Цели:
- продолжить упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща;
- развивать умение видеть изучаемую орфограмму и графически её обозначать.
Оборудование.
- Слова: друз_я, п_знаются, в, б_де.
- Слова: снеж_нка, ош_бка, пруж_на, кувш_н.
- Слова: чаща, часы, чайник, чашка.
- Схемы дифференцированных заданий.
- Конверты с дифференцированными заданиями для групп.
- Алгоритм разбора предложения.
- Правила работы в группе.
- Индивидуальные доски.
- Толковый русский словарь.
- Тест.
Этапы.
- Орфографический
- Открытие темы
- Закрепление
- Групповая работа
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
«Вот уже звенит звонок
Начинается урок.
Будьте все внимательны, очень
любознательны.
Руку поднимайте, чётко отвечайте».
II. Орфографическая работа.
1 задание (на доске написаны слова: п знаются, в, друз_я, б_де)
- Какое задание нам необходимо выполнить?
- Что мы с вами повторяем, выполняя задание? (Повторяем написание орфограмм)
(На дощечках выполняют задание, указывая пропущенную букву при необходимости проговаривают орфограмму.)
- Какое задание ещё можно выполнить с этими словами? (Составить предложение)
- Что для этого необходимо сделать? (Поменять слова местами)
- Какое предложение получилось? Докажите, что это предложение? Запишите его в тетрадь, подчеркните орфограммы. (Обязательно проговорить правила оформления предложения на письме)
- Мы получили пословицу. Когда так говорят? (Рассуждения учащихся)
- Какое задание с предложением можно выполнить? (Разобрать по членам предложения)
- Выполняем, опираясь на алгоритм разбора предложения по членам предложения.
(1 человек у доски с комментированием)
- Мы закончили работу на первом этапе. Какой вывод о своей работе мы можем сделать?
III. Открытие темы.
IV. - Для того, чтобы сформулировать тему урока, мы должны выполнить следующее задание.
2 задание. На доске слова: снеж_нка, ош_бка, пруж_на, ч_ща, кувш_н.
- Назовите «лишнее» слово? (Чаща)
- Почему слово «чаща» лишнее?
- Какая тема нашего урока?
- Мы уже знакомились с этой темой? Значит, какие цели мы поставим перед собой на уроке?
- На слух трудно определить, какую букву нужно писать после Ч и Щ. Как быть? [Ч] и [Щ] - обозначают непарный мягкий согласный звук значит ЧА и ЩА пиши с буквой А.
Написание буквы А после Ч и Щ – это орфограмма.
- Запишите слово ЧАЩА, выделяя орфограмму.
- А кто знает лексическое значение слова «ЧАЩА»? Лексическое значение этого слова мы можем найти в «Толковом словаре».
Физминутка.
V. Закрепление.
(Работа в парах по учебнику с.115, правило.)- Откройте учебник с. 115. Прочитайте правило. Сколько частей в правиле?
- В парах расскажите правило друг другу.
3 задание
- Продолжаем нашу работу. Следующее задание: назовите слова, в которых есть орфограмма «Написание буквы А после Ч и Щ», отгадав загадки.
(Слова-отгадки прикрепляются к доске.)
- «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы)
- «Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник)
- «Маленькое озеро, а дна не видно». (Чашка)
- Запишите эти слова в тетрадь, выполняя дополнительное задание по выбору.
Запиши слово, поставь ударение.
Запиши слово, раздели на слоги, поставь ударение.
Запиши слово, разделив его для переноса, поставь ударение.
(Оценивание. Сравнение с эталоном.)|
1 уровень. Часы, чайник, чашка.
2 уровень. Ча| сы, чай| ник, ча|ш ка.
3 уровень. Ча-сы, чай-ник, чаш-ка.
- Какие знания нам помогли справиться с заданием?
4 задание.
Самостоятельная работа с учебником.
Упр.170, с.115.
(У доски работают 2 человека. Фронтальная проверка.)
VI. Групповая работа.
- Каждой группе предлагаются 2 конверта с разноуровневыми заданиями.
- Повторение алгоритма работы в группе.
Дифференцированные задания для групп.
А. Вставить орфограмму. Найти лишнее слово.
1 группа. Ч-й, ч-йник, ч-епитие, ч-йка.
2 группа. Ч-с, ч-сики, ч-совщик, ч-совой.
3 группа. Ч-ша, ч-шечка, ч-шка, ч-щ-
4 группа. Ч-сть, ч-стичка, ч-стица, ч-сто.
B. Вставь орфограмму. Подбери однокоренные слова.
1 группа. Ч-й
2 группа. Ч-с
3 группа. Ч-ша
4 группа. Ч-сть
(Каждая группа отчитывается по заданиям.)
- Какие знания нам были необходимы для выполнения этого задания?
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какая тема урока была сегодня?
- Какие задания мы выполняли?
- А сейчас выполним небольшой тест, проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.
Тест (индивидуальный)
- На дощечках напишите только номера, которые соответствуют правильным ответам.
Написание буквы А после Ч и Щ - это ________.
В буквосочетаниях Ча и Ща после ч и щ пиши букву __ .
- Орфограмма.
- Телеграмма.
- Я.
- А.
(Эталон: 1.4.)
- Оцените свою работу на уроке.
Я:
- знаю;
- запомнил;
- смог.
- На следующем уроке мы продолжим упражняться в правописание слов с орфограммой «Написание буквы А после Ч и Щ».
VIII. Домашнее задание.
П.с. 115, упр.172.