"Познавая другие культуры мы лучше начинаем понимать свою, тем самым обогащая свою жизнь,расширяя кругозор, лучше понимаем себя и других людей". Томас Абекромби
В концепции модернизации российского образования до 2020 года говорится: "Потенциал образования должен быть в полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства". Более того, Концепция 2020 определяет толерантность как общественную ценность наравне со здоровьем, семьей, патриотизмом.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, необходимость диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов.
Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сензитивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательной организации.
Суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:
- потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольной образовательной организации в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
- потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
- необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.
Город Ноябьрского национальный и согласно прогнозам социологов национальный состав населения будет и в дальнейшем увеличиваться. Наш детский сад посещают: воспитанников, из них 25% детей являются представителями разных национальностей. Национальный состав моей группы представляют: русские, азербайджанцы, корейцы, татары, киргизы, украинцы, белорусы, казахи, башкиры, из семей с разным достатком, есть дети с особыми образовательными потребностями.
Я столкнулась со случаями непонимания детьми друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком. Так возникла идея проекта: "Формирование социокультурной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством этнокалендаря".
Методический комплекс "Этнокалендарь России. 2013 года. Ямало - Ненецкий автономный округ" выступил как основной инструмент формирования у дошкольников толерантного сознания, так как: приобщает детей к событиям, которые происходят рядом, к окружающей их атмосфере разнообразной, богатой, насыщенной культурой жизни;
Отражает народные, государственные, религиозные праздники различных конфессий. информирует о великих писателях, учёных, общественных деятелях, прославивших Отечество и наш округ; даёт возможность ребёнку познать культуру своего народа и прикоснуться к культуре другого народа. В такие моменты ребёнок получает возможность осознать то общее со всеми, что есть у каждого народа, и в то же время особенное, неповторимое, что выделяет его представителей.
Цель проекта:
Создание педагогических условий формирования социокультурной толерантности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Задачи проекта:
- Формирование социокультурной толерантности у старших дошкольников
- Создание предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, способствующей формированию социокультурной толерантности детей старшего дошкольного возраста
- Содействие формированию этнокоммуникативной компетентности педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанников
- Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах формирования социокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Толерантность дошкольника подразумевает:
- умение ребенка осуществлять социальные коммуникации,
- тактичное и уважительное отношение к окружающим людям,
- способность к восприятию многообразия мира.
Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, воспитательно-образовательной, культурно- досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.
Семейно-бытовая сфера исторически и генетически является первой и самой сильной по степени воздействия на подрастающую личность.
- совместные праздники и развлечения,
- экскурсии,
- совместные просмотры медиа,
- совместная проектная деятельность.
В учебно-воспитательной сфере происходит институализация процесса воспитания, однако при этом существует рассогласованность всех воспитательных институтов, как средств формирования толерантности. Сегодня нередки случаи, когда первые уроки ксенофобии ребенок получает в семье, на улице, от своих сверстников, что существенно ослабляет возможности учебно-воспитательной сферы, в силу определенной заформализованности применения методов и подходов. Учебная деятельность служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение ребенка среди сверстников, ранжирует детей, что может вызвать проявление интолерантности.
- единый тематический день;
- проектная деятельность;
- интегрированная непосредственно образовательная деятельность;
- театрализованная деятельность по сказкам народов мира.
Ситуации морального выбора.
Культурно-досуговая сфера имеет огромный воспитательный потенциал в формировании толерантности дошкольников. Это практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания различных видов культуры, что способствует формированию толерантности. Досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая способствует познанию детьми культуры и искусства, т.е. формированию их базовой культуры; что необходимо для воспитания толерантных начал, особенно в детском возрасте. Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества толерантной личности, как человечность, гуманность, порядочность, социальная активность.
Условия реализации проекта
Готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе в условиях поликультурной среды
Педагогу отводится особое место в процессе формирования социокультурной толерантности. От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Выделим те качества, которыми должен обладать педагог в интересующей нас воспитательной ситуации:
требования к педагогу:
- психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
- общая национальная культура педагога, культура сотрудничества и взаимодействия;
- глубокое знание национальной культуры, проявление ее в поведении;
- профессиональное мастерство, освоение новых приемов работы;
- отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;
- стремление к самоанализу и саморазвитию
Включение ребенка в творческую деятельность по созданию и трансформации специальной развивающей предметно-пространственной среды
Вариативность и комплексность используемых педагогических средств: (комплект "Этнокалендарь России.ЯНАО 2013")
Этапы реализации проекта
Наименование этапа, сроки. | Содержание деятельности. |
I этап (сентябрь 2013 г.- декабрь 2013 г.) (подготовительный): создание условий |
Теоретический анализ состояния
проблемы в научно-методических ресурсах. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Повышение собственной компетенции по теме проекта. Анализ деятельности начальной школы по внедрению этнокалендаря в образовательный процесс для выявления путей преемственности в реализации поставленных задач. Констатирующая диагностика по выявлению уровня сформированности толерантных начал у детей старшего дошкольного возраста. Были выделены Критерии оценки толерантного и интолерантного поведения старших дошкольников и проведен мониторинг с использованием низкоформализованного метода - целевого наблюдений, Результаты представлены на слайдах. Определение степени готовности воспитателей, родителей (законных представителей) к формированию толерантности детей в культурно-досуговой деятельности. С этой целью были разработаны анкеты для педагогов и родителей и проведено анкетирование. Подготовка нормативно-правовой базы. Были подписаны договоры и соглашения о взаимодействии со следующими учреждениями культуры. Подготовка организационно-методической документации: Разработка плана мероприятий по формированию социокультурной толерантности дошкольников посредством этнокалендаря. Разработка плана мероприятий по оснащению уголка толерантности в группе. Разработка плана мероприятий по повышению этнокоммуникативной компетентности педагогических работников. Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах формирования социокультурной толерантности детей посредством этнокалендаря и вовлечению их в этот процесс по следующему плану: - Консультация "Развитие толерантности, как объективная потребность современного общества" - Родительское собрание "Знакомство с проектом по воспитанию социокультурной толерантности посредством этнокалендаря". Цель: познакомить с целями, задачами реализации проекта, содержанием, направлениями в работе, планом совместных мероприятий, планом взаимодействия с социумом, выступление сотрудника МРЦ и заведующего с рассказом о соглашении о сотрудничестве, заключение договоров на платную услугу - Круглый стол "Формирование этнокоммуникативной компетенции". - Разработка правил толерантного поведения для взрослых. - Детско-родительского проекта "Национальные традиции гостеприимства" в рамках мероприятий, посвященных Дню народного единства. - Творческая встреча с сотрудниками учреждений культуры города. - Совместные детско-родительские мастер-классы. - Тематические выставки детско-родительских поделок и творчества родителей. - Домашние совместные с детьми просмотры мультфильмов, видеороликов и социальной рекламы нарекомендованных воспитателем сайтам, их анализ и обсуждение (источник ссылок- мет. рек. "Этнокалендаря") - Акции добрых дел "Смастерим кормушку своими руками" - Совместно с родителями организованные спортивные, музыкальные и фольклорные праздники. - Совместное с родителями посещение выставок декоративно- прикладного искусства в Городском Центре Ремесел, выставок в Музейном Ресурсном Центре. - Участие в семейных конкурсах от Центра Национальных Культур в рамках Ассамблеи "Многообразие мира" - Организованные экскурсии по городу к памятным местам - Пятничные посиделки "Ой, блины, блины, блиночки" - Оформление папки передвижки "Как помочь ребенку стать добрым? |
II этап (декабрь 2013 г. - май 2014 г.): основной |
Установление содержательных связей с
учреждениями культуры города: Заключение договоров о сотрудничестве и соглашений о взаимодействии (МБУК "Городской Центр Ремесел", МБУК "Музейный Ресурсный Центр", МБУК "Городская детская библиотека", МБУК "Центр Национальных Культур", МБУК "Молодежный центр творчества и межкультурных коммуникаций "Вектор"). Проведение совместных мероприятий в целях реализации задач проекта. Совершенствование методической и оснащение материально-технической базы для осуществления проекта. Реализация подпроектов цикла "ЯМАЛ". |
III этап (2014 - 2015 уч. г.): завершающий (итогово-обобщающий) |
Анализ результатов реализации проекта,
корректировка содержания, подведение итогов. Проведение социологических опросов и мониторинга. Подготовка итоговой документации. Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы по проекту. Обобщение положительного опыта работы в данном направлении. Трансляция опыта учреждения в СМИ, иформационно - телекоммуникационной сети Интернет. |
Новизна проекта:
- организация образовательной деятельности с использованием этнокалендаря тематической направленности;
- разработка спроектированной модели формирования социокультурной толерантности в образовательной среде;
- создание педагогических условий, которые будут способствовать формированию социокультурной компетентности старших дошкольников.
Считаю, что реализация данного проекта не только будет способствовать повышению уровня социокультурной дошкольников, но и повысит профессиональную компетенцию воспитателей и родителей в вопросах толерантного воспитания детей. Намеченные планы по реализации этапов проекта обеспечивают возможность планомерной целенаправленной работы. Приведены методы оценки результата, что позволяет отследить успешность проекта.
Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.