Цель: формирование навыка написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правописанием окончаний глаголов 2-го лица единственного числа;
- закрепить понятие глагола как части речи;
- формировать навык правописания глаголов.
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
- способствовать развитию речи детей;
- воспитывать интерес к русскому языку;
Развивающие:
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, учебную проблему; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; умение строить логическую цепь рассуждений; умения переводить текст на знаково-символический язык - схему.
Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:
Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей, формировать ценностное отношение к здоровью.
Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и "незнания", свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.
Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, в парах, групповая.
Оборудование и дидактический материал:
- учебный комплект Т.Г.Рамзаевой;
- мультимедийная установка, интерактивная доска;
- презентация PowerPoint (Приложение 1);
- презентация Notebook (Приложение 2);
- карточки: за правильный ответ, за активность на уроке - для групповой работы; карточка красного цвета,карточка синего цвета, "?", "!", "-"- для самооценки (Приложение 3);
- тест по теме "Глагол" (Приложение 4); раздаточный материал (Приложение 5).
Технологическая карта урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | Дидактический материал, оборудование. | Формирование УУД П (познавательные) Л (личностные) Р (регулятивные) К(коммуникативные) |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. |
Включение в деловой ритм. Устное
сообщение учителя:
Сабир Абдулла (узбекский поэт) |
Подготовка обучающихся к работе | Слайд 2 (Приложение 1) | Л: адекватная мотивация к учебной
деятельности, формировать ценностное отношение
к русскому языку. Р: целеполагание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности. | Выявляет уровень знаний. Определяет
типичные недостатки. - Поднимите карточки красного цвета те ребята, которые оценили свою работу на "5" и карточки синего цвета - на "4" |
Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Тест по теме "Глагол" (Приложение 4) | К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками. П: анализ объектов с целью выделения признаков. |
- За каждое правильно выполненное задание, ученик получает определённое количество баллов. В данной работе необходимо набрать 10 баллов для получения отметки "5", 9-8 б. - "4", 7-6 б. - "3", 5-0 б. - "2". | Обучающиеся читают, выбирают и самостоятельно записывают номера выбранных ответов в таблицу, данную на этом же листе. | |||
Проверка выполняется по слайдам. - Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно. |
Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, самооценка. | Слайды 3-13 (Приложение 1) (правильные ответы выделены на слайдах красным цветом) Карточки красного и синего цвета (Приложение 3) |
||
III. Актуализация знаний и целеполагание | - О чём пойдет речь на уроке узнаем
немного позже, а пока поработаем в группах. - Чем похожи слова? (Ь на конце слов) - Разделите данные слова на группы. -По каким признакам вы их разделили? (по принадлежности к частям речи) -Как догадались? |
Обучающиеся работают в группах. На листах слова (глушь, идёшь, видишь, тишь, гуашь, гуляешь, принесёшь, постучишь) (Приложение 5) - По вопросу |
На слайде 1 (в программе Notebook) запись данных слов. Производится проверка выполненного задания по слайду 2 (Приложение 2) |
П: умения самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, учебную
проблему, умение осуществлять поиск и выделение
необходимой информации при работе с данным
источником информации, умение наблюдать за
языковым материалом, проводить на основе
наблюдения познав.операции: анализ, синтез,
классификацию, сравнение, обобщение. умения
сознательно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме. Л: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Работа с первой группой слов - с существительными. | Р: выполнять целеполагание,
прогнозиров. вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения, обнаруживать и
формулировать проблему, самоконтроль. К: воспитывать умение слушать, умение работать в группе, контролировать действия партнера, извлекать пользу из опыта одноклассников, вступать в диалог. |
|||
- Вспомним, какую роль выполняет Ь у
этих существительных? - Верно, Ь пишется на конце существительных не для обозначения мягкости, а для оформления грамматических форм. - Обратим внимание на вторую группу слов - глаголы. - Можно ли разделить глаголы на 2 группы? - По какому признаку? |
- Указывает на женский род, ед. число,
И.п., 3 скл. - С этим правилом мы знакомы. |
Карточки для самоконтроля и
самооценки: "За правильный ответ" "За активность на уроке" (Приложение 3) |
||
- Что общего у этих глаголов? - Докажите. |
-Да - По времени (1 группа - глаголы в настоящем времени, 2 группа- глаголыв будущем времени) Проверка у доски: распределяют глаголы в две колонки. -1. Все глаголы 2-го лица ед. числа (к данным глаголам можно подставить местоимение ТЫ) - 2. И на конце слов написанЬ - В окончании (выделить маркером) |
|||
- Определите, в какой части слова написан Ь | ||||
IV. Открытие нового знания | Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации. | - Нет. [Ш]- всегда твёрдый -Для оформления грамматических форм глагола. - Ь указывает на форму 2-го лица ед. числа глаголов в настоящем и будущем времени |
П: умения самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель;
умение осуществлять поиск и выделение
необходимой информации при работе с данным
источником информации, умение наблюдать за
языковым материалом, проводить на основе
наблюдения познав. операции: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, умение переводить текст на
знаково-символический язык -схему, умения
сознательно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме Л: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, обнаруживать и формулировать учебную проблему,контроль, самоконтроль. К: воспитывать умение слушать, контролировать действия партнера, извлекать пользу из опыта одноклассников, вступать в диалог. |
|
- Служит для обозначения мягкости
согласного? - Почему? - Какую роль он выполняет? |
||||
-Какой вывод можете сделать? | - Тема нашего сегодняшнего урока будет звучать так: "Правописание окончаний глаголов 2 лица ед. ч. в настоящем и будущем времени" | Слайд 14 (Приложение 1) |
||
- Над какой темой будем работать? - Да сегодня мы с вами познакомимся с особенностью окончаний глаголов во 2 лице ед. числа |
||||
- Давайте проверим себя, а для
этого сравним наш вывод с выводом в учебнике на
стр.76. - Верно ли мы с вами сделали вывод? - Заполним схему Ь после шипящих у сущ 3 скл. у гл. 2 л. ед ч. -Пользуясь схемой, расскажите правило правописания окончаний глаголов 2 л. ед ч. |
Работа по учебнику. - Да Работа в парах |
Слайд 15 | ||
Слайд 16 | ||||
V. Физкульт. минутка |
|
Обучающиеся сами называют слова разных
частей речи. Глагол - руки вверх, другая часть речи - приседают. |
Слайд 17 (Приложение 1) | Л: формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни |
VI. Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Работа по учебнику с. 78 упр. 432 Проверка: |
Решают типичные задания с
проговариванием алгоритма вслух Обучающиеся вместе с учителем, применяя правило, вставляют в пословицы глаголы 2 -го л. ед. ч. |
Слайд 18 (Приложение 1) |
П: умения сознательно и произвольно
строить речевое высказывание в устной форме Л: положительное отношение к проделанной работе Р: самоконтроль, самооценка, уметь учитывать правило при выполнении упражнения, вносить необходимые коррективы в действие, сличение результата с заданным эталоном К: контролировать действия партнера, слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними, уметь работать в группе |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению
новых знаний. Самооценка: не допустил ошибок "!" Кто допустил и ему нужно тренироваться "?", "-". -Не расстраивайтесь, в следующий раз всё получится. -А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь? - Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи. |
Самостоятельная работа. Задание: от глаголов неопределённой формы образуйте форму 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени: идти, пойти, брести, помочь, беречь, достичь, рисовать, писать, учить, сочинять. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Дети готовят сигнальные карточки. |
Слайды 19 - 20 (Приложение 1) Карточки для самооценки "?", "!", "-" (Приложение 3) |
Л: самоопределение Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения |
VIII. Рефлексия деятельности (Итог урока) |
Организует рефлексию Закончите предложения. Cегодня я на уроке узнал... Я понял, что : Себя я могу похвалить за : Эти знания мне пригодятся: |
Осуществляют самооценку собственной
учебной детяельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия. Обучающиеся продолжают предложения, записанные на слайде. |
Слайд 21 (Приложение 1) с рефлексией деятельности "Закончите предложение" | Л: смыслообразование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: рефлексия |