Урок физики по теме "Магнитное поле тока"

Разделы: Физика


Цель урока: углубить и систематизировать, имеющиеся у обучающихся, сведения о магнитном поле и магнитных явлениях.

Образовательные:

  • сформировать понятия:магнитное поле,магнитная индукция; (ОК1)
  • рассмотреть проявление существования магнитного поля вокруг движущихся электрически заряженных частиц и тел (анализ опытов Эрстеда и Ампера); (ОК1)
  • изучить особенности магнитных взаимодействий между проводниками с током;(ОК1)
  • привести в систему имеющие знания о магнитных явлениях, углубить представления о природе магнитного поля и давать характеристику магнитного поля и его свойств. (ОК8)

Развивающие:

  • продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи, формулировать выводы и давать аргументированные объяснения; (ОК3)
  • развить познавательную деятельность; (ОК1)
  • продолжить формирование умений анализировать, сравнивать электрические и магнитные поля; (ОК2)
  • продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебником (ОК4)
  • учиться решать задачи. (ОК2)

Приложение

Развивать ОК. (Приложение 1, таблица 1)

Воспитательные:

  • дать возможность почувствовать свой потенциал каждому студенту, чтобы показать значимость полученных знаний, умение видеть физику вокруг себя; (ОК1; 8)
  • побудить к активной работе мысли; (ОК1)
  • продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы; (ОК1)
  • продолжить воспитание чувства само- и взаимоуважения при работе в группах.(ОК6)

Планируемые результаты. (Приложение 1, таблица 2)

Методы обучения. (Приложение 1, таблица 3)

Приемы реализации методов:

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • демонстрация видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования, рисунков;
  • самостоятельная работа с учебником;
  • составление опорных конспектов;
  • заполнение сравнительной таблицы;
  • выполнение теста.

Технологии: информационные технологии обучения: метод индивидуально-группового обучения, технология дифференцированного обучения (в изучении нового материала делать упор на их знания и умения), личностно-ориентированное обучение.

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, путевые листы, учебник.

Структура урока. (Приложение 1, таблица 4)

Ход урока

«Вглубь мироздания мысль проникает,
Тайны природа сквозь тьму открывает,
Тем, кто идеи свои подаёт,
Тем, кто умело её познаёт!».

Марк Львовский

I. Оргмомент.

Преподаватель:  Во время подготовки к занятию, я нашла следующее сообщение: « Синоптики предупреждают: Земля попадет во власть сильной магнитной бури, самой серьезной за последние 5 лет. Магнитная буря продлится 2 дня. На это время медики советуют людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями с особым вниманием относиться к своему здоровью. В случае таких явлений также вероятны сбои в работе радиосвязи и линий электропередачи. По данным ведомства, вероятны 20-40 протонных возрастаний различной интенсивности, возможны от одного до трех наземных возрастаний, что повысит риски нарушений в работе электроники на высокоорбитальных спутниках. «Прогнозируется 25-35 геомагнитных бурь, среди которых будет три-восемь больших и очень больших. Вероятность возникновения бури высшей категории оценивается на уровне 20%», - сообщается в документе.

Преподаватель: Что могло повлиять на здоровье людей? Кто знает, с чем связаны магнитные бури?

(Студенты высказывают мнение по этим вопросам)

Я думаю, теперь вы сможете мне назвать предмет нашего разговора на уроке, (обучающиеся называют тему занятия самостоятельно).

Значит сегодня урок знакомства с новым физическим явлением магнитное поле и, значит, это тема нашего занятия “Магнитное поле”.

II. Проектирование урока

Учитель предлагает ученикам спроектировать урок.

Преподаватель: Что нам следует знать о магнитном поле по вашему мнению?

Ученики высказывают мнение по этому вопросу, учитель записывает все возможные варианты на доску. В результате может получиться следующий план:

  1. Какие ученые изучали магнитное поле.
  2. Источники.
  3. Определение магнитного поля.
  4. Основные свойства магнитного поля.
  5. Характеристика магнитного поля.

Если данные задачи будут решены, то цель урока будет достигнута.

III. Изучение нового материала

Преподаватель: Этими же вопросами заинтересовался и датский физик Эрстед еще в 1807 г. Он ставил различные опыты, и один из них мы можем наблюдать на экране. На этом этапе урока используется видеоролик “Опыт Эрстеда”. После просмотра опыта студенты отвечают на вопрос: Что является источником магнитного поля?

Преподаватель: А в быту мы встречаем магнитное поле? Что же это получается, мы, находясь в квартире, подвергаемся большому количеству магнитного поля. А как же они взаимодействуют? На этот вопрос первым дал ответ французский физик Ампер. Этот опыт мы можем увидеть на экране. На этом этапе урока используется видеоролик “ Опыт Ампера”.

(Студенты дают характеристики магнитного поля и постепенно подходят к определению магнитного поля, (четкое определение дает учитель).

Преподаватель: Каковы основные свойства магнитного поля, что является индикатором магнитного поля. Чтобы ответить на данные вопросы обратимся к учебнику [2] и путевому листу (Приложение 2). Следуя рекомендациям, выполните задание.

Преподаватель: Поле первого магнита сильнее, чем второго. Посмотрите внимательно: при одном и том же расстоянии до гвоздей, находящихся на столе, сила притяжений к первому магниту оказалось достаточно для преодоления силы тяжести гвоздей, а сила притяжения ко второму - нет.

О чем это говорит?

(Магнитное поле может быть сильнее или слабее. Значит, его можно охарактеризовать, а для этого надо ввести характеристику)

Какая же величина характеризует магнитное поле? Такой величиной является вектор магнитной индукции. Как вы думаете, на что надо обратить внимание, если это вектор магнитной индукции (направление) Каково же направление вектора магнитной индукции? Чтобы об этом узнать, вам предстоит опять обратиться к учебнику [2] и путевому листу (Приложение 2)

Преподаватель: Вы утверждаете, что м.п. невидимо. Я как настоящий фокусник попытаюсь невидимое сделать видимым (видеоролик: «Линии магнитной индукций»). Как сделать магнитное поле видимым? (С помощью линий магнитного поля? что это за линий?) Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо снова обратиться к учебнику и путевому листу.

Преподаватель: А теперь посмотрите, как сказочно оживают линий магнитной индукции (Видеоролик: «Силовые линии магнитного поля»)

Преподаватель: Чему же равен модуль вектора магнитной индукции?

Впервые модуль вектора магнитной индукции определил экспериментально французский ученый Ампер. Каков же его эксперимент? А для этого обратитесь опять к учебнику и путевому листу.

4. Закрепление. Преподаватель: Итак, вы дали формулировку магнитному полю, изучили его природу и характеристику. А теперь попытаемся сравнить все поля, которые изучили. Попытайтесь заполнить сравнительную характеристику полей. (Приложение 2. заполнение таблицы)

Преподаватель: А теперь для закрепления материала решите тест. (Приложение 3)

5. Заключительный этап.

Преподаватель: Ребята знания о магнитном поле дали изобретателям огромную возможность использовать его на пользу человечества. А с чего мы начали урок? А вот магнитное поле может приносить не только пользу, но и вред. Какое влияние оказывает магнитное поле на организм вы узнаете, если приготовите сообщение на тему: “Влияние магнитного поля на организм человека”.

Преподаватель: Что нового вы узнали. Сильно  ли это расходится с имевшимися у вас представлениями? Как изменилось настроение после занятия? Чувствуете ли вы удовлетворение от работы, от своих успехов? Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.

Преподаватель: мне очень понравилось с вами работать. Подведем итоги нашей работы на уроке. Поставим оценки себе и своим товарищам в оценочные бланки (приложение 4)

Спасибо за внимание.

Домашнее задание.

1. Анализ опорного конспекта.

2. По желанию сообщение на тему: “Влияние магнитного поля на организм человека”.

Литература

1. В.Ф. Дмитриева Физика (13 изд. Сер.) Учебник для профессии и специальностей технического профиля.

2. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Физика: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение, 2006. - 254 с.

3. Уроки физики. 11 класс. "Кирилл и Мефодий", 2000 (на CD-ROM).

4. "Физика в картинках 6.2", Научный центр "Физикон", МФТИ, 1993.

5. Е.Г. Козинкина, С.П. Козинкин. Занимательный проект по физике. Школа - гимназия N 87, г. Краснодар, 1999. В сборнике проектов "Гармония" на CD-ROM.

6. А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 15-е изд., М., Просвещение, 1994.

7. Электронный задачник по физике на пяти CD-ROM. Торговый дом ДТД. МИФИ. Media Publishing. 1997.

8. Н.Ю.Соколова. Задания по физике с использованием СМИ // Физика в школе № 4, 2003 г., с.22.

9. Мизун Ю. Г., Мизун П. Г. Космос и здоровье.— М.: Знание, 1984. 144 с. - (Наука и прогресс).

10. Каразян Н. Н. Зависимость инфарктов миокарда от активности магнитного поля Земли. - Кровообращение, 1981, XIV, № 1, с. 19-21.

Приложение