Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Откуда хлеб пришел?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

Задачи на развитие познавательных способностей:

  • Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, его красотой, с разнообразием хлебных изделий.
  • Познакомить детей с тем, как выращивают хлеб.
  • Довести до сознания детей, что хлеб- это итог большой работы многих людей.

Задачи на развитие связной речи.

  • Составлять простое описание предмета.
  • Закреплять навыки построения простого предложения.

Задачи на развитие внимания и памяти.

  • Развивать внимание, слуховое восприятие. Накопление словаря, развитие памяти.

Задачи на развитие координации движения.

  • Учить выполнять движения в определенном темпо-ритме согласованно со словами педагога.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Материал:

  • Хлеб черный и белый.
  • Колосья пшеницы и ржи (картинки).
  • Мучные изделия.
  • Репродукция И. Шишкина "Золотая рожь".

Предварительная работа:

  • Накануне прочитать детям сказку колосок.

Ход занятия

На столе лежит хлеб:

Вот он - хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый золотистый
Словно солнцем налитой!
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришел.

Педагог предлагает детям понюхать ароматный хлеб:

- Ребята, хлеб - это наше богатство. Это главное сокровище жизни!

- Хлеб дает здоровье и силу людям.

- Ребята, а, как и откуда пришел хлеб к нам на стол?

- Вспомните сказку "Колосок". С чего она начинается?

- Петушок нашел колосок. А как появился колосок?

Отгадайте загадку.

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем, таких как я,
Будет целая семья. (Семя)

- О чем эта загадка? О семени.

Из зернышка, из семени вырастают колоски. А в каждом колоске много зерен, а колосков так мною растет целое большое поле. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, желтеют, становятся золотыми, Дождик их поливает, и от воды колоски растут высокими, а земля - матушка дает им силы - колосья становятся крепкими, наливаются соком и поспевают.

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.

Физ. минутка:

- Представьте, что вы - зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик прошел, и на поле появились первые всходы, (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).

Работа по репродукции И.Шишкина "Золотая рожь".

- Посмотрите на картину художника Шишкина "Золотая рожь". Какое огромное поле колосьев на ней изображено, чтобы такое поле колосьев вырастить, мною людей старались, трудились, ухаживали, оберегали ноле, охраняли его.

- Давайте посмотрим, как растет рожь в поле.

- Как стоят колоски в поле? (Рядом, близко, колосок к колоску).

- Почему колоски нагнулись? (Ветер их качает).

Гимнастика для глаз и рук:

- Ребята встаньте рядом ровно, как колоски в поле. Руки, словно колоски, тянутся к солнышку, главки смотрят вверх на колоски. Если нет ветра - колоски стоят ровно. Подул ветер, стал гнуть колоски к земле, они стоят и качаются, не хотят упасть. Глазки следят за колосками, смотрят, то вправо, то влево.

- И вот в конце лета созрели зерна в колосьях. Привезли их на мельницу, обмололи в муку. И стали из муки выпекать разные хлебные изделия. Какие хлебные продукты вы знаете? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, о каких хлебных продуктах в нем говорится.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чаи с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и шербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка...
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!

- Какие хлебные продукты есть в этой булочной?

Игра “Мукомол”

Мукомол, мукомол! Ты нам зерна молол!
(круговыми движениями рук перед собой показывает мельницу, где перемалывают зерна в муку.)
А теперь из муки
(“Сыплет” руками муку сверху вниз, быстро перебирая пальцами.)
Все, что хочешь пеки!
Мишке пышке;
(показывает руками пышную круглую булочку.“Пышка” - пышная высокая, сдобная булочка, меняя руки правая вверху, левая внизу, и наоборот.)
Зайке сапки;
(показывает перед собой длинные тонкие булочки округлой формы.“Сайки” - булочки, которые напоминают длинные ушки зайчика.)
Для ежа отличные бублики пшеничные
(педагог описывает в воздухе указательными пальцами круговые движения от кисти, изображая бублик.)

- Помните, чем закончилась сказка "Колосок"? Петушок не пустил мышат за стол.

- Почему? (ответы детей)

- Потому что "кто не работает, тот не ест". А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: "Не трудиться - хлеба не добиться". И еще говорят: "Хочешь, есть калачи не сиди на печи".

Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Запомните ребята, не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!

Хлеб ржаной.
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в, полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют.

Педагог разламывает хлеб и дает всем детям попробовать.

В нем-земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем!

Итог занятия.

Отгадайте загадку.

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили.
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб)

- Объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь. О каких продуктах мы сегодня говорили? Что вы узнали о хлебных продуктах? В какие игры играли?