Описание материала: Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока по русскому для учащихся 5 класса. Данный конспект будет полезен преподавателям и студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с видами предложений по цели высказывания, на развитие умения работать с учебником и дополнительным раздаточным материалом, а также воспринимать информацию на слух.
Название работы: План-конспект урока русского языка по теме "Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания".
Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с видами предложений по цели высказывания, научить анализировать и синтезировать информацию текста.
Задачи урока:
Образовательная. Учить находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания, по интонации определять и ставить верный знак препинания в конце предложения;
Развивающая. Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту. Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.
Воспитывающая. Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.
Средства обучения: учебник, интерактивная доска и проектор, раздаточный материал.
Методы обучения:
групповой.Ход урока
Проверка домашнего задания.
Учитель: Устная проверка домашнего упражнения 395. Сбор тетрадей с Д/з.
Письменная пятиминутка.
Учитель: Запишите под диктовку несколько предложений, выделите главные члены каждого предложения:
- Мой сад с каждым днём увядает. (А. Н. Майков)
- Белый пар по лугам расстилается. (И.С. Никитин)
- Молчали листья, звезды рдели. (А.А.Фет)
Постановка целей урока для учащихся. Объяснение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке речь у нас пойдет о видах предложений по цели высказывания.
Записываем число, кл.работа, тему урока: Интонация. Виды предложений по цели высказывания.
Наша с вами сегодня задача - научиться находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания, а при записи их ставить нужные знаки препинания.
Давайте посмотрим в учебник на раздел "Понаблюдайте!" Прочитайте данные здесь предложения с верной интонацией (обратите внимание на знаки препинания в конце предложений).
Несколько учащихся читают по очереди предложения.
Какой мы можем сделать вывод о роли интонации в выражении смысла предложения?
Учащиеся делают свои предположения.
Самостоятельные наблюдения на стр. 15 учебника. (Прочитайте материал и скажите, каким образом нам помогает интонация)
Учащиеся: Интонация помогает понять, какие чувства выражаются в предложении (грусть, радость, тоска, удивление и др.) Одно и то же предложение можно прочитать с разной интонацией, тогда появляется новый смысл.
Учитель: Чтобы лучше понять и усвоить эту тему выполните письменно упражнение 402 на стр.14:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Скажите, какие чувства мы выражаем, читая данный здесь текст? С помощью чего передаются эти чувства?
Учащиеся: чувства восхищения, радости, восторга. Помогают это понять интонация в речи, а на письме различные знаки препинания.
Учитель: Молодцы! Итак, значит, знак в конце предложения очень важен, т.к. он передает нам главную его цель - спросить что-либо, передать информацию или рассказать о чем-то, высказать совет, приказ. Ну а теперь давайте прочитаем теоретический материал о видах предложений по цели высказывания на стр.15 и 16.
В тетрадь записываем: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Вопрос классу: Какая морфема объясняет нам значение слов?
Ученики: корень.
Давайте выделим корень в этих словах, подобрав однокоренные.
Повествовательные -весть-
Вопросительные -вопрос-
Побудительные -буд- (будить, побуждать)
Промежуточная рефлексия.
Учитель: Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы сейчас решили? (Ученики: понять, что такое интонация и для чего она нужна, изучить виды предложений, различные по цели высказывания, ставить нужные знаки препинания, правильно произносить предложения, различные по цели высказывания).
Достигли ли мы поставленных целей?
Учитель: А сейчас прослушайте стихотворение "Зимнее утро" А.С.Пушкина и проследите по тексту, как, с какой интонацией читает текст актёр. (Прослушивание стихотворения, ученики берут текст стихотворения, который раздается заранее учителем, следят за голосом и интонацией, читая при этом текст про себя, затем делают свои предположения):
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А теперь, ребята, найдите в этом тексте все побудительные, восклицательные и повествовательные предложения. Объясните свой выбор. (Ученики называют предложения, приводят аргументы).
Закрепление материала.
3 ученика работают у доски по очереди, остальные записываются предложения в тетрадях:
Пусть книга будет тв..им к..раблем в океан.. знаний.
Можно ли прож..ть без книг.
Книга - твой дру.. и товарищ(ь).
Перестань сейч..с же.
Мой са.. с каждым днем ув..дает.
Куда ведет эта д..рога.
Задание: Определите, какие предложения по цели высказывания (запишите в скобках). Вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.
(3 человека записывают по 2 предложения на доске, объясняют орфограммы и знаки препинания в конце предложений. Остальные - взаимопроверка и самопроверка).
Домашнее задание: Параграф 51 (чтение теории в учебнике), упр. 407 по заданию.
Общие выводы и рефлексия.
Итак, какие вы знаете предложения по цели высказывания?
Какую роль в понимании смысла предложения играет интонация?
Беседа о результатах работы (Что узнали? Чему научились? Какие трудности возникли?)
Выставление оценок за урок.