Цели урока:
- Получение новых знаний о чувашских числовых знаках.
- Умение применять комбинированные знания в области математики, краеведения.
Задачи урока:
- Ввести понятие позиционной системы счисления,
- Ознакомление с истоками математической культуры чувашей;
- Ознакомление с чувашскими числовыми знаками и решение задач;
- Формирование уважительного отношения к истории и культуре чувашского народа
- Развитие познавательных интересов.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, экспонаты школьного этнографического музея (налоговые бирки, бердо).
Программное обеспечение: MS PowerPoint ХР.
Дидактический материал: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Наш урок посвящен чувашским числовым знакам. Количественные представления людей, формировавшиеся во взаимодействии с условиями жизни, впоследствии, под влиянием практических потребностей развивались и постепенно складывались в науку о числе и счёте.
У чувашей не было письменности, но они с древних времён широко пользовались приемами пиктографии (картинное письмо) и идеографии (иероглифы), имели свои числовые знаки. Чувашские числовые знаки имели некоторое внешнее сходство с римскими, но не совпадали с ними. Вот некоторые из них (внизу поставлено их значение арабскими цифрами):
1 - I 2 - II 3 - III 4 - IIII |
5 - / 6 - I/ 7 - II/ 8 - III/ |
9 - IIII/ 10 - X 20 - XX 100 - |
Учитель: Прочитайте числа, которые написаны чувашскими числовыми знаками и запишите их, используя арабские цифры.
1 | III | |
2 | IIX | |
3 | XXX | |
4 | /X | |
5 | X | |
6 | / | |
7 | II/X |
Учитель: В чтении чисел возникли трудности. Почему? (Ответы учащихся).
Чувашские числовые знаки.
Принято думать, что чуваши не имели знаков для изображения чисел, не имели цифр. Многие недоумевают, когда слышат о чувашских цифрах. На самом деле у чувашей были свои знаки для чисел, свои цифры, напоминающие римские. Чувашские цифры существенно отличаются от римских, например, 4, 5, 9, 14, 15, 19 и др. Материалом для обметки чисел у чувашей служило дерево, а орудием воспроизведения числового знака - складной нож.
Всем известны чувашские бирки (картсем). На них острым ножом вырезались знаки: I = 1, II = 2, III = 3, IIII = 4, / = 5. Дальнейшие числа изображаются прибавлением первых цифр с левой стороны (но допустимо и справой): I/ = 6, II/ = 7, III/ = 8, IIII/ = 9. Десять у чувашей изображалась как и у римлян, в виде сложенных накрест больших пальцев обеих рук.
Учитель: Вернемся к таблице. Попробуем прочитать ранее непрочитанные числа. (Ответы учащихся).
Учитель: Обратите внимание на следующую таблицу. (Чтение таблицы с комментариями).
Учитель: Используя данные таблицы, решим задачи (раздаточный материал).
Как изображаются чувашскими знаками следующие числа?
1948 | 2002 | ||
1999 | 336 | ||
746 | 511 |
Решите примеры и заполните таблицу.
IIII/XXX - II/X = | |
IIIX + III/XXX = | |
/XXXX - ? = III/X |
Продолжите последовательность чисел:
а) X, XX, XXX, :?
б) I, II, III, :?
Применение числовых знаков чувашами.
Учитель: Где можно увидеть чувашские числовые знаки? (Ответы учащихся).
Учитель: Действительно, знаки применялись плотниками для нумерации венцов сруба, обозначения размеров нитченок и берда. Они наносились на своеобразные счетные документы - земельные брусы, бирки сборщиков хлебных податей и др. В нашем школьном этнографическом музее хранятся следующие экспонаты: налоговые бирки, бердо от ткацкого стана. (Показ экспонатов).
Учитель: Народный музей села Чувашская Сорма хорошо известна далеко за пределами Аликовского района Чувашской Республики. В этом музее хранится тетрадка в зелёном переплёте - податная книга, в которой фиксировалась уплата налогов крестьянами. Чуваши называли её "симес кенеке" (зелёной книгой - по цвету обложки). Первая запись гласит, что 24 февраля 1846 года сборщик податей получил 14 р.78 копеек, в чём и расписался. Особый интерес здесь представляет то, что сумма на следующей строке продублирована условными знаками - чувашскими цифрами. Как же она записана?
Особые знаки денежного счета чувашей | |
1 копейка - I 10 копеек - Х |
1 рубль - 10 рублей - |
Ответ:
Задача. Книга стоила XXXXII рубля. Когда Миша и Маша посчитали свои деньги, они обнаружили, что не хватает 15 копеек. Сколько было у них денег?
Ответ: XXIIIIIII.
Рефлексия.
Продолжи фразу:
Сегодня на уроке :
Теперь я знаю :
Мне на уроке :
Подведение итогов.
У народов Поволжья существовали две группы числовых знаков - плотницко-столярные и денежная.
Плотницко-столярные знаки в деревянном строительстве ввиду удобства их нанесения топором практикуются по настоящее время. С распространением грамотности денежная группа была вытеснена и забыта.
Чувашские цифры были громоздки и неудобны, поэтому они были вытеснены из обихода чувашей. В быту они стали пользоваться арабскими цифрами.
7. Домашнее задание.
1. Напишите чувашскими цифрами день рождения родителей.
2. Изобразите древнечувашскими знаками следующие денежные суммы:
17 р. 54 к., 3 р. 47 к.
Список использованной литературы:
- Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Вып. 4. - Чебоксары, 1994.
- Енькка Е. Родной край. Учебное пособие для 5 класса. - Чебоксары, 2005.
- Мерлина Н. И., Яковлева М. В. Счёт и фольклорные математические задачи чувашей. - Чебоксары, 2004.