Дидактический материал и оборудование:
- Интерактивная приставка Mimio;
- Презентация по теме “Басни И.А. Крылова” (приложение 1);
- Детские рисунки к басням И.А. Крылова “Слон и Моська”, “Мартышка и очки”, “Квартет”;
- Газета “Трудные и непонятные слова басни” (приложение 2);
- Компьютеры MacBook по числу групп:
- Выставка книг с баснями И.А. Крылова
- Бейджики с названием роли в команде;
- Лист ответов команды (приложение № 3);
- Лист самооценки (приложение № 4);
- Характеристика героя (приложение № 5)
Форма работы: групповая.
Цели на уроке: развитие умения работать с информацией (развитие информационной грамотности)
Задачи на уроке:
- Научиться находить мораль басни;
- Учиться сравнивать тексты басен, давать характеристику героям;
- Совершенствовать умение работать в программе iMove
Планируемые результаты:
- Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения;
- Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
- Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявление, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; формирование гражданской позиции
- Регулятивные УУД: целепологание, планирование собственной деятельности, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Метапредметные связи: информатика, изобразительное искусство, окружающий мир.
Этап подготовки к уроку:
На этапе подготовки к данному уроку дети рисуют иллюстрации к прочитанным басням (“Слон и Моська”, “Мартышка и очки”, “Квартет”). Рисунки загружаются в программу iMove для дальнейшего озвучивания.
Для разбора непонятных и редких слов дети готовят газету, в которую записывают непонятные слова и их значение.
Дети делятся на 6 команд: 1 и 4 команды – басня “Слон и Моська”; 2 и 5 – басня “Мартышка и очки”; 3 и 6 команды – басня “Квартет”
Этап урока | Формируемые УУД | Дополнительные материалы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Организационный момент | ||||
1. Орг момент. Эмоциональный настрой на работу | Личностные: развитие внимания,
уважения к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
Лист самооценки и лист ответов команды | Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой. Каждая команда перед началом урока получает пакет с заданиями На листе самооценки с помощью смайликов обозначьте свое настроение. На листе ответов команды Вы будете записывать ответы работы команды. Роли в команде |
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Работа детей с картой самооценки и листом ответов команды |
Этап 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||||
2. Сообщение темы урока | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Презентация слайд № 1 Лист самооценки и лист ответов команды |
Посмотрите на выставку книг. Как ее можно назвать? Какая может быть тема урока, в соответствии с такой выставкой? Запишите тему урока в листе ответов |
Озвучивание темы урока и запись темы в листы ответов команды |
3. Повторение пройденного материала. | Познавательные: извлечение необходимой информации из предложенного материала; умение доказывать свою точку зрения; умение анализировать | Презентация слайд №2, 3, 4 | Из представленных фотографий
выбрать фото Крылова. -Кто изображен на других фотографиях? Почему именно эти люди? Сообщение сведений об авторе Произведения какого жанра писал Крылов? Что такое басня? |
Выбирают фотографию Крылова, на
других фото изображены Эзоп и С.В. Михалков Басни Выбор правильного определения басни |
4. Знакомство с памятниками и.А. Крылову в Санкт-Петербурге и Москве. Краеведческий момент | Личностные: формирование гражданских качеств путем знакомства с достопримечательностями России; | Презентация слайд № 5 | Знакомство с памятником Крылову в
Санкт-Петербурге и Москве Кто изображен на барельефе под памятником? Герои каких басен Вам знакомы? |
Учащиеся называют героев басен Крылова |
5. Постановка цели урока | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока, соблюдение правил общения; |
Лист самооценки и лист ответов команды | Знакомы ли Вы с баснями Крылова? Знаком ли автор? Какую цель Вы можете поставить перед собой на уроке? Запишите цель в лист ответов Желающие команды озвучивают “свою” цель на уроке |
После обсуждения в группе учащиеся записывают предполагаемую цель для своей команды на уроке в лист ответов |
Этап 3. Актуализация знаний с контролем усвоения, обсуждением допущенных ошибок и их коррекция | ||||
6. Соотнесение названия басни с ее содержанием | Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации, осознанное построение
речевого высказывания в устной форме, извлечение
необходимой информации, умение доказывать и
анализировать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока, соблюдение правил общения; регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата |
Презентация слайд № 7, 8, 9 | Какие басни И.А. Крылова читали в
этом году? Хорошо ли Вы их знает? Сможете ли по опорным словам определить о какой басне идет речь? |
Слон и Моська Мартышка и очки Квартет Учащиеся по опорным словам определяют название басни |
7. Работа над героями басен | Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации, осознанное построение
речевого высказывания в устной речи Регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата, умение самостоятельно и рационально работать |
Слайд № 13 (изображения героев для
выбора) Лист самооценки и лист ответов команды К1- конверт, в котором лежит название басни и изображения героев различных басен |
Кто является героями басен?
(животные, но подразумеваются люди) Какие герои были в баснях (К1) – на лист ответов приклеить название басни и их героев
|
Из предложенных изображений
животных выбирают только те, которые являются
героями басни. Учащиеся выбирают изображения героев своей басни и приклеивают рисунки на листе ответов |
8. Проверка выполненной работы | Личностные: стремление к речевому
самосовершенствованию, формирование навыков
анализа, соотношение своей части работы с общим
замыслом; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Презентация слайд №10, 11, 12 | Герои каких произведений Вам
достались? Какая из прочитанных басен не встретилась? Оцените свою работу и работу команды на этом этапе в листе самооценки |
Участники одной команды называют
басню и ее героев, другая команда оценивает,
после этого проверка на доске 1 говорит, 4- проверяет — доска 2 говорит — 5 проверяет — доска 3 говорит — 6 проверяет — доска Учащиеся оценивают свою работу и работу команды в листах самооценки |
9. Характеристика героев басен | Познавательные: умение
осуществлять сравнение, классификацию по
заданным критериям; Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать; прогнозирование и получение конкретного результата |
Презентация слайд № 14, 15, 16 К” (конверт с листом-характеристиками героев)- Приложение № 5 |
Чем басня отличается от любого
другого произведения? (высмеиваются черты
характера) Какими чертами характера обладали герои Ваших басен? (выберите нужное) |
Дети на листах соединяют героя и его черты характера |
10. Проверка по эталону | Личностные: соотношение своей части
работы с общим замыслом; Регулятивные: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников |
Лист самооценки и лист ответов команды | Назовите басню, героя и его
характеристику. Проверка вербальная одна команда говорит, друга проверяет и оценивает Проверьте ответы по листу с готовыми ответами (эталону) Оцените свою работу и работу команду на листах самооценки |
6 говорит — 3 проверяет; 4 говорит — 1 проверяет; 5 говорит — 2 проверяет
Проверка по эталону
|
Этап 4. Обобщение и систематизация знаний | ||||
11. Работа с книгами | Познавательные: выбор
критериев для классификации материала, выбор
материала в соответствии с условиями
классификации Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; соблюдение правил работы в группе, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Книги с баснями И.А. Крылова (по количеству команд) | Где можно встретиться со знакомыми
баснями и узнать новые? Найдите в книгах Вашу басню. На листах ответов запишите название басни и на какой странице в книге она находится |
В книгах Учащиеся находят в книгах указанную басню, записывают название книги и номер страницы, на которой находится басня в лист ответов команды |
Презентация слайд № 17 | Что такое мораль басни? - Найдите ее и прочитайте в своем произведении. - Согласны ли Вы с автором -Как бы Вы сказали эту мораль своими словами? |
Мораль – это нравоучительный вывод Высказывание детей Для составления морали “своими словами” используются слова – подсказки К3 |
||
Этап 5. Применение знаний и умений в новой ситуации | ||||
12. Работа в программе iMove | Личностные: соотношение своей части
работы с общим замыслом; Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи |
Лист самооценки и лист ответов команды | Работа на компьютерах В какой программе будем работать? Для чего она нужна? Какие возможности у нее есть? - Тренировка в хоровом чтении -Запись звука Взаимопроверка 1-4, 2-5, 3-6 |
Работаем в программе iMove Программа позволяет работать с картинками, записывать звук, накладывать музыку (создавать небольшие мультфильмы) Лист самооценки |
Этап Рефлексия (подведение итогов урока) | ||||
13. Подведение итогов урока. Настроение | Личностные: соотношение своей части
работы с общим замыслом; Регулятивные: формирование умения проводить рефлексию; Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Лист самооценки и лист ответов команды | - Какие цели Вы поставили себе перед
уроком? Что удалось выполнить? Над чем еще надо
поработать? Какой вопрос вы бы задали ученикам, которые только познакомились с басней … Домашнее задание. Оценка своей работы Настроение в конце урока |
Дети зачитывают цель, которую
поставили для себя в начале урока. Оценивают
выполнение цели Самооценка Лист ответов команды |
Этап Анализ и содержание итогов работы. Формирование выводов по изученному материалу | ||||
14. Постановка учебной задачи на следующий урок | Что мы сможем сделать дальше по
нашей теме? Какие еще басни И.А. Крылова вы знаете? Есть ли у других авторов произведения с похожими сюжетами? Где можно узнать информацию? С какими произведениями И.А. Крылова вы посоветуете познакомиться своим одноклассникам |