Урок - это то место, где происходят основные процессы обучения, воспитания и развития личности. С урока начинается развитие конкретной личности педагога. Вся жизнь школы в основном протекает на уроках. Какие бы изменения ни происходили в школе, какой бы вид она ни принимала: гимназии, лицея, колледжа, - урок пока остается главной организационной формой обучения, и суть школы - в уроке. Приоритетным на сегодняшний день является то, что педагогический анализ урока - это основной инструмент индивидуального психолого-педагогического управления деятельностью работы учителя, ученика, школы. При правильном подходе к его организации и проведению, при превращении анализа урока учителя в школу повышения его педагогического мастерства, этот процесс предоставляет учителю и руководителю огромные возможности для продуктивного взаимодействия, для разрешения таких вопросов, которые в иной обстановке разрешены быть не могут. Другого более подходящего момента для работы с учителем у руководителя попросту нет.
За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходиться решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики.
Под педагогическим анализом урока понимается функция управления учебно-воспитательным процессом, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу её в более высокое качественное состояние.
Контроль за своей педагогической деятельностью и своих коллег - это функция, создающая предпосылки для осуществления процесса познания, формирующая его информационную и практически-деятельностную базу.
Цель педагогического анализа как функции управления своей профессиональной деятельностью состоит в том, "...чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую картину процесса, выявить присущие ему закономерности и тенденции. Анализ - это тоже обработка информации, но на более высоком уровне, когда ещё до принятия решения формулируется проблема, ставиться задача".
(В. А. Сухомлинский.)
Содержание анализа урока всегда должно служить задачам развития, задачам включения учителя в режим творчества. Педагогический труд невозможен без элементов исследования, поиска. Ведь каждый ребенок, с которым имеет дело учитель -это совершенно неповторимый мир чувств, мыслей, интересов, воздействовать эффективно на который по шаблону, опираясь на раз и навсегда сложившийся стандарт, невозможно. "Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследователя" писал В.А. Сухомлинский. Открыть перед учителем возможности для творческого исследования в процессе повседневного труда - одна из важнейших задач такой функции его профессиональной деятельности как "Анализ урока".
Роль педагогического анализа урока состоит прежде всего в том, что он должен стать средством возбуждения, источником энергии и подъема для учителя. В этой связи педагогический анализ урока должен стать инструментом формирования убеждения у учителя необходимости пересмотреть свои методы работы, отношения с учениками, если они оказались непродуктивными.
Педагогический анализ - сильнейший инструмент мотивации учителя. Секрет молодости хорошего педагогического коллектива в постоянном развитии и обновлении мотивов - главной движущей силы развития. В ходе анализа урока необходимо очень осторожно, тонко, ненавязчиво убеждать учителя именно в том, что он "строит храм". Ему надо помочь отыскать этот "храм". Мотивов, которые в ходе аналитической работы руководителя с учителем могут формироваться, огромное множество. К ним могут относиться:
- самореализация учителя в труде;
- саморазвитие личности;
- развитие личностей;
- освоение новых методик и технологий (это жизненно важно и для учителя, и для детей, и для школы в целом):
- улучшение отношений с детьми;
- повышение качества знаний детей и т.п.
Педагогический анализ урока лежит в основе общения и в определенной степени распространения передового опыта. Для того чтобы руководитель школы или методист сумели разобраться в творческой лаборатории учителя, найти рациональное зерно, основу его опыта, они должны посетить и глубоко проанализировать не один его урок. Итоги такого анализа и ложатся в основу обобщения опыта. А затем, посещая и анализируя уроки других учителей, руководитель школы и методист в определенной мере становятся распространителями и передатчиками теоретических и в какой-то степени методических черт этого опыта. Кроме того, глубокий анализ уроков учителя дает возможность руководителю отличать педагогическое новаторство от изобретательства, прожектерства и отсебятины.
Не менее важным в работе учителя являются психологические знания и их использование в моделировании урока и его осуществлении. Именно эти знания помогают учителю создать тот психологический комфорт, который определяет не менее 50 % успешности реализации цели. Поэтому, в деятельности учителя, в его самоанализе существует такой аспект как "Психологический анализ урока". В связи, с этим моделируя урок, учитель должен осуществить психологический аспект целеполагания, то есть:
К психологическим целям урока входят:
- Проектирование развития, участия учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы в результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Именно эти знания определяют стиль урока, куда входят:
- определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения;
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление:
- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;
- планирование усвоения знаний в готовом визе (со слов учителя, из учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска; -выполнение учителем проблемно- эвристического обучения учащихся; (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение различных методов мотивации
- особенности самоорганизации учителя "его психологический настрой, собранность" и т. п.
Метод тестово-графического анализа урока.
Существует множество различных форм и методов анализа урока. Мы предлагаем методику тестово-графического анализа. Тестово-графический анализ урока - это урок после урока, где учеником становится учитель! И такой урок призван приучать учителя внимательно вглядываться в свою работу, доискиваться до причины неудач, радоваться успехам, осмысливая собственную практику в свете педагогической теории. Метод тестово-графического анализа воспитывает у учителя чувство самокритичности, прививает интерес к самоанализу своей работы, учит методике самоанализа, формирует у учителя системное видение урока, умение и желание проникать в сущность, стремление анализировать каждый свой шаг на уроке, воспитывает сознательное отношение учителя к работе.
Этот метод наиболее наглядно и доступно показывает успехи профессиональной деятельности педагога. В нем отражены конечные цели психологического и педагогического аспектов урока (целостная деятельность учителя), те способы, с помощью которых учитель может достигнуть их.
Кроме того, анализ дает количественную характеристику для оценки эффективности урока и по кривой графика возможность установить причины успехов и недостатков урока (диагноз и прогноз), а также наметить пути коррекции деятельности.
Использование тестово-графического метода как средства самоанализа предусматривает психолого-педагогическую понятийную компетентность учителя. Четко прослеживаются пути развития учителя от самоанализа, через самокоррекцию к самосовершенствованию (смотреть приложение №1).
Учитель, как любая деятельностная система, должна развиваться, эволюционировать.
Педагогический такт
Организация познавательной деятельности
- учащихся по нашему мнению лежит тоже в психологической компетенции учителя, ибо только знания тех мыслительных процессов, их последовательность и взаимосвязь позволят учителю сформировать тот тип мышления, который предусматривает учебно-воспитательный процесс. Найти теопоры, на основании которых сделать реализацию целей более эффективный.
Знания индивидуальных особенностей (темперамента, невротизма) учащихся, ощущение их настроения позволит учителю организовать учащихся в познавательной деятельности.
Без вышеизложенных психологических, аспектов организация
- познавательной деятельности на уроке не может быть эффективной, т.к.
- главной задачей учебного процесса является развитие ребенка, что в первую очередь предполагает его психофизиологическое развитие, и на основе этого.
"Развитие - это процесс индивидуального психического развития, обучение детей определяет характер его психического развития"
(Выготский Л.Т.)
"Продукт развития - это главные психологические новообразования, присущие субъекту развития".
(Давыдов В. В.)
Условия, при которых эта методика эффективна.
- Наличие времени для самоанализа и анализа урока.
- Умелое владение психолого-педагогическими понятиями.
- Знать структуру, цели, миссию урока в образовательном процессе.
- А главное иметь желание!
Система анализа мобильна, приемлема для образовательного любого типа (колледж, лицей, школа и т.д.).
Самосовершенствование - это самый эффективный путь к профессиональной компетенции учителя, а это в свою очередь - воспитание компетентного ученика.
Если это осуществлять в системе, то, в конечном счете, сознание педагога происходит интериоризация деятельности, т.е. его внешнее действия переходят во внутренние, т.е. превращаются во внутреннюю потребность.