Урок литературного чтения по теме "Басни И.А. Крылова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Дидактический материал и оборудование:

  • Интерактивная приставка Mimio;
  • Презентация по теме “Басни И.А. Крылова” (приложение 1);
  • Детские рисунки к басням И.А. Крылова “Слон и Моська”, “Мартышка и очки”, “Квартет”;
  • Газета “Трудные и непонятные слова басни” (приложение 2);
  • Компьютеры MacBook по числу групп:
  • Выставка книг с баснями И.А. Крылова
  • Бейджики с названием роли в команде;
  • Лист ответов команды (приложение № 3);
  • Лист самооценки (приложение № 4);
  • Характеристика героя (приложение № 5)

Форма работы: групповая.

Цели на уроке: развитие умения работать с информацией (развитие информационной грамотности)

Задачи на уроке:

  • Научиться находить мораль басни;
  • Учиться сравнивать тексты басен, давать характеристику героям;
  • Совершенствовать умение работать в программе iMove

Планируемые результаты:

  • Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения;
  • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
  • Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявление, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; формирование гражданской позиции
  • Регулятивные УУД: целепологание, планирование собственной деятельности, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Метапредметные связи: информатика, изобразительное искусство, окружающий мир.

Этап подготовки к уроку:

На этапе подготовки к данному уроку дети рисуют иллюстрации к прочитанным басням (“Слон и Моська”, “Мартышка и очки”, “Квартет”). Рисунки загружаются в программу iMove для дальнейшего озвучивания.

Для разбора непонятных и редких слов дети готовят газету, в которую записывают непонятные слова и их значение.

Дети делятся на 6 команд: 1 и 4 команды – басня “Слон и Моська”; 2 и 5 – басня “Мартышка и очки”; 3 и 6 команды – басня “Квартет”

Этап урока Формируемые УУД Дополнительные материалы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап 1. Организационный момент
1. Орг момент. Эмоциональный настрой на работу Личностные: развитие внимания, уважения к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Лист самооценки и лист ответов команды Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

Каждая команда перед началом урока получает пакет с заданиями

На листе самооценки с помощью смайликов обозначьте свое настроение.

На листе ответов команды Вы будете записывать ответы работы команды.

Роли в команде

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Работа детей с картой самооценки и листом ответов команды

Этап 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
2. Сообщение темы урока Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Презентация слайд № 1

Лист самооценки и лист ответов команды

Посмотрите на выставку книг.

Как ее можно назвать?

Какая может быть тема урока, в соответствии с такой выставкой?

Запишите тему урока в листе ответов

Озвучивание темы урока и запись темы в листы ответов команды
3. Повторение пройденного материала. Познавательные: извлечение необходимой информации из предложенного материала; умение доказывать свою точку зрения; умение анализировать Презентация слайд №2, 3, 4 Из представленных фотографий выбрать фото Крылова.

-Кто изображен на других фотографиях? Почему именно эти люди?

Сообщение сведений об авторе

Произведения какого жанра писал Крылов?

Что такое басня?

Выбирают фотографию Крылова, на других фото изображены Эзоп и С.В. Михалков

Басни

Выбор правильного определения басни

4. Знакомство с памятниками и.А. Крылову в Санкт-Петербурге и Москве. Краеведческий момент Личностные: формирование гражданских качеств путем знакомства с достопримечательностями России; Презентация слайд № 5 Знакомство с памятником Крылову в Санкт-Петербурге и Москве

Кто изображен на барельефе под памятником?

Герои каких басен Вам знакомы?

Учащиеся называют героев басен Крылова
5. Постановка цели урока Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока, соблюдение правил общения;

Лист самооценки и лист ответов команды Знакомы ли Вы с баснями Крылова?

Знаком ли автор?

Какую цель Вы можете поставить перед собой на уроке? Запишите цель в лист ответов

Желающие команды озвучивают “свою” цель на уроке

После обсуждения в группе учащиеся записывают предполагаемую цель для своей команды на уроке в лист ответов
Этап 3. Актуализация знаний с контролем усвоения, обсуждением допущенных ошибок и их коррекция
6. Соотнесение названия басни с ее содержанием Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока, соблюдение правил общения;

регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата

Презентация слайд № 7, 8, 9 Какие басни И.А. Крылова читали в этом году?

Хорошо ли Вы их знает?

Сможете ли по опорным словам определить о какой басне идет речь?

Слон и Моська

Мартышка и очки

Квартет

Учащиеся по опорным словам определяют название басни

7. Работа над героями басен Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата, умение самостоятельно и рационально работать

Слайд № 13 (изображения героев для выбора)

Лист самооценки и лист ответов команды

К1- конверт, в котором лежит название басни и изображения героев различных басен

Кто является героями басен? (животные, но подразумеваются люди)

Какие герои были в баснях (К1) – на лист ответов приклеить название басни и их героев

 

 

Из предложенных изображений животных выбирают только те, которые являются героями басни.

Учащиеся выбирают изображения героев своей басни и приклеивают рисунки на листе ответов

8. Проверка выполненной работы Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков анализа, соотношение своей части работы с общим замыслом;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Презентация слайд №10, 11, 12 Герои каких произведений Вам достались?

Какая из прочитанных басен не встретилась?

Оцените свою работу и работу команды на этом этапе в листе самооценки

Участники одной команды называют басню и ее героев, другая команда оценивает, после этого проверка на доске

1 говорит, 4- проверяет — доска

2 говорит — 5 проверяет — доска

3 говорит — 6 проверяет — доска

Учащиеся оценивают свою работу и работу команды в листах самооценки

9. Характеристика героев басен Познавательные: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать; прогнозирование и получение конкретного результата

Презентация слайд № 14, 15, 16

К” (конверт с листом-характеристиками героев)- Приложение № 5

Чем басня отличается от любого другого произведения? (высмеиваются черты характера)

Какими чертами характера обладали герои Ваших басен? (выберите нужное)

Дети на листах соединяют героя и его черты характера
10. Проверка по эталону Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом;

Регулятивные: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников

Лист самооценки и лист ответов команды Назовите басню, героя и его характеристику.

Проверка вербальная одна команда говорит, друга проверяет и оценивает

Проверьте ответы по листу с готовыми ответами (эталону)

Оцените свою работу и работу команду на листах самооценки

6 говорит — 3 проверяет;

4 говорит — 1 проверяет;

5 говорит — 2 проверяет

 

Проверка по эталону

 

Этап 4. Обобщение и систематизация знаний
11. Работа с книгами Познавательные: выбор критериев для классификации материала, выбор материала в соответствии с условиями классификации

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; соблюдение правил работы в группе, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Книги с баснями И.А. Крылова (по количеству команд) Где можно встретиться со знакомыми баснями и узнать новые?

Найдите в книгах Вашу басню.

На листах ответов запишите название басни и на какой странице в книге она находится

В книгах

Учащиеся находят в книгах указанную басню, записывают название книги и номер страницы, на которой находится басня в лист ответов команды

Презентация слайд № 17 Что такое мораль басни?

- Найдите ее и прочитайте в своем произведении.

- Согласны ли Вы с автором

-Как бы Вы сказали эту мораль своими словами?

Мораль – это нравоучительный вывод

Высказывание детей

Для составления морали “своими словами” используются слова – подсказки К3

Этап 5. Применение знаний и умений в новой ситуации
12. Работа в программе iMove Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом;

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи

Лист самооценки и лист ответов команды Работа на компьютерах

В какой программе будем работать?

Для чего она нужна?

Какие возможности у нее есть?

- Тренировка в хоровом чтении

-Запись звука

Взаимопроверка 1-4, 2-5, 3-6

Работаем в программе iMove

Программа позволяет работать с картинками, записывать звук, накладывать музыку (создавать небольшие мультфильмы)

Лист самооценки

Этап Рефлексия (подведение итогов урока)
13. Подведение итогов урока. Настроение Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом;

Регулятивные: формирование умения проводить рефлексию;

Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Лист самооценки и лист ответов команды - Какие цели Вы поставили себе перед уроком? Что удалось выполнить? Над чем еще надо поработать?

Какой вопрос вы бы задали ученикам, которые только познакомились с басней …

Домашнее задание.

Оценка своей работы

Настроение в конце урока

Дети зачитывают цель, которую поставили для себя в начале урока. Оценивают выполнение цели

Самооценка

Лист ответов команды

Этап Анализ и содержание итогов работы. Формирование выводов по изученному материалу
14. Постановка учебной задачи на следующий урок     Что мы сможем сделать дальше по нашей теме?

Какие еще басни И.А. Крылова вы знаете?

Есть ли у других авторов произведения с похожими сюжетами? Где можно узнать информацию?

С какими произведениями И.А. Крылова вы посоветуете познакомиться своим одноклассникам