Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о корне, окончании, основе слова и признаках однокоренных слов;
Задачи урока:
- закрепить умение находить среди слов однокоренные слова,
- учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
- активизировать мыслительную деятельность;
- развивать совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей, каллиграфический навык письма, словарный запас, орфографическую зоркость, наблюдательность, самостоятельность, развитие навыка сотрудничества со сверстниками при работе в паре, умения вести учебный диалог;
- воспитывать чувство ответственности за свой труд, интерес к русскому языку, усидчивость, аккуратность, взаимоуважение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, учебник "Русского языка" для 2-ого класса, авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, "Дидактический материал по русскому языку. 2 класс" (ОС "Школа России"), корзина, искусственные подснежники, листки - анкеты, листы с текстом, песочные часы.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся. (Слайд №1)
Ну - ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
II. Сообщение темы и целей урока.
- Начну наш урок с чтения отрывка из сказки. Послушайте и назовите сказку.
Набрала она полную корзину, полный передник, и скорее на поляну, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели
А там уже ни костра, ни братьев нет.
- Как называется сказка? (Слайд № 2)
- Кто главная героиня этой сказки?
- Сегодня на уроке к нам за помощью обратилась падчерица из этой сказки. Как вы помните, злая мачеха велела принести ей зимой полную корзину цветов. (Слайд № 3)
- А каких, узнаете, отгадав загадку? (Слайд № 4)
- Правильно, полную корзину подснежников.
- Сейчас Маша нам расскажет об этом цветке.
Латинское название этого цветка "галактус" происходит от греческих слов "гала"
(молоко) и "актус" (цветок), то есть молочно - белый цветок. Этот цветок символизирует надежду.
- Поможем главной героине?
- За выполнение каждого задания в корзину будем класть подснежник.
- Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания о корне слова и однокоренных словах, отрабатывать умения подбирать однокоренные слова и находить среди слов однокоренные слова.
- Нам необходимо торопиться, ведь мачеха ждёт падчерицу.
- Откройте тетради и запишите дату:
- Выделите орфограммы.
III. Каллиграфическая минутка.
- Да нелегко будет нам найти подснежники, а ведь главная героиня этой сказки так рассчитывает на нас. Но верю, что у вас всё получиться.
- Чтобы отправиться в путь надо красиво, каллиграфически правильно написать букву д и слова с этой буквой. Но сначала выполним гимнастику для пальчиков.
"пальчики здороваются"
"змейка"
"молоточки"
- Молодцы, приступаем к работе.
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв. Ведь вы будете сами себя оценивать.
(Даю объяснение написания буквы д : пишем овал, затем длинную наклонную линию, ведём вниз, петелька, перехлёст на нижней линии рабочей строки, ведём вверх вправо чуть ниже середины рабочей строки)
Дом день домик денёк
- Прочитайте слова.
- Чем они похожи?
- К какой части речи они относятся?
- Докажите.
- Напишите слова.
- На какие две группы можно разделить эти слова?
(из одного слога и их двух слогов; в слове день букв больше, чем звуков, а остальных словах сколько букв, столько и звуков; в 1 группу- дом, домик, во 2 группу - день, денёк)
- Как называются такие слова?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Выделите корень в словах.
- Оцените сами себя.
- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому кладём первый подснежник!
IV. Словарная работа.
- Ребята, а вы помните, с кем встретилась девочка в лесу?
- Выполним задание зимних месяцев - проведём словарную работу.
- Вспомните, что вы знаете о предлоге? (Слайд № 5)
- Около каждого предлога вы видите рисунок, замените рисунок словом и прочитайте слова.
У берёзы, в пенале, от зайца, на яблоке, за тетрадью, к собаке, без петуха, с мальчиком.
- Молодцы! Запишите слова с предлогами в строчку, предлоги подчеркните.
- Прокомментирует на оценку:
- Давайте, ребята, оценим ответ:
- Я согласна с вами.
- Мы справились с этим заданием? Можем положить подснежник?
- Кладём в корзину ещё один подснежник.
V. Закрепление и обобщение пройденного материала.
1. Повторение знаний об окончании, основе , корне слов и однокоренных словах.
- Чтобы положить в корзину ещё один подснежник, вспомните, что вы знаете об окончании, основе, корне слова и однокоренных словах.(Слайд № 6)
- Что вы знаете об окончании? основе слова?
Та часть слова, что изменяется окончанием называется. Остальную же часть слова именуем мы основой.
- Что называем корнем?
Корень слова - значимая власть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
- Какие слова называются однокоренными?
- Назовите два признака однокоренных слов.
- Молодцы! Хорошо повторили, а значит кладём в корзину ещё один подснежник.
2. Работа с пословицами.
- Откройте "Дидактический материал" на странице 109. Найдите упражнение № 9.
- Прочитайте задание "про себя", вслух.
- Прочитает вслух:
- Прочитайте пословицы.
- Как вы понимаете их?
- Найдите однокоренные слова. Назовите их.
- Спишите пословицы, выделите в них корень.
- Приступайте.
- Проверим, правильно ли вы выделили корень. (оценить 5 человек)
безделье, дела
умной, ума
незнайка, знайка
- Вы помогли положить ещё 6 подснежников.
3. Игра "Найдите однокоренные слова" (Слайд № 7)
- А теперь мы с вами поиграем.
- Прочитайте слова "про себя", вслух.
- Можно ли разделить эти слова на группы?
- Как? (с корнем гриб и с корнем берёз )
- Назовите слова по группам.
- Как называются эти слова?
- Значение какого слова вам неизвестно?
Грибница - белые тонкие переплетённые нити (мицелий) , находящиеся в почве, это сам гриб, а то что мы называем грибом, это есть плодовое тело. Поэтому плодовое тело надо выкручивать, чтобы не повредить грибницу. (Слайд № 8)
- Выпишите однокоренные слова группами в два столбика.
(Проверка по слайду № 9)
- Молодцы! Вы заработали ещё один подснежник.
VI. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок чуть тише.
Деревцо всё выше.
- В физминутке есть однокоренные слова?
- Какие?
- ветер, ветерок
- Кладём в корзину подснежник.
4. Работа по рядам (образование однокоренных слов).
- Сейчас будете работать по рядам: записывать однокоренные слова
1 ряд - с корнем дом
2 ряд - с корнем лес
3 ряд - с корнем хлеб
- Время даю определённое - 1 минуту.
- Проверим коллективно.
- Ребята, слушайте внимательно, если таких слов у вас нет, то дописывайте.
- Молодцы! Каждый ряд заработал по одному подснежнику.
5. Работа с текстом в парах. Проблемная ситуация. Выборочное списывание. Самостоятельная работа.
- У вас на партах лежат листы, на которых напечатана сказка В. Волиной "Чужак"
- Работать будете в парах. Прочитайте внимательно сказку. Найдите в тексте однокоренные слова.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
-Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.
Воды, подводник, водицей, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, Водяной.
- Слова водолаз, водопад, водомерка, водоросли сложные и имеют два корня.
- Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ. (Слайд № 10 - 12)
Проблемный вопрос:
- Кто же был чужак среди гостей? (Водитель) (Слайд № 13)
-По каким признакам вы определили гостя?
-А какая семья должна быть у него? (водитель, водит, проводит)
- Даже с такой трудной задачей справились! Подснежник ваш!
VII. Домашнее задание.
- Подобрать и записать однокоренные слова с корнем сад и ход. Справитесь? Это задание на "4". А те, кто хотят получить "5", составят два предложения с этими словами и укажут части речи.
VIII. Итог урока Рефлексия.
- Давайте посчитаем все подснежники в корзине.
- Молодцы! Вот сколько подснежников собрали. Теперь девочка может спокойно вернуться домой.
- А вы заполните листок - анкету.
- Все, кто получили оценки, подойдите на перемене с дневниками.
- Всем спасибо! Вы все Молодцы! Наш урок окончен. (Слайд №14)