Урок русского языка по теме "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • продолжить упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща;
  • развивать умение видеть изучаемую орфограмму и графически её обозначать.

Оборудование.

  1. Слова: друз_я, п_знаются, в, б_де.
  2. Слова: снеж_нка, ош_бка, пруж_на, кувш_н.
  3. Слова: чаща, часы, чайник, чашка.
  4. Схемы дифференцированных заданий.
  5. Конверты с дифференцированными заданиями для групп.
  6. Алгоритм разбора предложения.
  7. Правила работы в группе.
  8. Индивидуальные доски.
  9. Толковый русский словарь.
  10. Тест.

Этапы.

  1. Орфографический
  2. Открытие темы
  3. Закрепление
  4. Групповая работа
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

«Вот уже звенит звонок
Начинается урок.
Будьте все внимательны, очень любознательны.
Руку поднимайте, чётко отвечайте».

II. Орфографическая работа.

1 задание (на доске написаны слова: п знаются, в, друз_я, б_де)

- Какое задание нам необходимо выполнить?

- Что мы с вами повторяем, выполняя задание? (Повторяем написание орфограмм)

(На дощечках выполняют задание, указывая пропущенную букву при необходимости проговаривают орфограмму.)

- Какое задание ещё можно выполнить с этими словами? (Составить предложение)

- Что для этого необходимо сделать? (Поменять слова местами)

- Какое предложение получилось? Докажите, что это предложение? Запишите его в тетрадь, подчеркните орфограммы. (Обязательно проговорить правила оформления предложения на письме)

- Мы получили пословицу. Когда так говорят? (Рассуждения учащихся)

- Какое задание с предложением можно выполнить? (Разобрать по членам предложения)

- Выполняем, опираясь на алгоритм разбора предложения по членам предложения.

(1 человек у доски с комментированием)

- Мы закончили работу на первом этапе. Какой вывод о своей работе мы можем сделать?

III. Открытие темы.

IV. - Для того, чтобы сформулировать тему урока, мы должны выполнить следующее задание.

2 задание. На доске слова: снеж_нка, ош_бка, пруж_на, ч_ща, кувш_н.

- Назовите «лишнее» слово? (Чаща)

- Почему слово «чаща» лишнее?

- Какая тема нашего урока?

- Мы уже знакомились с этой темой? Значит, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

- На слух трудно определить, какую букву нужно писать после Ч и Щ. Как быть? [Ч] и [Щ] - обозначают непарный мягкий согласный звук значит ЧА и ЩА пиши с буквой А.

Написание буквы А после Ч и Щ – это орфограмма.

- Запишите слово ЧАЩА, выделяя орфограмму.

- А кто знает лексическое значение слова «ЧАЩА»? Лексическое значение этого слова мы можем найти в «Толковом словаре».

Физминутка.

V. Закрепление.

(Работа в парах по учебнику с.115, правило.)

- Откройте учебник с. 115. Прочитайте правило. Сколько частей в правиле?

- В парах расскажите правило друг другу.

3 задание

- Продолжаем нашу работу. Следующее задание: назовите слова, в которых есть орфограмма «Написание буквы А после Ч и Щ», отгадав загадки.

(Слова-отгадки прикрепляются к доске.)

  1. «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы)
  2. «Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник)
  3. «Маленькое озеро, а дна не видно». (Чашка)

- Запишите эти слова в тетрадь, выполняя дополнительное задание по выбору.

Запиши слово, поставь ударение.

Запиши слово, раздели на слоги, поставь ударение.

Запиши слово, разделив его для переноса, поставь ударение.

(Оценивание. Сравнение с эталоном.)|

1 уровень. Часы, чайник, чашка.

2 уровень. Ча| сы, чай| ник, ча|ш ка.

3 уровень. Ча-сы, чай-ник, чаш-ка.

- Какие знания нам помогли справиться с заданием?

4 задание.

Самостоятельная работа с учебником.

Упр.170, с.115.

(У доски работают 2 человека. Фронтальная проверка.)

VI. Групповая работа.

  • Каждой группе предлагаются 2 конверта с разноуровневыми заданиями.
  • Повторение алгоритма работы в группе.

Дифференцированные задания для групп.

А. Вставить орфограмму. Найти лишнее слово.

1 группа. Ч-й, ч-йник, ч-епитие, ч-йка.

2 группа. Ч-с, ч-сики, ч-совщик, ч-совой.

3 группа. Ч-ша, ч-шечка, ч-шка, ч-щ-

4 группа. Ч-сть, ч-стичка, ч-стица, ч-сто.

B.  Вставь орфограмму. Подбери однокоренные слова.

1 группа. Ч-й

2 группа. Ч-с

3 группа. Ч-ша

4 группа. Ч-сть

(Каждая группа отчитывается по заданиям.)

- Какие знания нам были необходимы для выполнения этого задания?

VII. Итог урока. Рефлексия.

  • Какая тема урока была сегодня?
  • Какие задания мы выполняли?
  • А сейчас выполним небольшой тест, проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

Тест (индивидуальный)

- На дощечках напишите только номера, которые соответствуют правильным ответам.

Написание буквы А после Ч и Щ - это ________.

В буквосочетаниях Ча и Ща после ч и щ пиши букву __ .

  1. Орфограмма.
  2. Телеграмма.
  3. Я.
  4. А.

(Эталон: 1.4.)

- Оцените свою работу на уроке.

Я:

  • знаю;
  • запомнил;
  • смог.

- На следующем уроке мы продолжим упражняться в правописание слов с орфограммой «Написание буквы А после Ч и Щ».

VIII. Домашнее задание.

П.с. 115, упр.172.