Формирование социокультурной толерантности у старших дошкольников посредством этнокалендаря

Разделы: Работа с дошкольниками


"Познавая другие культуры мы лучше начинаем понимать свою, тем самым обогащая свою жизнь,расширяя кругозор, лучше понимаем себя и других людей". Томас Абекромби

В концепции модернизации российского образования до 2020 года говорится: "Потенциал образования должен быть в полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства". Более того, Концепция 2020 определяет толерантность как общественную ценность наравне со здоровьем, семьей, патриотизмом.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, необходимость диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов.

Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сензитивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательной организации.

Суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:

  • потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольной образовательной организации в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
  • потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
  • необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Город Ноябьрского национальный и согласно прогнозам социологов национальный состав населения будет и в дальнейшем увеличиваться. Наш детский сад посещают: воспитанников, из них 25% детей являются представителями разных национальностей. Национальный состав моей группы представляют: русские, азербайджанцы, корейцы, татары, киргизы, украинцы, белорусы, казахи, башкиры, из семей с разным достатком, есть дети с особыми образовательными потребностями.

Я столкнулась со случаями непонимания детьми друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком. Так возникла идея проекта: "Формирование социокультурной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством этнокалендаря".

Методический комплекс "Этнокалендарь России. 2013 года. Ямало - Ненецкий автономный округ" выступил как основной инструмент формирования у дошкольников толерантного сознания, так как: приобщает детей к событиям, которые происходят рядом, к окружающей их атмосфере разнообразной, богатой, насыщенной культурой жизни;

Отражает народные, государственные, религиозные праздники различных конфессий. информирует о великих писателях, учёных, общественных деятелях, прославивших Отечество и наш округ; даёт возможность ребёнку познать культуру своего народа и прикоснуться к культуре другого народа. В такие моменты ребёнок получает возможность осознать то общее со всеми, что есть у каждого народа, и в то же время особенное, неповторимое, что выделяет его представителей.

Цель проекта:

Создание педагогических условий формирования социокультурной толерантности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Задачи проекта:

  • Формирование социокультурной толерантности у старших дошкольников
  • Создание предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, способствующей формированию социокультурной толерантности детей старшего дошкольного возраста
  • Содействие формированию этнокоммуникативной компетентности педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанников
  • Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах формирования социокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Толерантность дошкольника подразумевает:

  • умение ребенка осуществлять социальные коммуникации,
  • тактичное и уважительное отношение к окружающим людям,
  • способность к восприятию многообразия мира.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, воспитательно-образовательной, культурно- досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.

Семейно-бытовая сфера исторически и генетически является первой и самой сильной по степени воздействия на подрастающую личность.

  • совместные праздники и развлечения,
  • экскурсии,
  • совместные просмотры медиа,
  • совместная проектная деятельность.

В учебно-воспитательной сфере происходит институализация процесса воспитания, однако при этом существует рассогласованность всех воспитательных институтов, как средств формирования толерантности. Сегодня нередки случаи, когда первые уроки ксенофобии ребенок получает в семье, на улице, от своих сверстников, что существенно ослабляет возможности учебно-воспитательной сферы, в силу определенной заформализованности применения методов и подходов. Учебная деятельность служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение ребенка среди сверстников, ранжирует детей, что может вызвать проявление интолерантности.

  • единый тематический день;
  • проектная деятельность;
  • интегрированная непосредственно образовательная деятельность;
  • театрализованная деятельность по сказкам народов мира.

Ситуации морального выбора.

Культурно-досуговая сфера имеет огромный воспитательный потенциал в формировании толерантности дошкольников. Это практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания различных видов культуры, что способствует формированию толерантности. Досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая способствует познанию детьми культуры и искусства, т.е. формированию их базовой культуры; что необходимо для воспитания толерантных начал, особенно в детском возрасте. Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества толерантной личности, как человечность, гуманность, порядочность, социальная активность.

Условия реализации проекта

Готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе в условиях поликультурной среды

Педагогу отводится особое место в процессе формирования социокультурной толерантности. От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Выделим те качества, которыми должен обладать педагог в интересующей нас воспитательной ситуации:

требования к педагогу:

  • психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
  • общая национальная культура педагога, культура сотрудничества и взаимодействия;
  • глубокое знание национальной культуры, проявление ее в поведении;
  • профессиональное мастерство, освоение новых приемов работы;
  • отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;
  • стремление к самоанализу и саморазвитию

Включение ребенка в творческую деятельность по созданию и трансформации специальной развивающей предметно-пространственной среды

Вариативность и комплексность используемых педагогических средств: (комплект "Этнокалендарь России.ЯНАО 2013")

Этапы реализации проекта

Наименование этапа, сроки. Содержание деятельности.
I этап

(сентябрь 2013 г.- декабрь 2013 г.) (подготовительный):

создание условий

Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах.

Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Повышение собственной компетенции по теме проекта.

Анализ деятельности начальной школы по внедрению этнокалендаря в образовательный процесс для выявления путей преемственности в реализации поставленных задач.

Констатирующая диагностика по выявлению уровня сформированности толерантных начал у детей старшего дошкольного возраста. Были выделены Критерии оценки толерантного и интолерантного поведения старших дошкольников и проведен мониторинг с использованием низкоформализованного метода - целевого наблюдений, Результаты представлены на слайдах.

Определение степени готовности воспитателей, родителей (законных представителей) к формированию толерантности детей в культурно-досуговой деятельности. С этой целью были разработаны анкеты для педагогов и родителей и проведено анкетирование.

Подготовка нормативно-правовой базы. Были подписаны договоры и соглашения о взаимодействии со следующими учреждениями культуры.

Подготовка организационно-методической документации:

Разработка плана мероприятий по формированию социокультурной толерантности дошкольников посредством этнокалендаря.

Разработка плана мероприятий по оснащению уголка толерантности в группе.

Разработка плана мероприятий по повышению этнокоммуникативной компетентности педагогических работников.

Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах формирования социокультурной толерантности детей посредством этнокалендаря и вовлечению их в этот процесс по следующему плану:

- Консультация "Развитие толерантности, как объективная потребность современного общества"

- Родительское собрание "Знакомство с проектом по воспитанию социокультурной толерантности посредством этнокалендаря". Цель: познакомить с целями, задачами реализации проекта, содержанием, направлениями в работе, планом совместных мероприятий, планом взаимодействия с социумом, выступление сотрудника МРЦ и заведующего с рассказом о соглашении о сотрудничестве, заключение договоров на платную услугу

- Круглый стол "Формирование этнокоммуникативной компетенции".

- Разработка правил толерантного поведения для взрослых.

- Детско-родительского проекта "Национальные традиции гостеприимства" в рамках мероприятий, посвященных Дню народного единства.

- Творческая встреча с сотрудниками учреждений культуры города.

- Совместные детско-родительские мастер-классы.

- Тематические выставки детско-родительских поделок и творчества родителей.

- Домашние совместные с детьми просмотры мультфильмов, видеороликов и социальной рекламы нарекомендованных воспитателем сайтам, их анализ и обсуждение

(источник ссылок- мет. рек. "Этнокалендаря")

- Акции добрых дел "Смастерим кормушку своими руками"

- Совместно с родителями организованные спортивные, музыкальные и фольклорные праздники.

- Совместное с родителями посещение выставок декоративно- прикладного искусства в Городском Центре Ремесел, выставок в Музейном Ресурсном Центре.

- Участие в семейных конкурсах от Центра Национальных Культур в рамках Ассамблеи "Многообразие мира"

- Организованные экскурсии по городу к памятным местам

- Пятничные посиделки "Ой, блины, блины, блиночки"

- Оформление папки передвижки "Как помочь ребенку стать добрым?

II этап

(декабрь 2013 г. - май 2014 г.):

основной

Установление содержательных связей с учреждениями культуры города:

Заключение договоров о сотрудничестве и соглашений о взаимодействии (МБУК "Городской Центр Ремесел", МБУК "Музейный Ресурсный Центр", МБУК "Городская детская библиотека", МБУК "Центр Национальных Культур", МБУК "Молодежный центр творчества и межкультурных коммуникаций "Вектор").

Проведение совместных мероприятий в целях реализации задач проекта.

Совершенствование методической и оснащение материально-технической базы для осуществления проекта.

Реализация подпроектов цикла "ЯМАЛ".

III этап

(2014 - 2015 уч. г.):

завершающий

(итогово-обобщающий)

Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов.

Проведение социологических опросов и мониторинга.

Подготовка итоговой документации.

Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы по проекту.

Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.

Трансляция опыта учреждения в СМИ, иформационно - телекоммуникационной сети Интернет.

Новизна проекта:

  • организация образовательной деятельности с использованием этнокалендаря тематической направленности;
  • разработка спроектированной модели формирования социокультурной толерантности в образовательной среде;
  • создание педагогических условий, которые будут способствовать формированию социокультурной компетентности старших дошкольников.

Считаю, что реализация данного проекта не только будет способствовать повышению уровня социокультурной дошкольников, но и повысит профессиональную компетенцию воспитателей и родителей в вопросах толерантного воспитания детей. Намеченные планы по реализации этапов проекта обеспечивают возможность планомерной целенаправленной работы. Приведены методы оценки результата, что позволяет отследить успешность проекта.

Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.