Урок русского языка по теме "Правописание сложных прилагательных". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: развитие навыков исследовательской деятельности, формирование логического мышления при выполнении различных по форме и уровню сложности заданий, усвоение новых знаний (условий слитного и дефисного написания имён прилагательных), развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: закрепление знаний учащихся о правописании имен прилагательных, формирование орфографической зоркости.

Ход урока

1. Терминологический диктант (ежеурочно готовят сами дети. Как вариант можно вызвать несколько учеников с подготовленными терминологическими диктантами, чтобы они продиктовали свои слова-термины другим детям и потом проверили написанное):

Грамматическая основа, превосходная степень, краткое прилагательное, пунктуационный разбор, подлежащее, второстепенные члены предложения.

- Какое задание можно дать по предложенному диктанту? (Обозначить все орфограммы, прокомментировать их).

2. На доске записано предложение для синтаксического разбора:

На самой красивой полянке (не)большой берёзовой рощи мы увидели ярко(красный) цветок.

- Какую тему мы изучаем? (Имя прилагательное.)

- Посмотрите, пожалуйста, на предложение. Какие вопросы по орфографии и пунктуации можно задать, используя только данное предложение?

(- Дать характеристику предложению.

- Найти в предложении грамматическую основу.

- Дать характеристику именам прилагательным, которые есть в предложении.

- Что за форма прилагательного самой красивой? Как она образована.

- Как пишется прилагательное небольшой?

- С какими трудностями столкнулись, работая над предложением? (Не знаем, как пишется слово ярко-красный)).

- Что вы можете сказать об этом прилагательном? (Сложное).

- Определите цель сегодняшнего урока. (Научиться писать сложные прилагательные).

3. Работа с учебником: параграф 107.

- После прочтения параграфа у вас в тетрадях должна появиться схема правописания сложных прилагательных.

Примерная схема:

Сложные прилагательные

слитно через дефис
сложное прилагательное образовано на основе подчинительного словосочетания сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис
сложное прилагательное образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и (на основе сочинительного словосочетания)

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный, но
Общественно-политический

Приведите по 2-3 своих примера к положениям, данным в схеме (слова можно взять из упражнений к параграфу 107).

4. Тренировочные упражнения.

А) Комментированное письмо.

(Жаро)понижающий, (жизне)радостный, (зимне)весенний, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (национально)освободительный, (молочно)кислый, (право)бережный, (снежно)белый, (электронно)вычислительный, (общественно)полезный.

Б) Выборочный диктант. Выпишите только сложные прилагательные, объяснив условия их написания:

Одним ярко-желтым осенним днем из вагона нью-йоркского поезда, который опоздал на полчаса, выпрыгнул человек в серо-зеленом костюме, старых-престарых ботинках и с русско-французским словарем в руках. Это был президент крупной финансово-промышленной компании, которая заключила контракт с Санкт-Петербургским драматическим театром.

В) Устная работа с тестовыми заданиями:

1. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если (найдите неправильное утверждение):

а) образованы на основе подчинительного словосочетания;

б) обозначают оттенки цветов;

в) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис;

2. Найдите сложное прилагательное, которое пишется через дефис:

а) что(либо)

б) еле(еле)

в) (стале)литейный

г) (ярко)жёлтый

3. Найдите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

а) (юго)западный

б) (западно)европейский

в) (красно)белый

г) (снежно)белый

5. Творческое задание (выполняется на выбор учащихся: по группам или самостоятельно). Написать миниатюру на свободную тему, используя как можно больше сложных прилагательных. Было бы неплохо, если бы вы включили и другие орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.

Образцы выполненных заданий.

Веселый день рождения.

У моего друга завтра день рожденья. Мы купили ему в подарок ярко-синий шарик с ярко-красными и желто-зелеными квадратиками, похожими на шахматно-шашечное поле. Также смастерили ему бумажно-картонный средневековый замок в темно-красных и темно-зеленых тоннах. Еще мы приготовили торт с плодово-ягодным джемом внутри.

Так как его дом находится в трёх километрах от нашего, в юго-западном районе, нам пришлось катить торт на ненадежной небольшой тележке. Также мы подарили ему коробку с бело-розовым и бело-синим зефиром. Другие ребята подарили ему матросскую фуражку, томик древнерусской литературы в ярко-красном переплете, кожаный жакет, русско-немецкий словарь в бледно-зеленом переплете и русско-английский словарь в ярко-зеленом переплете. На его празднике мы устроили шахматно-шашечный турнир и литературно- музыкальный конкурс. Всем было очень весело, но самым счастливым был, конечно, именинник!

(Бокова Вероника, Зайцев Кирилл, Рамазаева Ксения, Тутубалина Юлия)

Чаепитие

Сегодня я устроила чаепитие со своими друзьями из шахматно-шашечного клуба. На тёмно-синий стол я поставила плодово-ягодный джем и налила чай в светло-зелёные чашки. Когда мои друзья пришли, они принесли с собой малиново-черничный пирог в бумажно-картонной коробке. Мы попили чай с пирогом и посмотрели научно- фантастический фильм.

(Пшеничнова Виктория).

Умиротворение

Бело-чёрные берёзы качаются, и не хочется шевелиться. Низкий голос юго-восточного ветра успокаивает, и самый резкий, неспокойный человек млеет. Густо-синее небо безоблачно, и июльское солнце слепит глаза. Скользкий ил на берегах реки приятно прохладен. Жаркий летний день долог, многогранен и жизнерадостен.

(Аббасова Шамс, Балабан Михаил, Журавлёв Павел)

(Составленные детьми миниатюры можно использовать на последующих уроках и как работу по карточкам, и проверочную, и выборочный диктант на повторительно-обобщающих уроках).

Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

- Что сегодня на уроке мы повторили?

- Что нового узнали?

- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему “Имя прилагательное”.