Цели:
- Познакомить с симфоническим оркестром, музыкальными инструментами, входящими в его состав.
- Развивать музыкальный слух, образное мышление, певческий голос.
- Воспитывать музыкальный вкус, слушательскую и исполнительскую культуру; интерес к музыкальному искусству.
Понятия:
- концертный зал
- темп
- тема (лейтмотив)
- партитура
- инструменты симфонического оркестра
Ход урока
1. Организационный момент.
(Дети входят в класс и становятся в круг, учитель и дети музыкально приветствуют друг-друга).
- Наш урок мы начнем с песни "Краски"(группа "Барбарики"), но сначала подготовим наш голосовой аппарат. Повторяйте все за мной.
Проводится пальчиковая гимнастика
Исполнение песни "Краски".
2. Проверка домашнего задания.
- Вы заканчиваете 2 класс, и уже неплохо разбираетесь в музыке. И вот задание для настоящих знатоков.
(Звучит фрагмент арии Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка").
- Ребята, кто узнал эту музыку?
- Молодцы, настоящим знатокам и награда! За каждый правильный ответ вы будете получать нотку (жетон).
- Назовите композитора оперы?
- Что такое ария? (Песня, характеризующая портрет героя).
- Какой образ Снегурочки вы представили себе? (Веселая, задорная, озорная).
- Какие музыкальные краски подобрал композитор, чтобы нарисовать этот образ? (Высокий регистр, звонкий высокий тембр, мажорный лад, быстрый темп, разный ритмический рисунок).
- Мы прослушали отрывок из оперы. А что такое опера? (Это музыкальный спектакль в котором все поют).
- В чем его особенность? (Пение вместо разговорной речи).
- А какой еще музыкальный спектакль вы знаете? (Балет)
- Чем отличается балет от оперы? (Балет-это музыкальный спектакль ,в котором характер героев передается через танец).
- Где можно увидеть и услышать оперу и балет? (В музыкальном театре).
- Назовите известные театры оперы и балета? (Ла Скала-в Италии, Большой театр оперы и балета в Москве, театр оперы и балета в Новосибирске).
3. Сообщение темы урока.
(Звучат 3 звонка - сигнал начала концерта, спектакля. Объявляют)
- Чешская народная песня "Кукушка"! Солист Лунгов Алексей, концертмейстер Лалетина Ирина.
(исполнение пьесы. Звучат аплодисменты).
- Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О концерте)
- Вы правы, сегодня мы с вами отправимся на концерт классической музыки в концертный зал, где познакомимся с симфонической сказкой С.С. Прокофьева "Петя и волк".
- А у нас в городе есть концертные залы? (Муз. драм. театр; филармония; ДНТ; КУИ). Но самый главный концертный зал нашей страны, где выступают великие музыканты всего мира - это Большой зал Московской консерватории.
4. Объяснение нового материала.
- Ребята, а существуют ли правила поведения в концертном зале? Назовите их.
- Садимся на места согласно купленным билетам;
- Первым в зал входит кавалер, за ним идет дама, т.к. кавалер должен найти место;
- В зале нельзя шуметь, громко разговаривать, разговаривать по телефону, есть;
- Есть можно только в буфете во время антракта.
- Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в концертном зале.
На сцене - симфонический оркестр. Симфонический оркестр- это самый богатый оркестр по количеству инструментов. Свое название он получил от греческого слова "симфония", что означает длинное красивое музыкальное произведение, для которого нужно большое количество музыкальных инструментов и разнообразных тембров.
- Как вы думаете, инструменты в оркестре расположены согласно определенному порядку или каждый по себе?
- Если присмотреться, то можно увидеть, что в оркестре все инструменты расположены в строгом порядке.
(Рассматривание схемы симфонического оркестра)
-Впереди находится струнная группа оркестра. За ними, расположились деревянные духовые инструменты. Справа от них, семейство медных духовых инструментов. За ними - ударная группа.
(Просмотр видеоклипа об инструментах симфонического оркестра).
- С.С.Прокофьев специально написал музыку к сказке "Петя и волк", чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Давайте знакомство со сказкой начнем с либретто. А что такое либретто? (Краткое содержание спектакля)
- Откройте, пожалуйста либретто.
- Назовите инструменты, исполняющие лейтмотив Пети.
- Назовите инструменты, исполняющие тему птички.
- Назовите инструменты, исполняющие тему утки.
- Назовите инструменты, исполняющие тему кошки.
- Назовите инструменты, исполняющие тему дедушки.
- Назовите инструменты, исполняющие лейтмотив волка.
- Назовите инструменты, изображающие выстрелы охотников.
5. Просмотр мультфильма "Петя и волк".
-А теперь мы с вами посмотрим симфоническую сказку С.С. Прокофьева "Петя и волк".
6. Анализ сказки.
- Понравилась вам сказка?
- Кто автор этого произведения? (С.С. Прокофьев)
- Зачем С.С. Прокофьев создал это произведение?(Чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра).
- Почему композитор выбрал для утки гобой? (Голос гнусавый, похож на кряканье)
- Какой инструмент помог создать образ дедушки? (Фагот- самый низкий по тембру)
- Почему композитор выбрал 3 валторны для образа волка?(Показать, что волк очень злой и кровожадный)
- Каким по характеру вы представляете себе Петю? (Веселым, задорным, решительным мальчиком).
- Какие инструменты раскрывают его характер? (Виолончель, альт, скрипки).
7. Оркестр.
- А сейчас я предлагаю вам организовать свой маленький оркестр. Возьмите инструменты .Посмотрите на экран. Здесь вы видите партитуру для каждого инструмента, где каждый инструмент вступает строго в свое время.
- А теперь давайте тренироваться играть в оркестре.
(Играют 2 раза)
8. Итог урока.
- Подошел к концу наш урок. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какими новыми словами вы познакомились.
(Оценки за урок)
9. Домашнее задание.
- Прослушать произведение .
- Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк".