации”, задания с недостатком данных и т.п.).

Остановимся на приемах активизации более подробно.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное (пассивное или эмоциональное) - это внимание, при котором отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на сосредоточение на объекте. Активизации этого вида внимания, к примеру, на этапе начала урока способствуют разнообразные разминки, создающие яркий эмоциональный тон, цель которых - вовлечь учащихся в активную работу.

Пример орфоэпической разминки в 5 классе:

Жил-был на свете старый цыган. Он жутко не любил овсяную кашу, щавель в борще и всегда выкидывал их в мусоропровод, зато он обожал торты и намазанное на ломоть хлеба сливовое варенье. Когда цыган оставался один дома, он читал букварь и изучал алфавит, при этом всегда закрывал жалюзи. Цыган рассказывал, что однажды он увидел феномен. Это была свёкла, выращенная до гигантских размеров. А ещё он любил произносить термины, баловал себя кофе по средам и пользовался одеколоном, как бизнесмен. В соседнем квартале жила известная танцовщица, красивее которой не было в округе. Но даже она начала уважать избалованного цыгана за отменный вкус.

Непроизвольное внимание возможно вызвать и на этапе объяснения новой темы необычной подачей нового материала. Поскольку предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание. Например, в самом начале изучения темы “Местоимение” (в 6 классе) учащимся раздаются следующие тексты, в которых они должны догадаться, о чём или о ком идёт речь.

Это текст №1.

Текст 1.

Они не могли жить друг без друга. Но какими разными они были! Когда по-настоящему любишь, хочешь сделать что-то приятное своей возлюбленной, создать что-то яркое, неповторимое, чтобы восхитилась она своим избранником. Всё это было не чуждо ему. Он спешил жить, спешил заслужить её любовь и поэтому трудился без устали! Стремительно, изящно, легко, как бы играя, создавал он свои шедевры. Быстрый и ловкий, он во всём противоположен своей подруге.

Сонно взирала она на все его усилия. Ей льстило, что он её обожал, боготворил. И хотя сама она была неспособна ответить на его чувства, он был ей нужен. Дело в том, что она, неуклюжая и ленивая, не могла что-либо создать. Её призваньем было разрушение, и здесь она не знала себе равных.

Текст №2. Что же сломал Миша? Замените местоимения существительными, чтобы записи стали понятными.

Миша и Маша изобрели специальный шифр. Теперь они пишут друг другу записки, которые (как они думают) никто не сможет понять. Вот, например:

“Сегодня, когда он и она были кое-где, я решил посмотреть, что у него внутри. Там было много кое-чего. Я их вынул из него, а обратно они не все поместились. Теперь он не работает. Пожалуйста, не говори им об этом, особенно ему!

Миша”

“А если он захочет посмотреть это? Он ведь каждый день их смотрит!

Маша”

“А давай мы им скажем, что его никто не трогал.

Миша”

Возникшее устойчивое непроизвольное внимание способствует активизации произвольного. Синонимами слов произвольное внимание являются слова активное и волевое. При таком внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Активизировать произвольное внимание помогают различного рода “ловушки”, “провокации”, использование игровых форм в подаче материала. К примеру, в 5-м классе я предлагаю задания, активизирующие произвольное внимание в различных его проявлениях – избирательности, переключаемости, устойчивости.

Например, задания типа “Исправь ошибку” направлены на развитие такого качества внимания, как избирательность. Их можно проводить как в форме игры, так и просто предложить исправить ошибки. Уч-ся предлагается текст или набор слов, с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности:

1. С указанием количества ошибок.

2. Без указания количества ошибок.

3. С ограничением по времени или введением элементов соревнования между учениками.

Пример задания. Ученик Вася при списывании текста допустил ошибки. Исправь их, запиши текст в исправленном виде. Орфограмму выдели.

Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежёнке сидел на жёстком диване и пил дешовый кофе, чокаясь со своим отражением в блистящем самоваре, стоящем на парчовой скатерти.Чёрт был большой обжёра и, несмотря на изжогу и больную печонку, объедался крыжовником и шоколадом. Поев, чёрт повеселел и, встряхнув чолкой, пустился танцевать. Однако он был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скочок, врезался в самовар и обжог свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёлый. Чёрт кинулся к бочёнку со свежой водой и сунул в него свой пятачок. “Ой, как жжёт, как печот”, - причетал он.

И наконец, третий вид внимания — послепроизвольное. Сам термин подсказывает, что этот вид внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение. Это вид внимания возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Для активизации послепроизвольного внимания я предлагаю выполнить дополнительно к основному домашнему заданию творческое. Примеры подобных заданий:

  1. В 5 классе ученики должны были составить свою орфоэпическую разминку.
  2. В 6 классе после изучения темы “Неологизмы” составить Бестолковый словарь известных слов, с целью дальнейшего её использования на уроках.

Подводя итог сказанному, необходимо ещё раз отметить, что приёмы активизация внимания могут использоваться на различных этапах урока и во время выполнения различных заданий.