Цели:
- формировать умение создавать текст;
- использовать в письменной речи богатство языка;
- формировать умения и навыки грамотного письма;
- воспитывать любовь и уважение к маме.
Оборудование: карточки с опорными словами, лист для записи текста.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Сегодня у нас урок развития речи. Какова главная задача этих уроков?
2. Сообщение темы и целей урока.
- Тему сочинения, которое мы будем писать сегодня, вы назовёте сами, отгадав загадку.
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя : (мамочка родная)
- В какой день принято поздравлять всех матерей? (в День матери).
- Мы тоже сделаем своим мамам подарки. Это будут наши сочинения, в которых мы выразим самые нежные, ласковые слова признательности, слова-объяснения в любви.
3. Игра "Цветок для мамы" (работа в группах).
- Напишите на листе бумаги всё, что мамы делают для вас (своих детей).
Учитель каждой группе выдаёт столько лепестков цветка, вырезанных из картона, сколько маминых дел перечислили дети. Каждая группа должна написать на обратной стороне лепестков, что они делают для мамы, и сложить из этих лепестков цветок. На одном лепестке можно написать только одно дело. Побеждает группа, в цветке у которой будет больше лепестков.
4. Беседа.
- Какие общие качества есть у всех на свете мам?
-В чём проявляется любовь вашей мамы?
- Чем любовь мамы отличается от любви папы, бабушки?
- Расскажите, как мама переживает за вас, когда вы болеете или у вас какие-либо проблемы.
- Переживаете ли вы за маму, когда у неё трудности или она болеет?
5. Работа с пословицами.
а)- Издавна любой народ ценит и уважает матерей. Поэтому неудивительно, что существует огромное количество пословиц о маме. Давайте некоторые из них мы вспомним.
- Я начну пословицу, а вы её закончите.
На доске записаны концовки пословиц.
1. Птица рада весне, : а младенец матери.
2. При солнышке тепло, : при матери добро.
3. В материнском сердце : для всех детей ласки хватает.
4. сердце матери : лучше солнца греет.
- Какую из пословиц вы сможете объяснить?
б) Работа с деформированным предложением (работа в парах).
- Ещё одну пословицу вы соберите сами.
На партах конверты со словами пословицы.
- Какая пословица у вас получилась?
(Нет лучше дружка, чем родная матушка).
- Объясните пословицу. Расскажите о том, как вы дружите со своими мамами. Вспомните, как дружба с мамой помогла вам в разных ситуациях.
6. Подготовка к сочинению.
- Сформулируйте тему своего сочинения (Сочинение о маме).
- Назовите основную мысль сочинения (Моя мама самая лучшая, добрая, нежная).
- Озаглавьте своё сочинение.
- Какие вопросы можно поставить к тексту сочинения? Что можно написать о маме? (Дети предлагают свои варианты вопросов).
- Я вам предлагаю свой ряд вопросов, которые помогут вам составить текст о маме.
На доске план.
План:
1. Как зовут маму?
2. Сколько лет маме?
3. Как выглядит мама? (волосы, глаза, руки, улыбка).
4. Кем работает мама?
5. Что любит делать мама в свободное время?
6. Какая мама по характеру?
7. Как ты относишься к своей маме?
- В написании сочинения вам помогут опорные слова (Приложение 1)
7. Самостоятельная работа детей.
Дети пишут работу на оформленных листах (Приложение 2)
- Перечитайте ваши работы и подумайте, раскрыта ли тема сочинения и основная мысль, нет ли речевых и других ошибок.
8. Итог урока
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Какие виды работы выполняли?