Урок математики по теме "Сложение отрицательных чисел". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Дети предварительно объединены в группы по 4-6 человек. На столах приготовлены китайские шапочки, необходимые инструкции (приложения) для работы. Для урока подготовлена презентация из 13 слайдов. Учебник Виленкина Н.Я.

-Ни хао! Здравствуйте! Ни хао по-китайски, буквально означает: "ни" - ты, "хао" - хороший, значит, каждый из вас хороший и у вас все получится.

Мы живем с вами в России- великой и могучей стране. Но Россия и миролюбивая страна и поддерживает добрые отношения со всеми странами. У нас по соседству есть страна, которая не менее великая и могучая. Это Китай. Как и любая другая страна, Китай богат своей историей, своими достижениями и своим неоценимым вкладом в историю цивилизации.

С уроков истории вы знаете, какой вклад внесли китайцы своими изобретениями. Поделитесь: (изобретение бумаги, фарфора, фейерверков, китайцы первыми выплавляли сталь и чугун, первыми стали ткать шелк).

- А почему мы сегодня заговорили о Китае, и в чем вязь между Китаем и темой урока.

Китайцы первыми научились выполнять действия с числами, имеющими разные знаки.

- Значит, что сегодня предстоит узнать?

Как выполнять действия с числами, имеющими разные знаки!

А какие действия?

-Умножение, деление, сложение, вычитание

Но вы уже изучали действия с различными числами, так с какого начнем?

Сложение

Итак, конкретизируем тему урока:

Сложение отрицательных чисел.

Всякий раз, когда начинается новое дело, мы задаем себе вопросы, т.е. присваиваем себе это дело. И в течение урока предстоит ответить на три вопроса ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

На какой из этих вопросов уже есть ответ?

Что? Тема урока

Действительно, еще в Древнем Китае люди умели выполнять простые арифметические действия с положительными и отрицательными числами. А как это происходило, мы сейчас с вами и узнаем . Вы неслучайно сегодня объединились в группы и каждая группа будет представлять свободную общину китайских земледельцев, возделывающих рис. Вот атрибуты, вам понадобится на урок только тетрадь и ручка. Облачайтесь.

Дети надевают китайские шляпы

- Давным-давно, за Великой Китайской стеной, в одном царстве жили 4 свободные общины земледельцев, которые возделывали рис.Правила в общинах были строгие, какие - узнаете из свитка, который у вас на столе.

Дети читают правила работы в группе

- Ну что, земледельцы, начнем?

- У вас имеется заготовленные таблицы урожая, которые вы будете заполнять год от года, собирая урожай.

Год Весь урожай На семена (посадка) На еду (всего) Излишки (на роскошь) Расчеты
1-ый год 35 мешков        
2-ой год          
3-ий год          
4-ый год          
5-ый год          

- Ваша задача распределить урожай, согласно правилам, которые записаны в трактате о земледелии в общине. Трактат перед вами

Дети изучают трактат о земледелии в общине

Работа в группах:

- Распределите имеющийся у вас урожай 1-го года: 35 мешков

Дети распределяют: +20 (на семена) +10 (на еду) +5(излишки)

- Год 2-ой: Урожай в этом году получился на славу, аж 45мешков. Распределите его как вы считаете нужным

Дети распределяют: +20 (на семена) +10 (на еду) +15(излишки)

- Год 3-ий: Год выдался неурожайным, дождливым и холодным. Урожай с 20 мешков - всего 12 мешков. Распределите. (Если дети не знают как распределить, то надо обговорить, как поступают в жизни люди, если у них не хватает денег или продуктов. Приходят к выводу, что надо взять в долг. Договоримся, что то количество, которое было взято в долг, обозначать со знаком минус, т.е. отрицательным числом. Так поступали древние китайцы.)

Дети распределяют: 15+5 (на семена) +10(на еду) 0 (издишки) -15(пришлось занять в других царствах)

Год 4-ый: Год выдался еще более суровый и рис не уродился. Всего 8 мешков.

Распределите.

Дети распределяют +8 +12 (на семена) +10 (на еду) 0 -18 да -15 = -33 (пришлось еще занять в других царствах)

Год 5-ый: Ну, славное лето. Урожай небывалый, не зря вы верили, что природа смилостивится. Урожайность 68 мешков! Распределите.

Дети распределяют, не забывая о том, что нужно отдать долги.

+20 (на семена) +10 (на еду) 38+( -33) = 5 (даже остались излишки)

-Долгов нет, на будущий урожай заложили, на еду оставили, да еще излишки остались. Посмотрите на 3-ий год. Сколько у вас был долг - -15, а в 4-ый год еще взяли долга -18. Как вы узнали, сколько у вас долг составляет за два года?

-Сложили и поставили знак минус

Молодцы! Получается вы сами сложили отрицательные числа! А как можно на математическом языке сказать, как сложить два отрицательных числа?

Дети формулируют правило. "Чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их модули и перед полученным результатом поставить знак минус".

-С помощью математических знаков мы можем этот способ представить следующим образом: -a+ (-b) = - (|-a| +| - b|) = - (a +b)

На доске записывается пример -9 + (-12)

- А если бы у вас был долг - 9 мешков, да вы еще взяли (-12) мешков, то каков бы был ваш долг?

Дети отвечают - 21.

- Верно! А тогда сколько будет - 35 + (- 24)? (-59)

- А слабо сосчитать вот такие примеры?

На слайде представлены примеры для вычисления:

- 2,7 + (- 6,2)

-1/2 + (-1/3)

-0,251 + (- 0,37) + (-0,009) +(-1,63) =

(Ответы: -8,9; - 5/6; - 2,26)

- Поднимите руки у кого не такие ответы. А в ответе есть минус? Тогда ошибка вычислительная. Над этим надо будет поработать.

На какой из трех поставленных вопросов (ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?) нам удалось ответить?

КАК?

Физминутка. В разных местах класса спрятаны маленькие записки. За 1 минуту надо их найти.

Текст записки может содержать различные примеры, но обязательное условие, чтобы они были простыми и один пример был неправильно сосчитан)

Дорогой друг!

Помоги мне поверить примеры, которые решал шестиклассник из соседнего царства и поставь ему оценку (если все верно, то "5", если одна ошибка, то "4", если две ошибки, то "3", если больше двух ошибок, то сам придумай что сделать!

- 35 + (-45) = - 80

- 2,5 + (-2,5) = 5

- 100 + (- 0,7) = - 100,7

- 0,001 + (- 0,009) = - 0,01

-1 2/5 +( - 1 3/5) = -3

Дети находят записки и проверяют их. У всех должна быть оценка "4".

Какая ошибка у шестиклассника? Спасибо большое, помогли.

Не поставил знак минус во втором примере.

Итак, давайте вспомним, какое новое знание вы приобрели сегодня?

Повторим еще раз способ!

Научились складывать отрицательные числа.

А теперь настало время членам общины узнать, как они усвоили способ сложения отрицательных чисел. Если рядом не окажется специалиста по подсчету суммы отрицательных чисел, сможете ли вы самостоятельно это сделать? Предлагаю вам для самоконтроля следующие задания:

Для удобства я вам подготовила их на карточках. Выберите из предложенных 5 и вычислите.

1) -17 + (-8)= 5) - 5 +(-238)=
2) - 1,6 +(-4,7)= 6) - 8,8 + (-4,2)=
3) - 1,75 + (-8,25) = 7) - 1 3/8 + (- 2 5/6) =
4) - 5/9 + (-1/3) = 8) - 5 1/12 + (- 3 1/20)

Дети выполняют и проверяют по ответам, представленным на слайде.

Проверьте и оцените себя. Как оценивать вы уже знаете, а если забыли, то можно посмотреть в записке. Какие у вас оценки?

Ну что ж, в Древнем Китае научились складывать и вычитать числа с разными знаками и передали свои знания всему миру. И мы воспользовались этими знаниями, и теперь вы знаете больше. Разоблачайтесь.

Скажите, ребята, а есть ли среди ваших родителей, родственников, близких или знакомых люди, которые занимаются земледелие, работают в колхозе или других сельхозпредприятиях?

Я предлагаю вам узнать об урожае озимых в нашем районе в этом году и рассказать об этом своим родным или знакомым. Поверьте, им это будет интересно.

Расскажите своим родственникам или знакомым, работающим в сельскохозяйственном предприятии, о будущем урожае озимых зерновых в 2013 г.

Задание: Определите процент всхожести озимых в 2013 году в сельхозпредприятиях Березовского района, если известно, что о всхожести озимых судят по погодным условиям и снежному покрову в ноябре месяце. Сделайте вывод.

Информация: При снежном покрове 10-15 см (именно такой покров снега был на полях района в 2012 году в ноябре) теряется часть урожая:

Средняя температура за неделю (7 дней) Потери урожая
до - 10°С 0%
От - 10°С до -15°С До 10 %
От -15°С до -20°С До 15 %
От -20°С до -30° и ниже До 20 %

Дополнительный источник информации: Подшивка газеты "Сельская новь" за ноябрь месяц 2012 г. с рубрикой "Погода". Выбирать нужно более низкую температуру в течении дня (день-ночь).

Бланк ответа:

Дата 1 ноября 2 ноября 3 ноября 4 ноября 5 ноября 6 ноября 7 ноября Средняя температура
Температура                
Вывод: (Начните со слов: Мы считаем, что :, На наш взгляд:, Мы пришли к выводу:)

Итак, какие выводы сделали вы в группе? Пожалуйста.

Дети от каждой группы выступают и делают вывод.

А какой общий вердикт по урожаю озимых 2013?

Урожайность составит100%

- Очень хорошо! Не забудьте рассказать своим близким.

Выполнив это задание, можно ответить на третий вопрос ЗАЧЕМ знать действие сложения отрицательных чисел:

Уметь складывать отрицательные показания термометра для разных жизненных задач.

- А теперь подведем итоги. У вас в каждой группе имеется лист самоконтроля, посовещайтесь, заполните его и поделитесь с нами.

Дети проводят рефлексию.

- Скажу вам по секрету, а ведь вы еще одно действие выполнили. Не только сложили отрицательные числа, но и еще кое какие, но об этом -на следующих уроках.

Не забудьте записать домашнее задание

Домашнее задание:

1) Способ сложения отрицательных чисел применяйте при решении упражнений из учебника №1056 и №1057 (один на выбор, а) или б))

2) Подготовьте сообщение из истории сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел в других странах (Д.Индия, Д.Греция, Европа, Азия)

- Цзай цзянь! (До свидания, по-китайски).

Спасибо за урок!

Приложения.