Основные тезисы физической культуры и правильная осанка, здоровый позвоночник

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


“Упражнением можно добиться всего”.
Периандр, древнегреческий мудрец

Введение

Сегодня в нашем современном мире высоких технологий все большее внимание оказывают физической культуре. Сейчас каждому необходимо не только знать, но и хорошо понимать, каким образом движение воздействует на организм. Очень важно выработать у себя сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях, такую же, как потребность в работе, еде, сне.

Цели данной работы - усиление оздоровительного эффекта достигаемого в ходе активного применения воздействия различными формами учебного процесса на школьников, их интересам, а также давали ясные ориентиры педагога физической культуры.

“Учитель живет до тех пор, пока он учиться,
как только он перестает учиться, в нем умирает учитель”.
К.Д.Ушинский

Основные задачи физического воспитания в школе:

  • укрепление здоровья учащихся,
  • содействие всестороннему физическому развитию и закаливанию организма,
  • способствование эффективному участию школьников в общественно полезном труде.

Основные задачи учителя:

  • привлечь детей подготовительной группы к индивидуальным занятиям,
  • обеспечить доступность в выполнении упражнений,
  • организовать совместную работу с детьми,
  • информировать родителей.

Необходимо осуществляться взаимосвязанное решение задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных.

Ключевые слова

1. Осанка.

2. Подвижная перемена.

Привычная поза человека, находившегося в состоянии покоя и в движении, она формируется постепенно с ростом и развитием организма ребенка. Осанка может быть правильная и неправильная.

Правильная осанка

Правильная осанка характеризуется вертикальным положением туловища и головы, прямыми ногами, слегка отведенными назад плечами. Плотно прилегающими к грудной клетке лопатками, подобранным животом и развитыми сводами стоп.

Эффективность правильной осанки обеспечивается ранним выявлением имеющихся нарушений и правильно организованным комплексом оздоравливания.

Ведущее место в оздоровительных мероприятиях принадлежит физической культуре. Физические упражнения – хорошее средство профилактики простудных и инфекционных заболеваний. Дети при неправильном физическом и гигиеническом воспитании, а также физически ослабленные и длительно болеющие утрачивают рефлекс правильной осанки, но растущий организм ребенка в виду большой пластичности коры головного мозга обладает огромными возможностями для восстановления утраченных или ослабленных функций.

Формирование правильной осанки для таких детей является новым двигательным навыком:

1. Главным средством по выработке навыка правильной осанки являются физические упражнения.

2. Систематические занятия физической культурой и спортом – лучшее средство воспитания здорового человека и предупреждения развития неправильной осанки.

Основные результаты данной работы:

  1. Изменение отношения учащихся к проблемам здоровья.
  2. Рост профессионального мастерства учителя в реализации функции урока.
  3. Разработка модели урока и применение их на практике.

Вступление

Данная работа является составной частью инновационной деятельности учителя для организации работы с детьми специальной медицинской группы в условиях обучения в общей группе класса. Разработка комплексов упражнений и попытка заинтересовать учащихся в каждодневном их применении.

Развитие личности современного ученика невозможно без комплексного гармоничного развития. При правильной осанке обеспечивается нормальная функция всех органов и систем организма, имеется полная гармония между мышцами сгибателями и разгибателями; угол наклона таза 45 градусов, нормально развиты физиологические изгибы позвоночника.

Позвоночник обладает статической (опорной) и динамической функциями и имеет четыре физиологических изгиба. Расположены они в сагиттальной плоскости (т.е. спереди назад). Изгибы позвоночника выпуклостью вперед называются лордозом, а выпуклостью назад – кифозом. При правильной осанке физиологические изгибы имеют равномерно-волнообразный вид.

Изменения в соотношении выраженности этих изгибов (без нарушения структуры позвонков) приводят к развитию неправильной осанки.

Новизна работы

Предпринята попытка заинтересовать детей, с проблемами здоровья. Результаты работы невозможно оценить сразу же, но основная цель побудить учащихся к размышлениям, осмысленно оценить свои проблемы.

Основное содержание

Формирование правильной осанки длительный и кропотливый процесс, требующий если не физических усилий, то обязательности и регулярности.

Что можно сделать в школе без дополнительных финансовых затрат и изменения учебного процесса?

Необходимо усилиями всего педагогического коллектива, под руководством учителя физкультуры:

  • разработать систему занятий для учебного процесса и перемен,
  • провести обучение учителей-предметников,
  • заручиться поддержкой органов ученического самоуправления как общешкольным, так и в каждом классе независимо от возраста учащихся,
  • разработать школьную программу “Физическая культура школьника” и принять к исполнению на педагогическом совете,
  • приступить к её реализации, понимая, что здоровье учащихся общая забота семьи и школы, а точнее каждого педагога.

В данной работе будет предложена систему занятий для учебного процесса и перемен.

Нарушение осанки

Предупреждение нарушений осанки

Предупреждать развитие неправильной осанки и плоскостопия необходимо начинать еще в раннем возрасте. Ребенок должен спать на ровной полужесткой постели с высокой подушкой, правильно сидеть за столом во время еды и приготовления уроков. Нужно следить за осанкой во время игр, прогулок и выполнения домашней работы. Днем дети, особенно младшего школьного возраста, должны отдыхать лежа не менее одного часа. Мебель надо приспосабливать к росту ребенка. Детям не следует увлекаться играми с ассиметричной нагрузкой на мышцы, книги нужно носить в ранце. Надо ежедневно делать утреннюю гигиеническую гимнастику, проводить закаливающие организм процедуры, пользоваться удобной одеждой и обувью. Прическа не должна мешать зрению. Детям с плохим зрением по предписанию врача следует обязательно носить очки. Школьников с плохим слухом надо сажать на первые парты. В течение года детей нужно пересаживать 3 раза из одного ряда в другой.

Надо систематически проводить разъяснительную работу с родителями и детьми по привитию основных гигиенических навыков.

Дети с неправильной осанкой, плоскостопием и физически ослабленных нуждаются в дополнительных занятиях физической культуре (2 раза в неделю по 45 мин). Основная задача дополнительных занятий – повысить физическое развитие детей и выработать у них стойкий рефлекс правильного положения тела, т.е. правильную осанку. На уроках физической культуры дети с неправильной осанкой занимаются по общей программе. Общим принципом проведения дополнительных занятий с детьми, имеющими неправильную осанку, плоскостопие, деформацию грудной клетки, физически ослабленных, является индивидуальный подход. В уроки включаются общеразвивающие упражнения, упражнения активно выравнивающие позвоночник, упражнения в равновесии и активно выравнивающие позвоночник, укрепляющие своды стоп. На дополнительных занятиях детей надо обучать правильной ходьбе, бегу, метанию, ходьбе на лыжах, коньках, плавании и т.д.

С комплексом упражнений для занятий дома учитель должен ознакомить родителей, чтоб они могли контролировать правильность выполнения упражнений. Родителям полезно также присутствовать на одном- двух занятиях во время разучивания ребенком упражнений, рекомендуемых для занятий дома.

В профилактике нарушений осанки большое значение имеет улучшение общего физического развития ребенка, функции дыхания и укрепления тех мышечных групп, от состояния которых зависит правильная осанка.

Если осанка нарушена, исправить ее можно, строго соблюдая весь комплекс мероприятий по режиму дня для школьников, где одно из первых мест занимает нормализация условий статической нагрузки на позвоночник.

Очень важно проводить (если правильно организовать) гимнастику до учебных занятий, ее цель – способствовать организованному началу учебного дня. Наряду с этим гимнастика до занятий содействует воспитанию у школьников привычки к регулярным физическим упражнениям, формированию навыков правильного их выполнения. Она также способствует осуществлению ряда оздоровительных задач, к которым относятся активизация обменных процессов, укрепление мышечной системы, улучшение самочувствия и настроения, повышение работоспособности учащихся на уроках.

Гимнастика до занятий дополняет утреннюю гимнастику, которую учащиеся должны проводить дома. Основа гимнастики до занятий – это комплекс физических упражнений, направленных на различные мышечные группы.

Комплексы упражнений могут быть разучены на уроках физкультуры. Их смену лучше осуществлять не реже одного раза в месяц, лучше через каждые две недели, гимнастику можно сопровождать музыкальной записью.

Добиваясь качественного проведения гимнастики, учителю следует включать в комплекс наиболее простые упражнения, не требующие сложной координации.

Целесообразно проводить также и физкультурные минутки.

Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень, снимают статические нагрузки, а, значит, благотворно влияют на осанку учащихся.

Поэтому каждый педагог непременно должен в ходе общеобразовательных уроков использовать эту физкультурно-оздоровительную форму.

Физкультминутки проводятся в классе под руководством педагога, ведущего урок и не должны превышать 1-2 минуты. Наиболее целесообразно проводить ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления - снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными.

Выполняются физкультурные минутки сидя за партой и стоя около парт. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы упражнения не мешали соседу. Перед физкультминуткой нужно открыть форточку. Каждый комплекс физкультурных минут состоит, как правило, из 4-5 - упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплексе подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения, осанки на уроках.

Физкультурные минуты должны проводиться в начальных классах и основной школе. В старших классах тоже возможно их применение, но лучше проводить на больших переменках 15-20 мин.

Например: игра в настольный теннис, под руководством педагога. Регулярное проведение подвижных игр на удлиненных переменах повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих уроках способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, и продуктивности учебной работы. Упражнения и игры необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся, при этом используется материал учебной программы по физической культуре.

Придавая большое значение подвижной перемене как целенаправленному мероприятию по снижению напряженности в учебной деятельности учащихся, организаторам следует добиваться главного - чтобы не заорганизовать данный вид активного отдыха учеников. Необходимо придавать такому виду отдыха произвольный характер, не принуждать учащихся к обязательному выполнению намеченных игр и упражнений, а заинтересовать данными заданиями и играми.

Большое значение имеет, для оздоровления учащихся является урок физической культуры. Эффективность урока в первую очередь зависит от того, насколько учитель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы, использовать имеющее оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая специфику места проведения занятий: гимнастический зал, стадион или парк, каток.

Не менее важно, чтобы при любых условиях занятий педагог, обучая и воспитывая учащихся, мог обеспечивать им постоянную занятость и активность, достигая тем самым высокой результативности уроков. Поэтому, прежде всего надо, исходя из задач урока, выбрать такой способ организации учебного труда школьников, который позволяет наилучшим образом выполнить названные выше требования.

  • Так, при ознакомлении учащихся с новым материалом и разучивании относительно простых упражнений, не требующих особой страховки и помощи, а также при совершенствовании и выполнении хорошо освоенных движений применяется фронтальный способ организации учебного труда школьников. Его достоинства - максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока.
  • Достаточно эффективным является и поточный способ организации учебного труда школьников, когда, учащиеся, двигаясь один за другим, выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для класса или группы. Однако не следует забывать, что этот способ применим лишь в тех случаях, когда учениками прочно освоены упражнения и обеспечена надежная страховка.
  • На этапе повторения чаще используются групповой способ, позволяющий лучше наблюдать за выполнением школьниками заданий, точнее дозировать нагрузку и справлять ошибки. Однако при этом снижается моторная плотность урока. Поэтому когда разучиваются упражнения, необходимо давать небольшие несложные подводящие упражнения, которые выполняю ученики, стоящие в очереди.
  • На уроке может быть использован индивидуальный способ организации учебного труда учащихся. Применение этого способа помогает ученикам овладеть умением самостоятельно выполнять физические упражнения, что особенно важно для учащихся старших классов.
  • Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма наиболее эффективным способом является – круговая тренировка. Как правило, она должна применяться тогда, когда учащиеся овладели видами упражнений, включаемых в число заданий. Важно, обеспечить высокую занятость учащихся и соблюдать правила техники безопасности.

Схема урока

Вводная часть - включает различные построения учащихся, уделяя строевой подготовке, осанке, подтянутости, четкости выполняемых команд. Целесообразно повышать в интенсивность в водной части урока, включая в нее упражнения для развития выносливости, силы мышц, скоростно-силовые упражнения, гибкости, а также придавая ей в отдельных случаях тренировочный характер. Водная часть проходит не более 10 мин.

Основная часть - решается главные задачи урока, достаточно высокий уровень физической нагрузки и максимально использовать все имеющиеся условия, педагогические средства и учебные пособия для повышения результативности процесса обучения и воспитания. Поэтому следует заранее продумать организацию этой части урока, подготовить оборудование, инвентарь и технические средства обучения, избрать соответствующую организационно-методическую форму, давать дополнительно задания ученикам в зависимости от их физической подготовленности в освоении видов упражнений. Например - упражнения связанные с точностью движений, связанные с координацией движений, проявлением ловкости и скорости, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения связанные с силой и выносливостью – в конце урока

Заключительная часть урока - постепенно снижает уровень физического и эмоционально-психического возбуждения школьников. При этом важно подвести итоги урока и дать домашнее задания для самостоятельного выполнения занятий дома и для продленного дня.

Эффективность урока достигается и правильным выбором методических приемов.

Чтобы добиться успеха в этом, надо организацию учебной деятельности школьников на уроке начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой, увлекательной.

Понимание учащимися смысла и значения разучиваемых действий ускоряет процесс обучения, лучше закрепляет пройденный материал и ведет к формированию прочных, правильных, стойких, но в то же время динамических умений и навыков. Вот почему прохождение программного материала важно сопровождать пояснениями, раскрывающимися сущность физических упражнений, их влияния на организм и значение для практической жизни.

Понимание смысла и значения разучиваемых движений вызывает творческую активность школьников, что в свою очередь вызывает у них устойчивое стремление самостоятельно и систематическое занятие физическими упражнениями. Поэтому учителю надо чаще использовать задания, стимулирующие их самостоятельность и творческую инициативу.

Непременное условие - внимательное наблюдение учителя за правильным выполнением упражнений, заданий.

Особое внимание – дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть дифференцированным. Учителю надо учитывать состояние здоровья и функциональную возможность школьников, их физическую подготовленность, индивидуальные способности, а так же степень предшествующих нагрузок. В ходе урока нагрузку можно регулировать: число повторений, темп движений, величина отягощений, выполнения заданий, и т.д.

Существенная особенность урока – комплексное прохождение материала и освоение программы.

Иначе говоря, четыре компонента, относящиеся к изучению теоретических сведений, владению умениями и навыками самостоятельных заданий, развитию двигательных качеств, должны слиться воедино.

Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физической культуры, важно чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых заданий. Поэтому чтобы ученики по-настоящему полюбили физическую культуру, уроки должны быть увлекательными, эмоциональными, динамичными содержать в себе игровые и соревновательные элементы, а также близкие и далекие притягательные цели. Важно чтобы ученики видели плоды своего труда. Конечно, учитель не должен упускать из виду тех учеников, у которых заметно объективное ощущение физической неполноценности, им наоборот нужно уделить как можно больше внимания

Эффективность формирования двигательных навыков и умений достигается, как правило, комплексным применением различных средств: технические, наглядные методические приемы.

Одним из доступных методов контроля может служить наблюдение за ЧСС (частота сердечных сокращений). Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учеников основной медицинской группы - 170-180 ударов в минуту.

Учителю важно наблюдать частоту пульса, особенно у тех, кто пропускал уроки по болезни, а так же у школьников, отнесенных к подготовительной группе.

Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки – дифференцированный подход к учащимся. При прохождении одинакового для всех программного материала учитель видоизменяет и уточняет задания применительно для отдельных групп учеников. Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной группе, а так же к тем, кто пропускал уроки по болезни. Эти дети в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении принципов доступности, постепенности, и последовательности при выборе упражнений, дозировке нагрузки и т.д.

В процессе формирования двигательных умений используется метод расчлененного выполнения упражнений: вспомогательные подводящие упражнения: многоскоки, бег с высоким подниманием бедра, бег с высоки доставанием предметов. Не забываем о повторах упражнений.

Все эти методические приемы, направленные на формирование умений и навыков, следует применять дифференцированно в зависимости от возраста.

Развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока. Чтобы достигнуть наиболее лучших результатов в развитии у школьников БЫСТРОТЫ, надо включать в уроки упражнения, связанные с необходимостью реагировать на различные сигналы.

К таким упражнениям относятся:

  • старты (из различных положений),
  • бег на короткие дистанции (по сигналу),
  • прыжки через скакалку,
  • подвижные и спортивные игры.

Типичным для развития СИЛЫ являются упражнения общеразвивающего характера, упражнения с предметами: отягощения, сопротивления, лазания, подтягивания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, упражнения на гимнастической скамейке и т.д.

ВЫНОСЛИВОСТЬ, как и другие качества, надо развивать на каждом уроке, тем более она является основой физической подготовленности учащихся, имеет огромное значение для жизнедеятельности человека и, следовательно, для работоспособности организма, для оптимального уровня производительности труда. Выносливости можно достигнуть применением специальных упражнений, а также увеличением плотности и интенсивности занятий: кроссы, лыжи, плавание, подвижные и спортивные игры. Наиболее эффективно – бег, в медленном, равномерном темпе.

Ловкость, гибкость, вестибулярной устойчивости – развивать их следует в ходе всех уроков. Например – развитию гибкости способствуют общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения – махи руками, ногами, вращения туловищем, статические и динамические упражнения.

Особое внимание учителю следует уделять подбору упражнений для учащихся, имеющие недостаточный уровень развития физических качеств. Большую роль имеют домашние задания.

Также большое значение имеют для учащихся имеющие подготовительную группу, подбор упражнений имеющие проблемы с осанкой – КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА.

Корригирующая гимнастика имеет большое значение для формирования у детей правильной осанки, для борьбы со всевозможными искривлениями позвоночника.

Чаще всего причиной искривления позвоночника и порочной осанкой является неправильное положение школьника за партой, долгое проведение у компьютера, а так же слабые мышцы туловища, т.е. недостаточное физическое развитие.

Скверная привычка ссутулиться, ходить с опущенной головой, расслаблять мышцы, удерживающие позвоночник, лопатки и плечи в правильном положении, выпячивать живот, безусловно, отрицательно сказывается на осанке. В образовании вредных привычек большое значение широкий пояс брюк и детям приходится искусственно выпячивать живот, чтоб удерживать их на себе, а это в конце входит у них в привычку, из-за несоответствия обуви у детей может быть уплощение сводов стопы, из-за плохо сидящей одежды , сутулая спина и т. д.

Со всеми нарушениями осанки не обходимо настойчиво бороться. Это очень важно, для того чтобы восстановить правильное положение различных органов и обеспечить их нормальную деятельность.

Коррекция искривлений позвоночника делиться на активную и пассивную. При пассивной коррекции имеются в виду те лечебные воздействия, в которых человек активно не участвует; вытяжение позвоночника при наклонной плоскости, массаж и др.

Активная коррекция осуществляется различными физическими упражнениями, из которых одни имеют специальное назначение – исправить кривизну позвоночника, а другие – способствовать укреплению и оздоровлению всего организма.

При активной коррекции с целью общего оздоровления и укрепления всего организма применяются гимнастика, игры, и спорт.

Для исправления патологической кривизны позвоночника назначают особые упражнения – корригирующие, которые дают возможность воздействовать на определенные мышцы и части тела.

Задачи корригирующих упражнений:

  1. Увеличить подвижность позвоночника. Достигается это разгрузкой его от давления расположенных выше отделов тела и растяжением позвоночника, растяжением укороченных мышц и связок.
  2. Уничтожить или уменьшить ненормальное искривление позвоночника путем длительного применения активных и пассивных выгибаний.
  3. Способствовать восстановлению формы и функции мышц, измененных под влиянием искривления, произвести их выравнивание и укрепление.
  4. Обеспечить нормальный наклон таза(40-45 гр), что достигается развитием и изменением длины соответствующих мышц бедра, брюшного пресса и поясничной области, а также изменением длины связок тазобедренного сустава.
  5. Содействовать устранению других дефектов в строении тела, возникших с искривлением позвоночника.
  6. Способствовать развитию правильного глубокого дыхания.
  7. Совместно с общеразвивающими упражнениями и укрепляющими увеличить сопротивляемость организма и закрепить результаты коррекции.

Применяя корригирующие упражнения, необходимо прежде всего установить , с какой целью они назначаются, на какие именно части организма и как они должны действовать, и только тогда решить, какое упражнение и с каким исходным положением соответствует осуществлению намеченной задачи. Указанный предварительный анализ при назначении каждого из таких упражнений является обязательным.

Корригирующие упражнения, как и упражнения для общего развития, могут исполняться без предметов и с использованием различных обычных гимнастических, а также и специальных снарядов. При сагиттальных искривлениях позвоночника назначаются упражнения симметричные, а при фронтальных прибавляются ассиметричные.

Методика лечебной физкультуры.

Для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела используют гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положениях разгрузки, т.е. не связанных с сохранением вертикальной позы. Это позволяет не только увеличить силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса в наиболее выгодных условиях для формирования естественного мышечного корсета, но и создает возможность закрепить максимальную коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении.

Важное значение для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела имеет тренировки пояснично-подвздошных мышц, а также мышц, ягодичной области.

Применяются ассиметричные и симметричные корригирующие упражнения.

Симметричные упражнения их простота методики проведения и подбора, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного опорно-двигательного аппарата при сколиозе.

Ассиметричные корригирующие упражнения позволяют сконцентрировать их лечебное свойство локально, на данном участке позвоночного столба. Например, при отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза изменяется положением таза и дуга сколиоза уменьшается. При поднятии вверх руки со стороны вогнутости дуга сколиоза уплощается за счет изменения положения плечевого пояса.

Подбор упражнений должен подбираться врачом и инструктором лечебной физкультуры, проводиться может в школе под наблюдением учителя (простые упражнения).

Обязательным условием является включением дыхательных упражнений в занятие.

Лечебную физкультуру можно сочетать с массажем.

Схема построения занятия лечебной физкультуры.

Вводная часть: Ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления навыков правильной осанки, дыхательные упражнения

Основная часть: Упражнения, обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создание” мышечного корсета”, корригирующие упражнения в применяются совместно с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественное исходное положение – лежа и стоя на четвереньках. В конце основной части – подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.

Заключительная часть: Ходьба, упражнения и координации, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной осанки.

Приложение 1

Приложение 2

Презентация