Урок русского языка по теме "Корень слова, однокоренные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о корне, окончании, основе слова и признаках однокоренных слов;

Задачи урока:

  • закрепить умение находить среди слов однокоренные слова,
  • учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
  • активизировать мыслительную деятельность;
  • развивать совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей, каллиграфический навык письма, словарный запас, орфографическую зоркость, наблюдательность, самостоятельность, развитие навыка сотрудничества со сверстниками при работе в паре, умения вести учебный диалог;
  • воспитывать чувство ответственности за свой труд, интерес к русскому языку, усидчивость, аккуратность, взаимоуважение.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, учебник "Русского языка" для 2-ого класса, авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, "Дидактический материал по русскому языку. 2 класс" (ОС "Школа России"), корзина, искусственные подснежники, листки - анкеты, листы с текстом, песочные часы.

Ход урока

I. Организация внимания учащихся. (Слайд №1)

Ну - ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

II. Сообщение темы и целей урока.

- Начну наш урок с чтения отрывка из сказки. Послушайте и назовите сказку.

Набрала она полную корзину, полный передник, и скорее на поляну, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели

А там уже ни костра, ни братьев нет.

- Как называется сказка? (Слайд № 2)

- Кто главная героиня этой сказки?

- Сегодня на уроке к нам за помощью обратилась падчерица из этой сказки. Как вы помните, злая мачеха велела принести ей зимой полную корзину цветов. (Слайд № 3)

- А каких, узнаете, отгадав загадку? (Слайд № 4)

- Правильно, полную корзину подснежников.

- Сейчас Маша нам расскажет об этом цветке.

Латинское название этого цветка "галактус" происходит от греческих слов "гала"

(молоко) и "актус" (цветок), то есть молочно - белый цветок. Этот цветок символизирует надежду.

- Поможем главной героине?

- За выполнение каждого задания в корзину будем класть подснежник.

- Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания о корне слова и однокоренных словах, отрабатывать умения подбирать однокоренные слова и находить среди слов однокоренные слова.

- Нам необходимо торопиться, ведь мачеха ждёт падчерицу.

- Откройте тетради и запишите дату:

- Выделите орфограммы.

III. Каллиграфическая минутка.

- Да нелегко будет нам найти подснежники, а ведь главная героиня этой сказки так рассчитывает на нас. Но верю, что у вас всё получиться.

- Чтобы отправиться в путь надо красиво, каллиграфически правильно написать букву д и слова с этой буквой. Но сначала выполним гимнастику для пальчиков.

"пальчики здороваются"

"змейка"

"молоточки"

- Молодцы, приступаем к работе.

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв. Ведь вы будете сами себя оценивать.

(Даю объяснение написания буквы д : пишем овал, затем длинную наклонную линию, ведём вниз, петелька, перехлёст на нижней линии рабочей строки, ведём вверх вправо чуть ниже середины рабочей строки)

Дом день домик денёк

- Прочитайте слова.

- Чем они похожи?

- К какой части речи они относятся?

- Докажите.

- Напишите слова.

- На какие две группы можно разделить эти слова?

(из одного слога и их двух слогов; в слове день букв больше, чем звуков, а остальных словах сколько букв, столько и звуков; в 1 группу- дом, домик, во 2 группу - день, денёк)

- Как называются такие слова?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Выделите корень в словах.

- Оцените сами себя.

- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому кладём первый подснежник!

IV. Словарная работа.

- Ребята, а вы помните, с кем встретилась девочка в лесу?

- Выполним задание зимних месяцев - проведём словарную работу.

- Вспомните, что вы знаете о предлоге? (Слайд № 5)

- Около каждого предлога вы видите рисунок, замените рисунок словом и прочитайте слова.

У берёзы, в пенале, от зайца, на яблоке, за тетрадью, к собаке, без петуха, с мальчиком.

- Молодцы! Запишите слова с предлогами в строчку, предлоги подчеркните.

- Прокомментирует на оценку:

- Давайте, ребята, оценим ответ:

- Я согласна с вами.

- Мы справились с этим заданием? Можем положить подснежник?

- Кладём в корзину ещё один подснежник.

V. Закрепление и обобщение пройденного материала.

1. Повторение знаний об окончании, основе , корне слов и однокоренных словах.

- Чтобы положить в корзину ещё один подснежник, вспомните, что вы знаете об окончании, основе, корне слова и однокоренных словах.(Слайд № 6)

- Что вы знаете об окончании? основе слова?

Та часть слова, что изменяется окончанием называется. Остальную же часть слова именуем мы основой.

- Что называем корнем?

Корень слова - значимая власть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.

- Какие слова называются однокоренными?

- Назовите два признака однокоренных слов.

- Молодцы! Хорошо повторили, а значит кладём в корзину ещё один подснежник.

2. Работа с пословицами.

- Откройте "Дидактический материал" на странице 109. Найдите упражнение № 9.

- Прочитайте задание "про себя", вслух.

- Прочитает вслух:

- Прочитайте пословицы.

- Как вы понимаете их?

- Найдите однокоренные слова. Назовите их.

- Спишите пословицы, выделите в них корень.

- Приступайте.

- Проверим, правильно ли вы выделили корень. (оценить 5 человек)

безделье, дела

умной, ума

незнайка, знайка

- Вы помогли положить ещё 6 подснежников.

3. Игра "Найдите однокоренные слова" (Слайд № 7)

- А теперь мы с вами поиграем.

- Прочитайте слова "про себя", вслух.

- Можно ли разделить эти слова на группы?

- Как? (с корнем гриб и с корнем берёз )

- Назовите слова по группам.

- Как называются эти слова?

- Значение какого слова вам неизвестно?

Грибница - белые тонкие переплетённые нити (мицелий) , находящиеся в почве, это сам гриб, а то что мы называем грибом, это есть плодовое тело. Поэтому плодовое тело надо выкручивать, чтобы не повредить грибницу. (Слайд № 8)

- Выпишите однокоренные слова группами в два столбика.

(Проверка по слайду № 9)

- Молодцы! Вы заработали ещё один подснежник.

VI. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок чуть тише.

Деревцо всё выше.

- В физминутке есть однокоренные слова?

- Какие?

- ветер, ветерок

- Кладём в корзину подснежник.

4. Работа по рядам (образование однокоренных слов).

- Сейчас будете работать по рядам: записывать однокоренные слова

1 ряд - с корнем дом

2 ряд - с корнем лес

3 ряд - с корнем хлеб

- Время даю определённое - 1 минуту.

- Проверим коллективно.

- Ребята, слушайте внимательно, если таких слов у вас нет, то дописывайте.

- Молодцы! Каждый ряд заработал по одному подснежнику.

5. Работа с текстом в парах. Проблемная ситуация. Выборочное списывание. Самостоятельная работа.

- У вас на партах лежат листы, на которых напечатана сказка В. Волиной "Чужак"

- Работать будете в парах. Прочитайте внимательно сказку. Найдите в тексте однокоренные слова.

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

-Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.

Воды, подводник, водицей, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, Водяной.

- Слова водолаз, водопад, водомерка, водоросли сложные и имеют два корня.

- Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ. (Слайд № 10 - 12)

Проблемный вопрос:

- Кто же был чужак среди гостей? (Водитель) (Слайд № 13)

-По каким признакам вы определили гостя?

-А какая семья должна быть у него? (водитель, водит, проводит)

- Даже с такой трудной задачей справились! Подснежник ваш!

VII. Домашнее задание.

- Подобрать и записать однокоренные слова с корнем сад и ход. Справитесь? Это задание на "4". А те, кто хотят получить "5", составят два предложения с этими словами и укажут части речи.

VIII. Итог урока Рефлексия.

- Давайте посчитаем все подснежники в корзине.

- Молодцы! Вот сколько подснежников собрали. Теперь девочка может спокойно вернуться домой.

- А вы заполните листок - анкету.

- Все, кто получили оценки, подойдите на перемене с дневниками.

- Всем спасибо! Вы все Молодцы! Наш урок окончен. (Слайд №14)

Приложение.