Урок русского языка по теме "Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Описание материала: Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока по русскому для учащихся 5 класса. Данный конспект будет полезен преподавателям и студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с видами предложений по цели высказывания, на развитие умения работать с учебником и дополнительным раздаточным материалом, а также воспринимать информацию на слух.

Название работы: План-конспект урока русского языка по теме "Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания".

Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с видами предложений по цели высказывания, научить анализировать и синтезировать информацию текста.

Задачи урока:

Образовательная. Учить находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания, по интонации определять и ставить верный знак препинания в конце предложения;

Развивающая. Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту. Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитывающая. Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.

Средства обучения: учебник, интерактивная доска и проектор, раздаточный материал.

Методы обучения: групповой.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Учитель: Устная проверка домашнего упражнения 395. Сбор тетрадей с Д/з.

Письменная пятиминутка.

Учитель: Запишите под диктовку несколько предложений, выделите главные члены каждого предложения:

  • Мой сад с каждым днём увядает. (А. Н. Майков)
  • Белый пар по лугам расстилается. (И.С. Никитин)
  • Молчали листья, звезды рдели. (А.А.Фет)

Постановка целей урока для учащихся. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке речь у нас пойдет о видах предложений по цели высказывания.

Записываем число, кл.работа, тему урока: Интонация. Виды предложений по цели высказывания.

Наша с вами сегодня задача - научиться находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания, а при записи их ставить нужные знаки препинания.

Давайте посмотрим в учебник на раздел "Понаблюдайте!" Прочитайте данные здесь предложения с верной интонацией (обратите внимание на знаки препинания в конце предложений).

Несколько учащихся читают по очереди предложения.

Какой мы можем сделать вывод о роли интонации в выражении смысла предложения?

Учащиеся делают свои предположения.

Самостоятельные наблюдения на стр. 15 учебника. (Прочитайте материал и скажите, каким образом нам помогает интонация)

Учащиеся: Интонация помогает понять, какие чувства выражаются в предложении (грусть, радость, тоска, удивление и др.) Одно и то же предложение можно прочитать с разной интонацией, тогда появляется новый смысл.

Учитель: Чтобы лучше понять и усвоить эту тему выполните письменно упражнение 402 на стр.14:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Скажите, какие чувства мы выражаем, читая данный здесь текст? С помощью чего передаются эти чувства?

Учащиеся: чувства восхищения, радости, восторга. Помогают это понять интонация в речи, а на письме различные знаки препинания.

Учитель: Молодцы! Итак, значит, знак в конце предложения очень важен, т.к. он передает нам главную его цель - спросить что-либо, передать информацию или рассказать о чем-то, высказать совет, приказ. Ну а теперь давайте прочитаем теоретический материал о видах предложений по цели высказывания на стр.15 и 16.

В тетрадь записываем: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Вопрос классу: Какая морфема объясняет нам значение слов?

Ученики: корень.

Давайте выделим корень в этих словах, подобрав однокоренные.

Повествовательные -весть-
Вопросительные -вопрос-
Побудительные -буд- (будить, побуждать)

Промежуточная рефлексия.

Учитель: Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы сейчас решили? (Ученики: понять, что такое интонация и для чего она нужна, изучить виды предложений, различные по цели высказывания, ставить нужные знаки препинания, правильно произносить предложения, различные по цели высказывания).

Достигли ли мы поставленных целей?

Учитель: А сейчас прослушайте стихотворение "Зимнее утро" А.С.Пушкина и проследите по тексту, как, с какой интонацией читает текст актёр. (Прослушивание стихотворения, ученики берут текст стихотворения, который раздается заранее учителем, следят за голосом и интонацией, читая при этом текст про себя, затем делают свои предположения):

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

А теперь, ребята, найдите в этом тексте все побудительные, восклицательные и повествовательные предложения. Объясните свой выбор. (Ученики называют предложения, приводят аргументы).

Закрепление материала.

3 ученика работают у доски по очереди, остальные записываются предложения в тетрадях:

Пусть книга будет тв..им к..раблем в океан.. знаний.

Можно ли прож..ть без книг.

Книга - твой дру.. и товарищ(ь).

Перестань сейч..с же.

Мой са.. с каждым днем ув..дает.

Куда ведет эта д..рога.

Задание: Определите, какие предложения по цели высказывания (запишите в скобках). Вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.

(3 человека записывают по 2 предложения на доске, объясняют орфограммы и знаки препинания в конце предложений. Остальные - взаимопроверка и самопроверка).

Домашнее задание: Параграф 51 (чтение теории в учебнике), упр. 407 по заданию.

Общие выводы и рефлексия.

Итак, какие вы знаете предложения по цели высказывания?

Какую роль в понимании смысла предложения играет интонация?

Беседа о результатах работы (Что узнали? Чему научились? Какие трудности возникли?)

Выставление оценок за урок.