Цель урока:
содействовать формированию этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи урока:
формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
способствовать пониманию, что добро требует волевых усилий.
продолжать воспитывать способность совершать добрые дела на благо людей;
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями;
формировать умение совместно работать в группе.
Форма и методы: фронтальная работа, групповая работа, работа со словарем, работа с учебником, игры.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (задания для анализа ситуаций, памятки для учащихся), учебник.
Планируемый результат: приобретут умения выводить самостоятельно определения, выведут определение нравственных ценностей «добро» и «зло», получат опыт нравственного выбора, найдут дела, которые помогут им реализовать в жизни свои добрые намерения, приобретут умения совместно работать в группе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент. | Возьмите дуг друга за руки, улыбнитесь. Пожелайте удачи на уроке. | |
II. Актуализация знаний. Определяем проблему урока. |
а) Предлагаю Вам послушать сказку «Капелька и добрый дождевой червяк» - Какая беда случилась у капельки? - Кто согласился ей помочь? - Почему он решил не оставить капельку в беде? - Назовите антоним слова добрый? - Попробуйте назвать вопросы на которые вы будете искать ответы сегодня на уроке? Кого можно назвать добрым? Что такое добро? Что такое зло? |
Появилось солнышко и её подруги – капельки испарились. Червячок. Он был добрый. Слайд 2, 3, 4 Слайд 5 |
III. Решаем проблему. Открываем новые знания. |
- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос. Послушайте стихотворение С. Островой. В жизни по-разному можно жить – - Нарисуйте картины, которые вы представили? - О каких чудесах говорит автор? - Как можно солнце «подарить»? - Объясните, что значит «бескорыстный» - Давайте, уточним значение этого слова в словаре. Бескорыстный – чуждый корыстных интересов. - Что же такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? Обратимся к словарю: - В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». |
Слайд 6 Дети высказывают свои мнения. (Совершать добрые, бескорыстные поступки)
Высказывают свои мнения… Читают дети Слайд 7 |
а) Работа с учебником. Сравниваем свои выводы. |
Чтение текста с.12 до слов «Итак. Добро – это: …» |
|
б) Игра «Добрый дождик». Физминутка. |
Давайте поиграем. Правила игры. Добрые дождинки и мама туча. Дождинки танцуют под музыку. Когда она обрывается, мама туча спрашивает у дождинок, кому они помогли и чем. - Добрые дождинки помогают цветочкам, деревьям. Поливают цветы на клумбах, а те своей красотой радуют нас. - Ребята, а чья доброта помогает вам расти? - Все эти люди заботятся и помогают вам. |
Звучит музыка «Дорогою добра» Ребята называют добрые поступки от имени дождинок и кому они помогли. Слайд 8 Слайд 9 |
в) Работа со сказкой. Сравниваем свои выводы. Работа с учебником |
- Ребята, вы прочитали сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Каким волшебным свойством обладал цветок? - На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Второй? Третий? Четвёртый? Пятый? Шестой? - Какие свои желания исполнила Женя? - Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? - На какое желание был потрачен последний лепесток? - Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити? - Как вы думаете, почему Женя была так счастлива? - Как вы оцениваете поступок Жени? - Чему нас учит эта сказка? - Какую мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? - Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает главную мысль сказки? Делу время, потехе час. Жизнь дана на добрые дела. Дело мастера боится. Чему мы должны научиться? Совершать добрые поступки это … - А теперь прочитайте. Что говорят об этом авторы учебника. Чтение текста: с.13 до «зло…» |
Слайд 10 Выполнял желания. Сказка учит заботиться о других людях Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя. «Жизнь дана на добрые дела». Ответы детей Слайд 11 Дети высказывают свои предположения. |
г) Работа в группах. Творческое задание. «Последний лепесток» |
Задание: В ваших руках оказался последний лепесток от волшебного цветка. - На что вы его потратите? Каким будет ваше желание? |
Дети записывают небольшую историю и называют выбранное желание. Представляют её классу, обсуждаются выбранные, поступки. Презентация работ учащихся Слайд 12 |
д) Работа в группах. Поведение в различных ситуациях. |
- С какими словами ассоциируются слова добро и зло? «Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь». «Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм». Притча о добре и зле. Какой волк победит? Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - О чём эта притча? - Как вы понимаете «кормить волка»? - А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? - Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла» и «тьмы». У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит», - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот. Чтение текста на с.13 - Почему важно бороться со злом? Иногда важнее не допускать совершения зла, чем сделать добро. Каждой группе предлагается ситуация. Обсудите. Ситуация 1. Твой братик украл книгу в детском саду. Он плачет и просит об этом никому не говорить, а книгу оставить ему. Она ему так нравится. Как ты поступишь…? Ситуация 2. Иван и Пётр забрели в сад. На деревьях висели румяные яблоки. Ребята не удержались и нарвали. Вдруг появился сторож. Оказывается, у сада есть хозяин. Как им поступить…? Ситуация 3. Ты обещала помочь подруге по математике накануне контрольной работы. Но в этот день другая подруга приглашает тебя в кино на фильм, который тебе очень хочется посмотреть. Как ты поступишь...? Ситуация 4. Ты давно мечтаешь о новом сотовом телефоне. И вдруг находишь кошелёк с большой суммой денег. Твои действия…? |
Ответы детей. Слайд 13 |
е) Творческое задание. «Творящий Добро творит Жизнь» |
Обведите свою ладошку. Вспомните и напишите о своих добрых делах. Ваша ладошка - это добрый поступок, который кому то помог. Вы протягиваете руку помощи. Это ваше стремление давать счастье людям. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. - Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал: Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, Ибо никто не властен над твоим добром. Ш.А.Амонашвили |
Дети вспоминают и записывают свои добрые дела. Коллективное панно. «Творящий Добро творит Жизнь». Слайд 14 Памятку со словами Ш.А. Амонашвили получает каждый из детей |
IV. Рефлексия. | «Является ли добрым человек, который…?"» -
дети должны ответить да или нет. • делает зимой для птиц кормушки; • всегда чувствует, кому нужна помощь; • стреляет в птиц из рогатки; • помогает маме ухаживать за младшей сестренкой; • не оказывает помощь в трудную минуту; • каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки. • даёт однокласснику списать домашнее задание. - Какого человека можно назвать добрым? - Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку? - Как каждый из вас может бороться со злом? В заключении нашего урока хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам. Не давайте побеждать злу. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно. - Оцените свою работу на уроке. |
Слайд 15, 16, 17 |
V. Домашнее задание. | Подобрать пословицы о добре и зле. Объяснить их смысл. |