Планируемые результаты:
- предметные: учащиеся приобретают навык написания сжатого изложения;
- регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его;
- познавательные: представляют информацию в виде таблиц, схем, в том числе с помощью ИКТ; умеют передавать содержание в сжатом виде;
- коммуникативные: развивают орфоэпические навыки; обогащают свой словарный запас; совершенствуют грамматический строй речи, устную и письменную речь.
Оборудование: компьютер, проектор, тексты, справочные материалы, ватман, маркеры.
Ход урока
1. Учитель: На уроках русского языка мы работали с текстами.
- Какие виды работы вы умеете выполнять?
(пересказ текста, подбор заголовка, составление плана текста)
- И сегодня я предлагаю поработать с текстами.
Работать будем в парах. Перед вами на партах текст и памятка-инструкция (задание выведено на слайд).
Памятка-инструкция | ||
1. Вычленить существенную
информацию. 2. Используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию. 3. Записать получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость. 4. Определить способ сжатия текста. |
||
1 вариант (1 ряд) Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. |
2 вариант (2 ряд) Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте пере избыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень. |
3 вариант (3 ряд) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там, нашел её, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрепанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. |
Учитель: Вопросы есть? Выполняем.
Учитель: Кто представит свой вариант ответа на доске?
(вышли в паре и показывают свой вариант - ватман на доске; используя маркер, работают с текстом, выведенным на экран через проектор)
Учитель: Какой способ сокращения вы применили? Какие еще способы сжатия текста вы знаете? (назвали)
2. Индивидуальная работа.
Учитель: Давайте запишем способы сжатия текста. Что характерно для каждого из них? (ученики в тетрадях:
Обобщение исключение упрощение
1. Обобщение:
2. Исключение:
- исключение из предложения повторов;
- исключение одного или нескольких из синонимов (однородных членов);
- исключение уточняющих и поясняющих, вставных синтаксических конструкций, обособлений (причастных/деепричастных оборотов), обращений, неважных вводных слов и конструкций;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких предложений с второстепенной информацией;
- исключение неважного диалога.
3. Упрощение:
- слияние (объединение) нескольких простых предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением ЭТО, ТО;
- замена сложноподчинённого предложения простым (придаточная часть с/п предложений - второстепенная, неважная информация, кроме придаточных дополнительных);
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением: с/п предложение с придаточным определительным - на простое с причастным оборотом, с/п предложение с придаточным обстоятельственным - на простое с деепричастным оборотом, с/п предложение с придаточным дополнительным - на простое с вводной конструкцией КАК СКАЗАЛ:, ПО СЛОВАМ...;
- замена прямой речи косвенной (получим с/п предложение с придаточным дополнительным или простое с вводной конструкцией);
- замена риторического вопроса или восклицания - утверждением.)
Учитель: Обменяйтесь тетрадями - правильно ли выполнено задание? Кто допустил ошибки? Есть над чем работать?
3. Работа в группах
Вы успешно справились с работой, и я предлагаю следующие задания:
- Прочитать текст, выведенный на рабочий стол компьютера.
- Провести его сжатие, используя обозначенные способы. Где вы с этим уже сталкивались?
- Сжатый вариант текста вывести на главный компьютер.
Учитель: Что нам необходимо сделать, чтобы правильно выстроить работу и оценить себя? (критерии)
(Если учащиеся не сказали, то задаем вопрос: "Из чего будет складываться ваша оценка?")
Составление оценочного листа.
Оценочный лист
Я справился (не справился) с заданием,
т.к: (+ справился; - не справился; справился, но есть затруднения) |
Моя оценка | Оценка учителя |
определил первую микротему | ||
определил вторую микротему | ||
определил третью микротему | ||
провел достаточное сжатие трех абзацев | ||
выстроил изложение логично | ||
Выводы: |
Итак, мы получили задание. Давайте уточним, что нужно сделать?
Прочитать текст.
Выделить в тексте основные микротемы.
Сжать текст, используя обозначенные приемы сжатия.
Оценить себя с учетом известных критериев.
На оценочном листе указать фамилии.
Учитель: У групп есть вопросы?
Текст
Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.
Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнёру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче, иди навстречу людям (или хотя бы делай вид, этого достаточно) - и люди к тебе потянутся.
Все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если же он хочет относиться к людям "по человечески", то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причём совершенно искренне и бескорыстно. (172 слова)
За 2-3 минуты учитель объявляет: "У вас осталось 3 минуты".
- НЕ забудьте оценить работу.
- Выберите представителя (ей) от группы, которому (ым) вы доверите отстаивать вашу точку зрения.
- Работа с текстом. (Сжатый вариант текста каждой группы по абзацам одновременно выводится на экран.) Оцениваем ответ. (Указать способ сжатия)
- Согласны ли вы с этой группой? Кто возражает? (У кого другие версии?)
(У кого такое же мнение? Кто думает иначе?)
-Обратимся к оценочному листу.
Учитель - классу:
-Кто готов представить результаты своей работы на уроке?
(- Над какой темой вы работали?
- С какими трудностями столкнулись?)
- Есть над чем поработать дома?
ДЗ: Используя сжатый текст, графически обосновать постановку знаков препинания; подготовиться к контрольному сжатому изложению, поработав над теми способами сжатия текста, которые вызвали у вас затруднение на уроке.