Вид: урок-исследование.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
- устная аналитическая работа с текстом;
3. Изучение нового. Исследовательская деятельность:
- работа по группам;
- аналитическая работа с текстами;
- цифровой диктант.
4. Обобщение изученного.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с текстами для команд.
Цели урока. (Слайд 2). Презентация
Образовательные:
- закрепить знания по теме «Сложные предложения»;
- познакомить с бессоюзными сложными предложениями (БСП);
- учить строить ответ с опорой на теоретические знания;
- отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания.
Развивающие:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;
- учить применять полученные знания на практике;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;
- учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к художественной литературе.
Воспитательные:
- способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.
I. Организационный момент.
Предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке выступить в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со сложными предложениями познакомиться с новой группой предложений – бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому мы распределились на 2 группы, каждая из которых будет не только пытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и зарабатывать тем самым баллы за правильные ответы. (При ответах внимательно слушайте друг друга, чтобы успешно справиться с заданиями). Так пройдёт наш урок – турнир. Вы сможете не только познакомиться с новой темой, но проявить свои знания, которые принесут вам победу.
II. Повторение пройденного. (Слайд 3)
- Разделите тетрадный лист на 2 колонки, одна из которых называется сложносочиненные предложения (ССП), другая - сложноподчиненные предложения (СПП). Прочитайте данные предложения. Среди них найдите и напишите номера тех, которые являются ССП и СПП.
1. Там где ранее было устье реки тропа
взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием
осени.
3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл
дождь.
6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна
своей тяжкой неподвижностью.
7.Ей снится будто бы она поёт.
(ССП - 3, 5, 6 предложения; СПП- 1,2, 4, 7 предложения)
- Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП? СПП?
- Вспомните, какие виды СПП вам известны? (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).
- По каким признакам СПП делятся на эти группы? (По вопросу и определяемому слову)
- Как вы думаете, чем будут отличаться ССП и СПП от БСП? (Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).
- Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного? (Запятыми).
- Так ли это? Проверим сказанное, проведя несколько исследований.
Запишем тему урока: Бессоюзные сложные предложения.
III. Изучение нового. (Работа в группах).
Предлагаю провести исследования в группах. Та команда, которая правильно отвечает на поставленный вопрос, получает бонусный балл. Все полученные балы в конце суммируются и дают возможность учителю оценить работу учеников.
Исследование №1. (Слайд 4)
Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Назовите номера этих предложений.
1. В глазах у меня потемнело, голова
закружилась.
2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо вводе.
3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
4. Буран стих, зато установился сильный мороз.
5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую
головку, лежит уж и стережёт их.
6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру
в воздухе было свежо.
7. Раздался крик – он бросился бежать.
- Назовите, какие номера предложений выписала 1 группа? 2 группа?
(Бессоюзные сложные предложения - 1, 3, 5, 7)
- Что теперь вы можете сказать о знаках препинания в БСП? (Простые предложения в составе БСП могут отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием, тире). (Слайд 5)
Исследование № 2.
Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.
1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая. (Слайд 6)
Метель не утихла, небо не прояснилось.
Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А.Гончаров)
2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой.
Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)
Проверим ваши выводы. (Слайды 7, 8)
Исследование № 3.
Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.
1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире. (Слайд 9)
1. Семь раз отмерь – один отрежь. (Пословица)
2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.А.Крылов)
3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (И.С.Тургенев)
4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. (А.П.Чехов)
5. Посмотрит - рублём подарит. (Н.А.Некрасов)
2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие.
1. Я несчастлив: каждый день гости. (А.П.Чехов)
2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (А.С.Пушкин)
3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. (М.Пришвин)
Проверим ваши выводы. (Слайды 10, 11)
IV. Обобщение изученного.
Исследование № 4.
- Какие предложения мы будем называть бессоюзнми сложными? (Такие сложные предложения, в которых простые объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и со юзных слов).
- Попробуйте самостоятельно (группа 1 и 2) создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП.
Знаки препинания в БСП
Запятая:
- последовательность, одновременность, перечисление.
Точка с запятой:
- предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые.
Двоеточие:
- вторая часть имеет значение причины (= потому что, так как);
- вторая часть имеет значение пояснения (= а именно);
- вторая часть имеет значение изъяснения (= и вижу, и слышу, как).
Тире:
- противопоставление (= а, но);
- сравнение (= словно, будто)
- быстрая смена событий; (= и вдруг, и сразу)
- первая часть имеет значение времени или условия (= когда, если);
- вторая часть имеет значение следствия, вывода, результата (= поэтому, следовательно);
Проверим ваши памятки-таблицы, которые нам пригодятся для дальнейшей работы по данной теме. (Слайд 12). Перенесите их в тетрадь (можно раздать заранее распечатанные таблицы).
Исследование № 5. (Цифровой диктант). (Слайд 13).
Завершающее исследование поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Разделите тетрадь на 4 столбика, назовите столбики: точка, точка с запятой, тире, двоеточие. В них вы выпишите цифры тех предложений, в которых поставите соответсвующие знаки.
1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.
2. Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская показавшееся солнце; трава блестит.
3. Наверху журавлиный крик: птицы улетают на юг.
4. Степь весело пестреет цветами: ярко пестреет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.
5. Проснулся – пять станций убежало назад.
6. Лес рубят – щепки летят.
7. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
(Точка - 1; точка с запятой - 2, тире - 5, 6, 7; двоеточие - 3, 4 предложения)
V. Подведение итогов. (Слайд 14).
- С какой темой мы сегодня с вами познакомились?
- Что нового вы узнали о сложных предложениях?
(Слайд 15). (Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются).
- Оценки за урок командам исследователей.
VI. Домашнее задание. (Слайд 16).
Параграф 31-33, выполнить упражнение 191. Ваши отзывы об уроке-исследовании (устно).