Цели.
1. Повторить и обобщить изученный материал. Вырабатывать прочные орфографические навыки при помощи тренировочных и творческих заданий, игр. Совершенствовать навыки написания слов с безударной гласной в корне слова.
2. Развивать внимание, мышление, речь, фонетический слух учащихся, умения работать в группе.
3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к прекрасному, прилежание.
Оборудование: конверты с заданиями для групп (сигнальные карточки, перфокары, карточки с заданиями, заготовка рябины для выставления отметок, светофоры, ключи к заданиям), компьютер, интерактивная доска, проектор, выставка рисунков и поделок об осени.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Сегодня на уроке мы вспомним изученный ранее материал. При помощи тренировок будем учиться безошибочно писать. На уроке вы покажете свои знания, умения работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы в группе.
Работать вы будете группами по 4-5 человек в каждой. Каждая группа получает свой набор со всеми необходимыми на уроке заданиями, карточками. На столе у учителя второй комплект из набора с ключами. У каждой группы есть в наборе лист, на котором изображена веточка рябины. На ней пока нет ягод. По мере выполнения заданий вы будете получать ягоды. А в конце урока мы подведём итог нашего соревнования.
II. Чистописание.
(Дети читают хором стихотворение со слайда и выполняют задание)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь
У каждой команды свой набор листьев. На одной стороне, которых написаны элементы букв. Нужно самим составить минутку чистописания и записать первую строчку в тетрадь. Потом перевернуть листья и составить слово из данных на них буквах. Это будет вторая строка. Проверьте себя по ключу. Если ответ верный, то вы получаете первую ягоду.
(Овощи, осень, месяц, сеять)
- Проверяем. Назовите слова, которые у вас получились. На доске появляется слайд №5.
- А какое слово лишнее. (Сеять)
- Почему? (Обозначает название действия)
III. Словарная работа. Работа в группах.
Найдите карточку с заданием. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Найдите общее в этих словах.
1-я группа - б.рсук, в.гон, з.вод, к.ртина, к.пуста. (а)
2-я группа - ап.льсин, д.ревня, з.мляника, к.фир, м.дведь. (е)
3-я группа – д.ван, б.лет, л.мон, к.сель, п.рог. (и)
4-я группа – с.рока, в.робей, к.рова, м.рковь, к.рзина. (о)
Проверь себя по ключу и получи ещё одну ягоду.
IV. Работа по теме урока.
1. - Давайте вспомним правило
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
Мы продолжаем работу.
1 группа – работает с перфокартой.
2 группа – вставляет пропущенные буквы в словах и выполняет разбор слов по составу:
Выдумка, х.рошенький, покрышка, б.гуны, к.менистый, .реховый, переезд.
3 группа – вставить буквы, рядом записать проверочные слова:
покр.снел –
зв.риный –
м.стерская –
д.брота –
к.рмушка –
ч.совщик –
4 группа – исправить ошибки в тексте.
Цвитёт гречиха. Не видно зелини, зимли. Поле – сплошной кавёр. Розового цвета.
От этого ковра идёт слаткий мидовый запах. Недаром на гречишные паля слетаются пчёлы….
Физминутка
(Для глаз на музыку “Листья жёлтые над городом кружатся”)
2. Работа со стихотворением.
На слайдах картины осени
- Какое время года вы увидели на слайдах? (Осень)
- Этому времени года многие поэты посвящали стихи.
Это и А.С. Пушкин, и Фет, и Лермонтов, и Некрасов.
- Давайте послушаем одно из стихотворений.
(Ученик читает стихотворение)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне тв.я прощальная кр.са –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые л.са,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой в.лнистою покрыты н.беса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отд.лённые с.дой з.мы угрозы. А.С.Пушкин.
Задание: вставить пропущенные буквы. (Свотофоры)
Проверочные слова называет один ученик по выбору учителя.
3. Расшифровать предложение.
(Работа с дидактическим материалом)
Наступила золотая осень.
Проверь себя по ключу и заработай ещё одну ягоду.
Полученное предложение разобрать по частям речи. (Предложение записано на интерактивной доске)
н.п. – красным
н.д. – зелёным
н.пр. – синим
4. Требуется подобрать проверочные слова к двум безударным гласным в корне.
Сторожить – сторож – сторожка.
Деревцо – дерево – деревья.
Веселиться - … - … . (весело, веселье)
Голодать - … - … . (голод, голодный)
Холодает - … -… . (холод, холодный)
Молодой - … -… . (молод, молоденький )
Дети проверяют свою работу. При правильном выполнение получают ещё одну ягоду.
Красным цветом выделить корень в словах.
5. Работа с сигнальными карточками.
Предлагаю поиграть,
Букву в слове отгадать.
С вами, дружные ребятки,
А и О играют в прятки.
Играем!
К.сить, ж.ра, дв.ровый, под.рил, гр.за, с.лить, п.стух, г.лубка, ш.гать.
6. Вывод.
- Как же нужно проверять безударную гласную в корне слова?
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело
Вот теперь напишем смело!
V . Итог урока.
- Что вам больше всего понравилось?
Мы с вами говорили о том, что многие писатели и поэты посвящали свои произведения осени. Но не только они посвящали этому времени года свои произведения. Многие художники музыканты любили это красивое время года. Да и мы с вами посвятили осени свои рисунки и поделки.
VI. Выставление отметок
5 красных ягод – отлично!
4 красные ягоды – хорошо!
3 красные ягоды – подтянись!
Спасибо за урок!